Большие "Крайслеры"

Часть 3: Народные марки - "Додж" и "Плимут" (1958 - 2001)

в 1970 году огромный Dodge Monaco был одним из самых просторных легковых автомобилей Америки

Фирма "Додж", основанная братьями Додж в 1914 году, через полтора десятилетия вошла в состав свежеобразованного концерна "Крайслер". Огромный и прекрасно оборудованный завод "Доджа" в Хамтрамке сразу же стал главным крайслеровским предприятием; и по сей день, широчайший ассортимент этого отделения - от спортивных моделей до грузовиков и пикапов, составляет основу продукции с пятилучевой звездой. "Плимут" же - марка искусственная, как говорится "из пробирки" - она была создана в 1928 году маркетологами "Крайслер" для выпуска недорогих и массовых легковушек в пику аналогичным "Фордам" и "Шевроле" у конкурентов.

Автомобили для простого американца, неприхотливые и выносливые, они также приносили концерну и львиную часть прибыли. Несмотря на то, что с начала 60-х в их производственной гамме стали появляться среднеразмерные и компактные машины, процент которых будет неуклонно увеличиваться, полноразмерные модели все равно доминировали в ассортименте. Это в первую очередь "Доджи" семейств "880", "Поляра", "Монако"; "Плимуты" - "Бельведер" и "Фьюри".

В третьей части крайслеровской фотогалереи представлено большинство из выпускавшихся в 1958-1989 годах больших "Доджей" и "Плимутов", кроме того, я включил в нее и кое-какие "компакты" 70-х, поскольку в следующем десятилетии они подменят собой полноразмерные машины. В отличие от первых двух частей, снимков по послевоенному периоду 1946-1956 гг оказалось немного, посему он оказался исключенным из контекста. Таким образом, хронологическая разбивка здесь такова - 1957-1963, 1964-1981 и 1982-2001.

Некоторые зададутся вопросом - а где же "Де Сото"? Изначально я планировал посвятить этому безвременно усопшему подразделению отдельную подборку, но потом передумал: дело в том, что крайслеровским изделиям и так уже уделено внимания более чем достаточно, и что в будущем будет справедливее обратиться и к другим маркам.

1957-1963

Plymouth Belvedere'58

1958-1959

Кто видел фильм "Кристина", поставленный по ужастику Стивена Кинга, тот сразу узнает эту машину. Хотя я бы для съемок использовал "Фурию" 61-го модельного года (см. таблицей ниже) - вот тут действительно, особенно в соответствующей обстановке, от такого "взгляда" и дара речи лишиться можно.

Несмотря на невысокую стоимость - "Плимуты" продавались как минимум вдвое дешевле "Империалов" - их техническая начинка мало чем уступала высшему классу. Мощность 5,7-литрового V8 составляла 320 л.с.

Plymouth Fury'59
Plymouth Suburban'59

1959-1960

Легковушки "Додж" были самыми распространенными из всех крайслеровских машин. Дизайнерская феерия конца 50-х отразилась на них в полной мере: как и топ-модели концерна, "Доджи" ежегодно меняли свою внешность. В 1959 году гамма отделения включала в себя наиболее дешевый и простой Dart и люксовый Royal, поменявший позже свое имя на Polara. Самый слабый движок ставился опять-таки на универсал Dart Station Wagon - рядная "шестерка" в 147 л.с., самое мощное "сердце" билось под капотом Royal - V8 в 345 л.с.

Dodge Royal'58
Dodge Custom Royal'59
Dodge Polara'60
Dodge Polara'60 (model)
Dodge Dart Phoenix'60
Dodge Dart'60

Модельный ряд Dodge 1960 года поражал своим великолепием - сияющие хромом в дилерских салонах, Dart, Matador, Polara привлекли десятки тысяч новых покупателей. В том году объем продаж отделения Dodge увеличился вдвое и составил 411666 автомобилей.

Plymouth Fury'60

1960-1962

"Плимуты" тех лет служили стартовой площадкой для разного рода идей и грядущих обновлений в конструкции и стиле Chrysler. Именно на них впервые отказались от хвостовых килей - в 1961 году, тогда как все остальные "Крайслеры" последовали их примеру через год; под маркой Plymouth появился и первый уменьшенный автомобиль концерна - Valiant.

Этот большой Plymouth Fury 1961 года с необычайно "сердитым" дизайном передка и острохарактерными "наплывами" на боковинах передних и задних крыльев, по-прежнему имел восьмицилиндровый V8 в 309 л.с., легко разгонявший его до 200 км/ч.

"Фэйслифтинг" следующего года преобразил облик "Фурии" до неузнаваемости - внешняя пара фар имела окантовку большего диаметра, нежели внутренняя, которая к тому же была утоплена в вогнутую фальшрадиаторную решетку. Округло-пологий спуск задней части крыши уступил место классическому прямому скосу, а панорамное лобовое стекло окончательно стало достоянием прошлого.

Plymouth Fury'60
Plymouth Fury'60
Plymouth Fury'61
Plymouth Fury'61
Plymouth Sport Fury'62

1962-1963

Доджевские дизайнеры постарались максимально развести семейства 880 и Polara - это особенно хорошо видно на снимках, где лапидарная округлость форм Custom 880 совершенно непохожа на экстравагантность Dodge Polara - самой стильной машины 1962 года!

1963-й оказался финальным для больших Dodge Dart - его преемник был значительно меньше и перешел классом ниже. И, конечно же, это был завершающий год для машин, в основе которых лежали "хвостатки" поколения 50-х - теперь же наступала пора прямых плоскостей "конструктивизма".

Dodge Custom 880'62
Dodge Dart'62
Dodge Polara'62
Dodge Polara'62
Dodge Custom 880'63
Dodge 880'63

1964-1981

Plymouth Belvedere'64

1964

Imperial для небогатых - Plymouth Belvedere в своей последней генерации. С 1966 года "Бельведеры" тоже станут semi-compact cars.

1964-1966

Глядя на лупоглазо-округлое "турбинное" решение передка неповторимого Dodge Polara'64, сразу же вспоминается полуэкспериментальный Chrysler Turbine Car 1963 года.

Dodge Polara 500'64
Dodge Polara 500'64
Dodge Polara 500'64
Dodge Polara 500'64

Далеко не всегда новое оказывается лучшим. Так и в этот раз: чрезвычайно привлекательные и оригинальные Polara 1964 года (сверху) контрастировали с несколько унылыми аналогами последующего года (внизу справа). Выигрышнее смотрелся Monaco, кузов которого был богаче насыщен хромовым декором (внизу слева и в центре).

Dodge Monaco'65
Dodge Polara'65
Dodge Monaco 500'66

1965-1966

В 1964 году дизайнеры GM оснастили новые образцы Cadillac и Pontiac спаренными фарами-стойками. Вскоре этот стилевой прием был успешно повторен конкурентами, как на этом Plymouth Fury середины десятилетия. Нижний Sport Fury имел еще одну аббревиатурку в своем названии - VIP - very important person.

Plymouth Fury I'65
Plymouth Sport Fury'65
Plymouth Fury III'66
Plymouth Sport Fury VIP'66

1967-1968

Как известно, в 1967 году все большие "Крайслеры" получили несущий кузов. В том числе и Plymouth Fury. Преемственность стиля, однако, была соблюдена в полной мере.

Plymouth Sport Fury'67
Plymouth Sport Fury VIP'67
Plymouth Fury III'67
Plymouth Sport Fury'68
Plymouth Fury III'68
Plymouth Sport Fury'68
Plymouth Fury III'68

1967-1968

"Доджи" 1967-1968 гг - Polara и Monaco с несущим кузовом и, ставший среднеразмерным, Dart. На нижнем правом рисунке из фирменного каталога Dodge можно понаблюдать всю основную гамму кузовов, присущую практически любой американской автомобильной марке тех лет - седан, двух- и четырехдверные хардтопы, конвертибл и универсал-вэгон.

Dodge Polara 500'67
Dodge Dart'67
Dodge Monaco'67
Dodge Monaco'67
Dodge Polara'68
Dodge Polara 500'68
Dodge Polara 500'68
Dodge Polara'68

1969-1972

"Фюзеляжный" дизайн  in action! Крайслеровские машины тех лет можно было назвать громоздкими, даже порой слоноподобными, но в чем им нельзя было отказать - так это в самобытности.

Иерархия больших "Доджей" начиналась с базового Polara, затем шли Polara Custom и Monaco; венчал же все это великолепие Monaco Brougham. Градация братских "Плимутов" была следующей - Fury I, Fury II и Fury III, динамичный Sport Fury и самые дорогие Fury Gran Sedan и Gran Coupe. И, конечно же, грузопассажирские универсалы. Номенклатура двигателей включала в себя пяти - семилитровые V8 мощностью в 240-380 л.с.

Dodge Polara'69
Dodge Polara'69
Plymouth Fury III'69
Plymouth Sport Fury'69
Dodge Polara'70
Dodge Polara'71
Plymouth Sport Fury'71
Plymouth Fury'71
Plymouth Fury III'71
Plymouth Fury Gran Sedan'72
Plymouth Fury Gran Coupe'72
Dodge Polara Custom'72
Dodge Charger'72

В 1966 году на небосклоне Chrysler взошла новая звезда - Dodge Charger. В 1972 году это было громадное спорткупе - пять с четвертью метров длины и без малого два метра ширины; 430 "лошадей" в стальной упряжке разгоняли монстра до 250 км/ч. Не очень-то уважаю я подобный транспорт, но сюда поместил его из-за недюжинных размеров.

Dodge Monaco'72

1973

Это был последний год "фюзеляжников". Формы оконечностей кузова всех моделей концерна претерпели радикальные изменения - и все из-за искомого "безопасного" бампера.

Plymouth Fury III'73
Plymouth Fury Gran Sedan'73
Plymouth Fury Gran Sedan'74
1974

Наиболее чистый и лаконичный дизайн у Plymouth Fury был, пожалуй, в 1974 году. Совершенно новый и приятный в восприятии автомобиль; и тем не менее, ему вскорости предстоит очередная смена "выражения лица".

Dodge Monaco'75
1975-1976

На этих снимках представлены спартански-простые базовые седаны Dodge Monaco образца 1974-1977 годов. Его представительские собратья Dodge Royal Monaco и Dodge Monaco Brougham имели помпезно-дорогое оформление кузова, с прикрытыми прямоугольными щитками фарами в стиле а-ля Imperial, броскими бортовыми молдингами и крышей с винилом "под кожу".

В силу приснопамятных причин, с 1971 года среднестатистическая мощь дефорсированных V8  как "Доджей", так и "Плимутов" безвозвратно опустилась до 200-240 л.с., и это был еще не предел.

Dodge Monaco'75
Dodge Monaco'76

1975-1977

В 1975 году у  "Фурий" случилось своего рода "раздвоение личности" - в придачу к полноразмерным моделям появились и среднеразмерки. Первые теперь именовались Gran Fury, тогда как уменьшенный вариант - просто Fury. Спереди "Гран-Фурии" можно было легко распознать по дополнительной паре узких фар, располагавшейся непосредственно у фальшрадиаторной решетки.

Plymouth Fury'75
Plymouth Fury'76
Plymouth Fury'75
Plymouth Gran Fury Brougham'77
Dodge Aspen'77
1977

Яркий пример политики "сквозных моделей" - на 90 % аутентичные Dodge Aspen и Plymouth Volare. Через шесть лет на фоне донельзя измельчавших "Крайслеров" 80-х, машины на базе этих "компактов" будут котироваться в ранге "полноразмерных".

Plymouth Volare'77
Dodge Charger'77
1977

Новая ипостась Dodge Charger - более демократичный и менее дорогой близнец personal luxury car Chrysler Cordoba соседнего отделения. Снимок сделан на знаменитом треке Daytona, где проводятся соревнования Indianapolis 500.

На американских автомобилях, да впрочем и не только на американских,  в моду уверенно и надолго входят монументальные, подчеркнуто-обособленные фальшрадиаторные решетки, исполненные в псевдоклассическом духе. С их помощью легче придать индивидуальность, да и машина выглядит "покруче".

Dodge Monaco'78
1978

Dodge Monaco - самый крупный (5,55 х 1,98 х 1,37 м) и дорогой из всех "Доджей" после Великой Усушки 1977 года. Его удешевленную версию охотно пользовали копы; интересно, что начиная с послевоенного периода - и вплоть до конца 70-х, три четверти парка всех полицейских машин Америки было произведено на предприятиях Chrysler.

Для лучшей обзорности с заднего салонного дивана, как на седанах, так и на купе, зачастую вводятся узкие боковые оконца типа "опера".

Dodge Monaco'78
Dodge Police Car & Checker Cab
Dodge Magnum'78
1978

Роскошный Dodge Magnum 1978-1979 гг оказался последним полноразмерным автомобилем Chrysler. С оглядкой на него были созданы венчающие линию развития крайслеровских "классиков" New Yorker, Newport и их alter-ego - Dodge St Regis/Plymouth Gran Fury (на снимках внизу таблицы).

Поскольку конвертиблов в Штатах теперь не делалось, а американцы по-прежнему изъявляли желание кататься на подобных машинах, то стали появляться такие вот компромиссные полуоткрытые модели с крышей типа "тарга" - со съемными панелями верха и продольным брусом жесткости.

Dodge Magnum XE'78
Plymouth Fury'78
1978

В 1978 году Plymouth Fury были полным подобием Dodge Monaco. Вновь возрожденные необычные "двухэтажные" фары (см. 1965-1968 гг), отныне приобрели прямоугольный вид. Дольше всего им суждено будет продержаться на минивэнах и внедорожниках - на некоторых и по сей день.

Plymouth Fury'78
Plymouth Sport Fury'78
Dodge St Regis'79
1979-1981

Флагман отделения Dodge 1979-1981 годов St Regis - модель крайслеровского типоряда New Yorker/Newport (в центре снимок патрульного St Regis из полиции Миннесоты). Его близнец - Plymouth Gran Fury выпускался только в 1980 и 1981 гг.

Dodge St Regis'79
Plymouth Gran Fury'81

1982-2001

Plymouth Gran Fury'82
1982-1989

Если судить по боевикам и криминальной хронике, последние пятнадцать лет в Северной Америке тамошний парк полицейских автомобилей состоял исключительно из трех моделей - фордовского Ford Crown Victoria, джиэмовского Chevrolet Caprice и крайслеровского Plymouth Gran Fury, или же производных на их базе.

Родственный Dodge Diplomat отличался решением передка и имел более богатую оснастку салона. Третьим в этой компании был топовый Chrysler Newport/Fifth Avenue.

Plymouth Gran Fury'82
Dodge Diplomat'89
Dodge Dynasty LE'89

1989

Упрощенная версия маленького Chrysler New Yorker - Dodge Dynasty LE. Машина конечно небольшая, зато снимок просто класс! Гораздо приятнее лицезреть профессиональные рекламные постеры, нежели фотографии "с улиц".

Dodge Intrepid'95
1995-1997

Dodge Intrepid  соответствовал Chrysler Concorde, но имел меньшую стоимость и иной покрой кузова. И если схожие "Крайслеры" могли поставляться в Европу, то "Додж" продавался только на родине.

Dodge Intrepid'97
Dodge Intrepid'98
1998

Красный "обмылок" Dodge Intrepid второго поколения построен на той же платформе, что и Chrysler Concorde/300/LHS. Стилистика современных "Доджей" была сформирована под влиянием самой известной машины отделения - суперкара Dodge Viper.

Dodge Intrepid'98
вернуться к предыдущей

P.S. Ваши комментарии по поводу всех трех частей "крайслеровской" галереи шлите автору на iksanov@mail.ru.

Hosted by uCoz