Большие
"Крайслеры"
Часть 3: Народные
марки - "Додж" и "Плимут" (1958 - 2001)
Фирма "Додж", основанная братьями Додж
в 1914 году, через полтора десятилетия вошла в
состав свежеобразованного концерна
"Крайслер". Огромный и прекрасно
оборудованный завод "Доджа" в Хамтрамке
сразу же стал главным крайслеровским
предприятием; и по сей день, широчайший
ассортимент этого отделения - от спортивных
моделей до грузовиков и пикапов, составляет
основу продукции с пятилучевой звездой.
"Плимут" же - марка искусственная, как
говорится "из пробирки" - она была создана в
1928 году маркетологами "Крайслер" для
выпуска недорогих и массовых легковушек в пику
аналогичным "Фордам" и "Шевроле" у
конкурентов.
Автомобили для простого
американца, неприхотливые и выносливые, они
также приносили концерну и львиную часть
прибыли. Несмотря на то, что с начала 60-х в их
производственной гамме стали появляться
среднеразмерные и компактные машины, процент
которых будет неуклонно увеличиваться,
полноразмерные модели все равно доминировали в
ассортименте. Это в первую очередь "Доджи"
семейств "880", "Поляра", "Монако";
"Плимуты" - "Бельведер" и "Фьюри".
В третьей части
крайслеровской фотогалереи представлено
большинство из выпускавшихся в 1958-1989 годах
больших "Доджей" и "Плимутов", кроме
того, я включил в нее и кое-какие "компакты"
70-х, поскольку в следующем десятилетии они
подменят собой полноразмерные машины. В отличие
от первых двух частей, снимков по послевоенному
периоду 1946-1956 гг оказалось немного, посему он
оказался исключенным из контекста. Таким
образом, хронологическая разбивка здесь такова - 1957-1963, 1964-1981 и 1982-2001.
Некоторые зададутся
вопросом - а где же "Де Сото"? Изначально я
планировал посвятить этому безвременно усопшему
подразделению отдельную подборку, но потом
передумал: дело в том, что крайслеровским
изделиям и так уже уделено внимания более чем
достаточно, и что в будущем будет справедливее
обратиться и к другим маркам.
1957-1963
|
Plymouth Belvedere'58 |
|
1958-1959
Кто видел фильм "Кристина",
поставленный по ужастику Стивена Кинга, тот
сразу узнает эту машину. Хотя я бы для съемок
использовал "Фурию" 61-го модельного года (см.
таблицей ниже) - вот тут действительно, особенно в
соответствующей обстановке, от такого
"взгляда" и дара речи лишиться можно.
Несмотря на невысокую стоимость -
"Плимуты" продавались как минимум вдвое
дешевле "Империалов" - их техническая
начинка мало чем уступала высшему классу.
Мощность 5,7-литрового V8 составляла 320 л.с. |
|
Plymouth Fury'59 |
|
|
Plymouth Suburban'59 |
|
|
Plymouth Fury'60 |
|
1960-1962
"Плимуты" тех лет служили
стартовой площадкой для разного рода идей и
грядущих обновлений в конструкции и стиле Chrysler.
Именно на них впервые отказались от хвостовых
килей - в 1961 году, тогда как все остальные
"Крайслеры" последовали их примеру через
год; под маркой Plymouth появился и первый
уменьшенный автомобиль концерна - Valiant.
Этот большой Plymouth Fury 1961
года с необычайно "сердитым" дизайном
передка и острохарактерными "наплывами" на
боковинах передних и задних крыльев, по-прежнему
имел восьмицилиндровый V8 в 309 л.с., легко
разгонявший его до 200 км/ч.
"Фэйслифтинг" следующего года
преобразил облик "Фурии" до неузнаваемости -
внешняя пара фар имела окантовку большего
диаметра, нежели внутренняя, которая к тому же
была утоплена в вогнутую фальшрадиаторную
решетку. Округло-пологий спуск задней части
крыши уступил место классическому прямому скосу,
а панорамное лобовое стекло окончательно стало
достоянием прошлого. |
|
Plymouth Fury'60 |
|
|
Plymouth Fury'60 |
|
|
Plymouth Fury'61 |
|
|
Plymouth Fury'61 |
|
|
Plymouth Sport Fury'62 |
|
1964-1981
|
Plymouth Belvedere'64 |
|
1964
Imperial для небогатых - Plymouth
Belvedere в своей последней генерации. С 1966 года
"Бельведеры" тоже станут semi-compact cars. |
1973
Это был последний год "фюзеляжников".
Формы оконечностей кузова всех моделей концерна
претерпели радикальные изменения - и все из-за
искомого "безопасного" бампера.
|
Plymouth Fury III'73 |
|
|
Plymouth Fury Gran Sedan'73 |
|
|
|
Plymouth Fury Gran Sedan'74 |
|
1974 Наиболее
чистый и лаконичный дизайн у Plymouth Fury
был, пожалуй, в 1974 году. Совершенно новый и
приятный в восприятии автомобиль; и тем не менее,
ему вскорости предстоит очередная смена
"выражения лица". |
|
Dodge Monaco'75 |
|
1975-1976 На
этих снимках представлены спартански-простые
базовые седаны Dodge Monaco образца 1974-1977
годов. Его представительские собратья Dodge Royal
Monaco и Dodge Monaco Brougham имели
помпезно-дорогое оформление кузова, с прикрытыми
прямоугольными щитками фарами в стиле а-ля Imperial,
броскими бортовыми молдингами и крышей с винилом
"под кожу".
В силу приснопамятных причин, с 1971
года среднестатистическая мощь дефорсированных
V8 как "Доджей", так и "Плимутов"
безвозвратно опустилась до 200-240 л.с., и это был еще
не предел. |
|
Dodge Monaco'75 |
|
|
Dodge Monaco'76 |
|
|
Dodge Aspen'77 |
|
1977 Яркий
пример политики "сквозных моделей" - на 90 %
аутентичные Dodge Aspen и Plymouth Volare.
Через шесть лет на фоне донельзя измельчавших
"Крайслеров" 80-х, машины на базе этих
"компактов" будут котироваться в ранге
"полноразмерных". |
|
Plymouth Volare'77 |
|
|
Dodge Charger'77 |
|
1977 Новая
ипостась Dodge Charger - более демократичный и
менее дорогой близнец personal luxury car Chrysler Cordoba
соседнего отделения. Снимок сделан на знаменитом
треке Daytona, где проводятся соревнования Indianapolis 500.
На американских автомобилях, да
впрочем и не только на американских, в моду
уверенно и надолго входят монументальные,
подчеркнуто-обособленные фальшрадиаторные
решетки, исполненные в псевдоклассическом духе.
С их помощью легче придать индивидуальность, да и
машина выглядит "покруче". |
|
Dodge Monaco'78 |
|
1978 Dodge
Monaco - самый крупный (5,55 х 1,98 х 1,37 м) и дорогой
из всех "Доджей" после Великой Усушки 1977
года. Его удешевленную версию охотно пользовали
копы; интересно, что начиная с послевоенного
периода - и вплоть до конца 70-х, три четверти парка
всех полицейских машин Америки было произведено
на предприятиях Chrysler.
Для лучшей обзорности с заднего
салонного дивана, как на седанах, так и на купе,
зачастую вводятся узкие боковые оконца типа
"опера". |
|
Dodge Monaco'78 |
|
|
Dodge Police Car & Checker Cab |
|
|
Dodge Magnum'78 |
|
1978 Роскошный
Dodge Magnum 1978-1979 гг оказался последним
полноразмерным автомобилем Chrysler. С
оглядкой на него были созданы венчающие линию
развития крайслеровских "классиков" New Yorker,
Newport
и их alter-ego - Dodge St Regis/Plymouth Gran Fury (на
снимках внизу таблицы).
Поскольку конвертиблов в Штатах
теперь не делалось, а американцы по-прежнему
изъявляли желание кататься на подобных машинах,
то стали появляться такие вот компромиссные
полуоткрытые модели с крышей типа "тарга" -
со съемными панелями верха и продольным брусом
жесткости. |
|
Dodge Magnum XE'78 |
|
|
Plymouth Fury'78 |
|
1978 В
1978 году Plymouth Fury были полным подобием Dodge
Monaco. Вновь возрожденные необычные
"двухэтажные" фары (см. 1965-1968 гг), отныне
приобрели прямоугольный вид. Дольше всего им
суждено будет продержаться на минивэнах и
внедорожниках - на некоторых и по сей день. |
|
Plymouth Fury'78 |
|
|
Plymouth Sport Fury'78 |
|
|
Dodge St Regis'79 |
|
1979-1981 Флагман
отделения Dodge 1979-1981 годов St Regis - модель
крайслеровского типоряда New Yorker/Newport (в
центре снимок патрульного St Regis из
полиции Миннесоты). Его близнец - Plymouth
Gran Fury выпускался только в 1980 и 1981 гг. |
|
Dodge St Regis'79 |
|
|
Plymouth Gran Fury'81 |
|
1982-2001
|
Plymouth Gran Fury'82 |
|
1982-1989 Если
судить по боевикам и криминальной хронике,
последние пятнадцать лет в Северной Америке
тамошний парк полицейских автомобилей состоял
исключительно из трех моделей - фордовского Ford
Crown Victoria, джиэмовского Chevrolet Caprice
и крайслеровского Plymouth Gran Fury, или же
производных на их базе.
Родственный Dodge Diplomat
отличался решением передка и имел более богатую
оснастку салона. Третьим в этой компании был
топовый Chrysler Newport/Fifth Avenue. |
|
Plymouth Gran Fury'82 |
|
|
Dodge Diplomat'89 |
|
|
Dodge Dynasty LE'89 |
|
1989
Упрощенная версия маленького Chrysler New
Yorker - Dodge Dynasty LE. Машина конечно
небольшая, зато снимок просто класс! Гораздо
приятнее лицезреть профессиональные рекламные
постеры, нежели фотографии "с улиц". |
|
Dodge Intrepid'95 |
|
1995-1997 Dodge
Intrepid соответствовал Chrysler Concorde,
но имел меньшую стоимость и иной покрой кузова. И
если схожие "Крайслеры" могли поставляться
в Европу, то "Додж" продавался только на
родине. |
|
Dodge Intrepid'97 |
|
|
Dodge Intrepid'98 |
|
1998 Красный
"обмылок" Dodge Intrepid второго
поколения построен на той же платформе, что и Chrysler Concorde/300/LHS.
Стилистика современных "Доджей" была
сформирована под влиянием самой известной
машины отделения - суперкара Dodge Viper. |
|
Dodge Intrepid'98 |
|
P.S. Ваши комментарии по
поводу всех трех частей "крайслеровской"
галереи шлите автору на iksanov@mail.ru.