"Автоэкзотика-2003"

Часть 3. Олдтаймеры и раритеты

Это не "Чайка", естественно, а ЗиЛ-111, машина, которая стояла на более высокой ступени табели о рангах советского автопрома

Центральным событием фестиваля стало ралли классических автомобилей, организованное клубом Classic Auto субботним днем. Список его участников был весьма неоднороден, как по классам машин-участников, так и по их хронологическому диапазону. В отличие от прочих автомобильных соревнований, это ралли ветеранов мог выиграть не самый быстрый, но самый точный. Дистанция должна быть пройдена участниками в точном соответствии с дорожной книгой; за каждую секунду ошибки в ту или иную сторону, и за каждое нарушение правил движения начислялись штрафные очки.

Участники ралли "классиков":
Buick 40 Special (1937 г.) Auburn Speedster (1931 г.)
Ford Thunderbird (1956 г.) Chevrolet Corvette (1960 г.)
Тот самый "Аденауэр"

Маршрут гонок пролегал по улицам Москвы и окрестностей, и вот, уже спустя полтора часа на Тушинском поле стали появляться первые экипажи. Наверное, не случайно, самым точным оказался черный Jaguar XK-120 постройки конца 50-х, ведь в легенду вошли ходовые качества этого небольшого, но скоростного автомобиля. Кубок за второе место достался представительскому Mercedes-Benz 300D 1957 года, более известному под именем "Аденауэр" (поскольку на аналогичном автомобиле ездил этот первый послевоенный канцлер ФРГ), на третьей ступени оказался гоночный Delahaye Super Sport середины 30-х.

Рассказ об автомобильных редкостях нынешней "Автоэкзотики" хотелось бы предварить напоминанием: откуда все это иномарочное разнообразие взялось среди довольно аскетичного промышленного набора автомобилей советского периода. Ведь, как известно, СССР испытал как минимум два наплыва легковых (и не только) авто зарубежного производства.

Изначально, сразу же после установления дипломатических отношений с Западом в начале 20-х, совдеповские госучреждения стали массово закупать тамошнюю автотехнику: ведь своей-то практически еще не выпускалось, а ездить на чем-то надо было. Процент иномарок вплоть до конца 30-х оставался довольно высок – от 40 до 60 процентов общего автопарка, причем в отношении представительских моделей он был куда более впечатляющ.

Вторая волна машин, преимущественно немецкого происхождения, нахлынула в Советский Союз после окончания Великой Отечественной войны – из поверженного Третьего Рейха. Победитель получает все, и горе побежденным… Из Германии в СССР шли эшелоны с трофейным и просто награбленным добром; скопом вывозились не только сами и машины, но даже оборудование и станки для их производства. Например, послевоенный "Москвич-400" - представлял из себя не что иное, как Opel Kadett 1939 года.

Послевоенные "американцы" тоже были представлены на фестивале, хотя и довольно скромно. Вверху - седан Chevrolet конца 40-х, а справа его ровесник и конкурент - Dodge 1949 года.
Черный "Додж", неуловимо смахивавший на отечественный ЗиМ, стоял в отдалении от основной тусовки, и был украшен пиратским вымпелом Веселого Роджера на капоте. Оказалось, что этот автомобиль принадлежал охране американского дипломатического представительства в… Турции. После десятка лет эксплуатации, фэбэровцы продали его какому-то местному торговцу, тот еще кому-то, и неведомыми путями машина оказалась в Москве.

Кроме того, не следует забывать о близком соседстве Европы; к примеру, шведские Volvo всегда были популярны в узких кругах состоятельных москвичей, даже в годину холодной войны. Можно напомнить и о наличии в Москве и Ленинграде посольств и генконсульств зарубежных стран, сотрудники которых, понятное дело, ездили на импортных же автомобилях, а после того, как приобретали новые авто, старые продавали здесь же (и в самом деле – не везти же за океан какой-нибудь Buick Electra). Вот так закордонный секонд-хэнд и перепадал в руки советских граждан.

Lincoln "K" (1934 г.) Adler Triumph Junior (1937 г.)
BMW 326 (1939 г.) BMW 340 (1950 г.)

Отголоски всех этих исторических перипетий можно было наблюдать на фестивале. Реставрационная мастерская "Молотов Гараж" выставила кабриолеты на базе 13-й и 14-й "Чаек", массивный сталинский ЗиС-110, редкостный хрущевский лимузин ЗиЛ-111 и подготовленный к покраске, восстановленный Lincoln "K" 1934 года – чуть ли не такой же, который пользовал управленческий аппарат НКВД и Красной Армии, а также писатель Алексей Максимович Пешков, более известный нам как А.М. Горький. На другом краю поля бок о бок стояли германские "трофеи" - спортивный компакт БМВ-326 и аэродинамический седан с "бобровым хвостом" - приснопамятный "Опель Адмирал", находящийся в стадии восстановления. Тут же на стенде можно было понаблюдать фотоотчет о процессе реставрации этих и других машин, узнать, что почем на рынке запчастей для олдтаймеров, какую старую машину и детали к ней хотели бы продать, или наоборот, приобресть. "Рабочий уголок", одним словом.

"Американский" вернисаж:
Лимузин Cadillac Fleetwood 75 (1958 г.) принадлежал посольству США в СССР.
Две модели GM 1959 года - Chevrolet Impala (слева) и Cadillac De Ville 62, с автором этих строк рядом.
Привет из далеких 60-х: Ford Fairlane и Dodge Dart.
Chevrolet Impala (1973 г.)
Еще одна "Импала" - только уже 75-го года и о двух дверях.
"Кафе-рейсер" Chevrolet Monte Carlo'75 из Белоруссии.
Мини-конвертибл Cadillac Eldorado начала 80-х.
Вечный соперник "Мустанга" - джи-эмовский Chevy Camaro.
Элит-пикап Ford Ranchero был создан явно не для сельского проселка.

Ни одна "Автоэкзотика" не обходилась без участия заокеанских автомобилей. Словно из памятной Американской выставки в Сокольниках 1959 года прибыли изысканный "Кадиллак Де Вилль 62" (в свое время я опубликовал заметку об этом автомобиле, но то, что увижу его "вживую" - никак не ожидал...) и вычурный "Шевроле Импала" с раскосыми задними фонарями. И раньше, и сейчас, подобные ракеты на колесах продолжают удивлять дизайнерской феерией эпохи "детройтского барокко". Словно для контраста, рядом с аэрокосмическим "Кэдди" 59-го года находился новейший рубленый седан Cadillac CTS от салона "Тринити Моторс", засвеченный в суперхите сезона "Матрица-2". В ралли классических автомобилей участвовали такие иконы как Ford Thunderbird’56 и Chevrolet Corvette’60. Довольно много было "дорожных крейсеров" (turnpike-cruisers) 70-х – Lincoln Mark IV, Chevrolet Impala и Chevrolet Monte-Carlo; но даже среди них выделялся люксовый пикап Ford Ranchero, построенный на базе полноразмерного седана Ford LTD.

Превосходно отреставрированный Plymouth Fury (1974 г.) - его владелец собирал машину "по винтикам" из груды ржавого металлолома. Кого интересуют машины этой марки - тому сюда

Особняком кучковались "европейцы" - клубы поклонников английских, шведских и итальянских автомобилей. Ford Consul и Ford Cortina - так похожие на советские 21-е "Волги", маленький открытый спортивный MG, поджарые "Ягуары" различных лет выпуска. Неброские SAAB’ы и волнующие кровь Alfa-Romeo. Неподалеку расположились серебристые Porsche и ярко-красные Ferrari, куда же без них... О той богатой палитре "Волг", "Побед" и "Москвичей" уже и речи не идет; хотелось только особо отметить композицию из всех построенных "мотопротезов" Серпуховского завода, называемых в народе "инвалидками" - от трехосной модели 50-х, с двойной рукоятью вместо баранки до позднего угловатого образца с жесткой крышей 1974 года.

Из особых редкостей фестиваля следует упомянуть ЗиЛ-118 – микроавтобус, выпущенный на базе лимузина ЗиЛ-111 в количестве всего 7 штук (увы, сфотографировать его не получилось), и итальянский GT De Tomaso Longchamp, мечта любого коллекционера. Удивительно, но "Де Томазо" - подлинный раритет, остался незаслуженно обойденным вниманием пришедшей публики.

"Чайки": 14-я лимузин и 13-я кабриолет.
ЗиЛы-4104: "стандартный" и службы охраны.
De Tomaso Longchamp - апеннинский аристократ. Подозреваю, что это купе - один из подарков Ильичу.

Среди автомобильного многообразия можно было разглядеть и детища автопрома канувшего в Лету СЭВ. 603-х "Татр" имелось целых две штуки – более ранняя, "трехглазая", вся обклеенная рекламными вырезками-наклейками; и позднейший, четырехфарный экземпляр, с лаково-черными округлыми бочинами (почитать о "Татрах" можно здесь). Скромно стоял "Трабант"-универсал, гэдэровская малолитражка с пластмассовым кузовом. Ребята, служившие в ГСВГ, помнится, рассказывали, что кузов "траби" можно было проткнуть карандашом... Грузовых автомобилей на поле приехало всего да ничего, и все они представлены на снимках чуть ниже.

А вот кого фактически не было – так это японцев. Лишь пара редких представительских "Ниссанов", два джиперских лифтованных внедорожника и несколько тюнинговых спортивных машин – вот и все представители Страны Восходящего Солнца. В связи с этим вспоминается ехидная сентенция на номерном знаке одного из "классиков". Как оно формулировалось точно по-английски уже не помню, но переводилось предложение следующим образом: "Где будет ваш японский автомобиль спустя 40 лет?"

Tatra-138 - ее, равно как 111-ю и 148-ю модели, знали и любили во всех уголках Союза.
Unimog КАМАЗ-Мастер Freightliner

К сожалению, в отличие от предыдущего фестиваля, на седьмой "Экзотике" не было вермахтовских машин – вроде штабного грузовика "Штейр-1500" и полугусеничного мотоцикла "кеттенрад", которые экспонировались на предыдущих празднествах; отсутствовали два единственных в Москве "Майбаха" SW-42, не обнаружил я на поле и ни одного Horch 853. Надеялся увидеть что-нибудь из Кубинки - тщетно. Многие коллекционеры по различным причинам не приняли участия в празднике, кое-кто из них намеренно игнорировал его. Слов нет, год от года на Тушино выставляется практически одно и то же, но все-таки… Еще одно разочарование - на увиденных мной ветеранах имелось более чем достаточно неродных деталей - это, конечно же, "резина", плюс элементы декора и светотехники и пр. Полностью аутентичных зарубежных олдтаймеров набралось бы, пожалуй, около десятка, а то и меньше.

Вообще, стоит отметить, что коллекционирование автомобилей начинает входить в моду у московской знати. Неплохое собрание престижных и антикварных авто по слухам у экс-премьера Виктора Черномырдина, кое-что имеется у мэра столицы Юрия Лужкова, немало представителей бизнес-элиты тоже имеет подобную слабость. Ведь старые или редкие автомобили, не только отрада для глаз и сугрев для души, но также и своего рода капиталовложение и способ выделиться из однообразия транспортного потока. Правда, удовольствие это явно из разряда недешевых.

В последний, третий день "Автоэкзотики", когда участники стали постепенно разъезжаться, я повстречал старого знакомого – известного казахстанского автомобильного коллекционера и знатока четырехколесной старины Василия Скибу. Многие алматинцы, наверное, помнят организованный им автомузей на углу ул. Джандосова-Гагарина. Теперь Василий – россиянин, и я поинтересовался у него – почему же он не выставил свои машины (а среди них имеется немало вкусностей, вроде Horch 830, Hanomag, или Fiat Topolino) на фестивале. "Куда там, - чертыхнулся он, - на таможне – российской с меня требуют такие суммы за их растаможку – по 5-7 тысяч долларов. И не смотрят на то, что это не просто автомобили, а достояние истории". Скиба грозился написать письмо в Думу защитнику автомобилистов №1 Виктору Похмелкину, а если не поможет – то и непосредственно Путину…

Такой вот выдался июльский уикэнд.

М. ИКСАНОВ

вернуться к предыдущей
Hosted by uCoz