Большие "Крайслеры"

Часть 1: "Нью-Йоркер" и К° (1946 - 2001)

самый представительный и волнующий "Крайслер" 70-х

Предлагаемый фотоочерк можно рассматривать как некоторое дополнение к "имперской" истории. Полноразмерные "Крайслеры" - "Нью-Йоркеры", "Саратоги", "Виндзоры", "Ньюпорты" и иже с ними, были унифицированы как меж собой, так и с флагманскими "Империалами", отличаясь разве что внешней стилистикой, уровнем комплектации и иным позиционированием на потребительском рынке. Соответственно, неотъемлемо взаимосвязана была и история их развития.

В отличие от "Империалов", я не ставил перед собой цели продемонстрировать весь выпускаемый типоряд - здесь размещена "солянка" из самых различных престижных машин отделения "Крайслер" - больших и не очень, начиная с послевоенного периода. Для удобства восприятия и возможности сравнения с аналогичными моделями Imperial, снимки рассортированы по почти тем же хронологическим отрезкам: 1946-1956, 1957-1963, 1964-1981 и 1982-2001. Также для сокращения длины названия опущены типы кузовов - и так видно.

В последующих частях крайслеровской галереи можно будет совершить ретроспект серии "300" - "заряженных" купе и конвертиблов и "производных второй степени" - массовых больших "Доджей" и "Плимутов".

1946-1956

Chrysler New Yorker'47

1947

Первый послевоенный New Yorker - 1946-1948 гг.

Chrysler Town & Country'48
 

1948-1950

В те годы особенно чтились "Крайслеры" семейства Town & Country - со стилизованными "под дерево" боковинами кузова. Столь необычный элемент внешности был данью моде двадцатых, когда боковые панели многих машин действительно изготовлялись из этого естественного материала. Впрочем, кое-какие грузопассажирские фургоны (тот же Ford Woody) продолжали хранить верность дереву вплоть до середины 50-х. Впоследствии, имечко "Таун энд Кантри" присвоят себе крайслеровские универсалы, а еще позже - минивэны.

На верхнем снимке представлена модель 1946-48 годов; на нижних - обновленный Chrysler T&C двух последующих лет. На примере этих машин четко прослеживается  тенденция развития автомобильного дизайна в сторону "трехобъемной" компоновки, когда округлое, "понтонное", завершение кузова неуклонно трансформировалось в привычный багажник.

Chrysler Town & Country'49
Chrysler Town & Country'50
Chrysler New Yorker'49

1949

New Yorker второго послевоенного поколения 1949-1950 гг.

Chrysler New Yorker'49
Chrysler New Yorker'51
 

1951-1952

Ветеран New Yorker'51 на одном из американских слетов любителей автостарины, где можно "себя показать и других посмотреть", а также обсудить проблемы реставрации и поиска запчастей.

Семейство машин Saratoga котировалось рангом ниже New Yorker. На нижнем снимке модель 1952 года.

Chrysler New Yorker'51
Chrysler Saratoga'52
Chrysler New Yorker'52

1952

Три рисунка Chrysler New Yorker с различными кузовами из каталога 1952 года. Обратите внимание, что желтенькое купе имело префикс Newport - с начала 60-х так будет именоваться новое семейство "Крайслеров", подменившее собой прежние Windsor и Saratoga. И еще одна характерная для американской автомобильной рекламы тенденция - визуально удлинять образ машины: ведь понятия "больше" и "длиньше" становились равносильными "дороже" и "лучше".

 

 

Chrysler Newport'52
Chrysler New Yorker'52
Chrysler New Yorker Deluxe'54

1954

Пара консервативных седанов New Yorker поколения 1953-1954 гг. Сверху снимок тех лет, а внизу фото с одного из автомобильных аукционов, где совсем недорого можно приобрести подобный исторический реликт. Мощность восьмицилиндрового двигателя уже достигла 182 л.с.

 

Chrysler New Yorker'54

1955-1956

Экснеровские детища 1955-1956 гг. Модели 1956 года украшались клиновидными килями, но вот характерных "имперских" габариток поверх них, на прочих других "Крайслерах" не было. Относительно недорогой короткобазный Windsor в 1956 году имел длину кузова 5,58 м, тогда как топовый New Yorker - 5,83 м.

Chrysler New Yorker St Regis'55
Chrysler Windsor'55
Chrysler New Yorker St Regis'55
Chrysler'56
Chrysler Windsor'56

Chrysler небесно-лазоревого цвета был "подновлен" своим владельцем (отсутствует часть фабричного декора, чужие бампера, колпаки и пр), причем так, что узнать, к какому семейству он относился при рождении, теперь не представляется возможным. Хорошо еще, что не смастерил на его базе какой-нибудь хот-род или лоу-райдер.

Chrysler'56

1956

Забавляют меня такие вот наивные подписи под рисунками тех лет, вроде "...этот "Додж", по желанию покупателя может быть оснащен патефоном", или  - "... легко-грузовая модель "Крайслер" названа "машиной для города и дачи" - это, как уже можно догадаться, town & country.

1957-1963

Chrysler Saratoga'57
1957

Настала эпоха Forward Look! В том году большинство машин сходило с конвейера еще с одиночными фарами. Через три года и "Виндзоры", и "Саратоги" исчезнут из крайслеровских каталогов.

 

 

Chrysler Windsor'57
Chrysler New Yorker'59

1959

Продолжается расцвет "хвостатых" Chrysler, и да здравствует Вирджил Экснер! Хорошо видна разница в кузовном оформлении одногодков New Yorker и Windsor. Мощность V-образных "восьмерок" перемахнула отметку 350 л.с.

Вспомнился еще один любитель американских тачек - Иван Ефремов. Советую перечитать "Лезвие бритвы": там так расписываются прелести Oldsmobile Starfire середины 60-х. Незабвенно.

Chrysler Windsor'59
Chrysler Windsor'59
Chrysler Windsor'59
Chrysler's Convertibles'59

1959

Три крайслеровских конвертибла того года: сверху вниз - Windsor, New Yorker и Finist (300E). Жизнерадостные американцы улыбались навстречу ветру...

Chrysler New Yorker'60

1960

Довольно редкий универсал Town & Country и бесподобный New Yorker. Как водится, дело не обошлось без жеманной девицы на заднем плане.

 

Chrysler New Yorker'60

1961

Очередной фэйслифтинг привел к тому, что "Крайслеры" обзавелись раскосыми, как у "Линкольнов" 1958-1960 гг, фарами. Лично мне более симпатичен прежний, не столь вычурный вариант 1960 года (см. сверху). Верхний правый и центральные два снимка - редакционной машины журнала "Автопилот", браво ребята, полку "американцев" в столице прибыло!

Chrysler New Yorker'61
Chrysler New Yorker'61
Chrysler New Yorker'61
Chrysler New Yorker'61
Chrysler Newport'61
Chrysler New Yorker'61
Chrysler Newport'62

1962

Из модели-прародителя 1957 года выжали все что можно было выжать - кили исчезли, а прежний кузов как будто стесали и скруглили по краям и граням - да, это был закат  эпохи "аэрокосмизма" в автомобильном дизайне. Дебют семейства Newport, в крайслеровской иерархии, находящейся непосредственно ниже New Yorker.

Chrysler Newport'62

Chrysler New Yorker'62

1963

М-м-м... Это не массовая машина - а экскурс Chrysler в сферу применения газотурбинных двигателей на автомобилях. Экзот бесхитростно назывался "Турбинная машина Крайслера", а произведено их было всего около полусотни. Из этой темы вспоминается еще Chrysler Turboflite 61-го года.

Chrysler Turbine Car'63

1964-1981

Chrysler Newport'65
1965

Стремление придать модный и узнаваемый облик по-прежнему диктовало регулярное обновление стиля - линейные "Крайслеры" середины десятилетия имели сложный рельеф акцентированных молдингами панелей бортов, а общая протяженность боковин  превышала собственно длину кузова.

Chrysler New Yorker'65
Chrysler New Yorker'65
Chrysler New Yorker'65
Chrysler New Yorker'66
1966

В Европе тоже любили американские машины, хотя и временами хаяли, что однако не мешало многим аристократам, бизнесменам, звездам эстрады и кино с удовольствием ездить на них.

На постсоветских просторах хорошо известна финская электротехническая фирма Nokia. В свое время директорат компании приобрел этот красный седан Chrysler New Yorker 1966 года, который на снимках слева. Теперь вот, мерзнет в снегах Лапландии - "хочу назад, домой в Америку".

Chrysler New Yorker'66

1967-1968

Вторая половина 60-х принесла большие перемены в страну Chrysler - машины получили несущий кузов легких и стремительных форм, хотя дизайн его был довольно спорен. Американцы послушно принимали все эти "истязания листового металла", покупая их год от года все больше и больше.

В отличие от Imperial, простые Chrysler New Yorker и Chrysler Newport можно было легко распознать по экстравагантным вогнутым боковинам кузова. За тридцать пять прошедших лет, далеко не всем уцелевшим машинам удалось сохранить свой первозданный вид - так, на честном слове держится проржавевший седан Newport шестьдесят седьмого года (слева).

Chrysler Newport'67
Chrysler Newport'68

Дыхание тогдашней моды на спорткупе чувствуется и здесь -  достаточно взглянуть на пологий переход задка крыши к багажнику и характерный скос бокового оконца у Chrysler New Yorker (на нижних снимках). Даже "неродная" резина с кричащими надписями  тут не смотрится неуместной.

Chrysler New Yorker'68

1969-1973

Необъятные полноразмерные "Крайслеры" 1969-1973 годов были исполнены в "фюзеляжном" стиле - с высокими выпуклыми бочинами кузова и фарами, утопленными где-то в недрах передка. Длина кузова подскочила с 5,58 м до 5,71 м, а 7,2-литровый агрегат давал отдачу 395 л.с. В 1970 году с конвейера сошла пятимиллионная машина этой марки, а незадолго до этого "Крайслеры" первыми в мире стали оснащаться кварцевыми галогенными фарами головного света.

Chrysler New Yorker'69
Chrysler New Yorker'69
Chrysler New Yorker'69
Chrysler New Yorker'69
Chryslers'70
Chrysler Newport'70
Chrysler New Yorker'70
Chrysler Newport'70
Chrysler Newport Custom'70
Chrysler Newport Custom'70
Chrysler Town & Country'70

Универсалы-вэгоны наконец-то обособились в отдельное семейство Town & Country. При номинальной вместимости 10 - 11 человек, в их салоне при необходимости могло усесться и 15. С 1973 года, по требованиям федерального законодательства, машины стали оснащаться массивными "безопасными" бамперами, и своеобразное рамочное обрамление фасада кузова навсегда исчезло с американских автомобилей.

Chrysler Newport'71
Chrysler Newport Royal'72
Chrysler Newport'72
Chrysler New Yorker'72
Chrysler New Yorker'73
Chrysler Town & Country'73

Отчаянные попытки снизить расход неуклонно дорожающего высокооктанового топлива и все ужесточающиеся экологические нормы вынудило автопроизводителей в начале 70-х дефорсировать многолитражные моторы - и сразу же посыпались упреки покупателей в вялости и тяжеловесности новых детищ  Детройта. Поствьетнамская депрессия, казалось, отражалась во всем: дилеры Chrysler отмечали неважное качество сборки новых машин и слабую антикоррозийную обработку их кузовов.

Chrysler New Yorker'74

1974-1975

Вообще-то, "Нью-Йоркер" переводится как "нью-йоркец" (своего рода "москвич"), я же люблю корежить его как "нью-воркер" (new-worker), "новый рабочий" то есть. По американским зарплатам, такая машина доступна почти каждому, особенно если как следует поэкономить, как у нас в советские времена. АФТ-КПП там зубастая, трудовой человек живет хорошо, так отчего же не приобрести на свои законные хорошее авто?

В 70-х годах высокобортные "фюзеляжники" выглядели совершенно архаично, и необходимость очередной капитальной смены кузовов была очевидной. Что и состоялось в 1974 году. Эта процедура оказалась последней для Newport, который больше уже не претерпит никаких изменений своего экстерьера; флагману же New Yorker предстоит омолодиться еще раз - в 1976 году.

Chrysler New Yorker'75
Chrysler New Yorker'75

Chrysler New Yorker'75

Chrysler Newport'77

1977-1978

Верхний снимок процитирован из "Америки" за 1982 год. Среди прочих персонажей статьи "Американцы и автомобиль" были м-р Нолан Макги и его превосходный шестилетний Newport. Для 77-летнего водителя это была уже десятая машина, после шести "Фордов" 1926-41 гг, двух "Шевроле" 1947-го и 1954-го годов выпуска и "Крайслера" 66-го.

В отличие от большинства "квадратноглазых" сверстников, старомодные "Ньюпорты" - до самого своего прекращения выпуска в 1978 году - подчеркнуто-неизменно оставались с круглыми фарами.

Chrysler Newport'78

1976-1978

Неоклассический Chrysler New Yorker 1976-1978 гг с прикрытыми щитками фарами был признан самым эффектным и элегантным большим "Крайслером" десятилетия и приобрел множество почитателей. Особо впечатляли габариты кузова - 5,86 х 2,02 м при базе в 3,15 м, тогда как собрат Newport имел длину "всего" 5,77 м.

"Нью-Йоркеры" отличались высокой степенью надежности и износоустойчивости. Конструктивно эти машины были рассчитаны на полмиллиона километров пробега или пять лет интенсивной эксплуатации до первого капремонта.

Прекрасное фото Chrysler New Yorker 1977 модельного года приведено также в заставке галереи. Стоит отметить, что по своему облику и сути он ничем не отличался от снятого с производства в 1975 году последнего полноразмерного Imperial.   Но - "недолго музыка играла" - вскоре пробил и его час.

Chrysler New Yorker'76
Chrysler New Yorker'76
Chrysler New Yorker'77
Chrysler New Yorker'77
Chrysler New Yorker'78
Chrysler New Yorker'78
Chrysler New Yorker'78

Chrysler New Yorker'78

1975-1979

Роскошное купе Chrysler Cordoba, дебютировавшее в 1975 году, было максимально унифицировано с Dodge Charger соседнего отделения. Этот несколько уменьшенный и облегченный автомобиль с броской внешностью был прямым соперником "крепышей Марков" от Lincoln и престижных "Ривьер" отделения Buick.

Владельцы "Кордоб" любили их за неплохую ездовую динамику и  замечательную управляемость. Поразительная тишина внутри машины достигалась за счет двойных тефлоновых уплотнителей дверей и замкового соединения кромок салона. Ну а в области использования натуральных кож "Крайслеру" и вовсе не было равных.

Chrysler Cordoba'75
Chrysler Cordoba'78
Chrysler Cordoba'77
Chrysler Cordoba'78
Chrysler Cordoba'79
Chrysler Cordoba'79

"Квадратноглазые" рестайлинговые "Кордобы" 1978-1979 годов, на мой взгляд, получились менее привлекательными по сравнению с предшественницами, и стали походить спереди на фордовские ЛТД II. Последующая машина под этим именем получилась значительно меньше в размерах и успеха не имела никакого.

Chrysler Le Baron Medallion'78

1978

Этому откровенно небольшому автомобилю (чуть крупнее отечественной "Волги"), созданному на базе "компактов" семейства Dodge Aspen/Plymouth Volare, и, который звался простенько, но со вкусом - Le Baron, будет уготована долгая судьба.

В эпоху 80-х, когда окончательно сойдут со сцены большие "Крайслеры", интенсивно осовремененный Le Baron будет продаваться как Newport/Fifth Avenue, и еще под двумя именами. До 1989 года включительно.

Chrysler Le Baron'78
Chrysler New Yorker'80

1980-1981

Последние "Крайслеры", который можно было с изрядной натяжкой назвать "полноразмерными" - New Yorker и Newport 1979-1981 гг. Впервые за многие годы на машины подобного типа в стандартной комплектации стали устанавливать шестицилиндровые двигатели; "восьмерку"же можно было поставить только по заказу.

В целях снижения общего веса, для изготовления кузова и агрегатной базы широко применялся алюминий и полимеры - таким образом удалось облегчить массу машины с более чем 2 тонн до 1700-1750 кг.

Chrysler Newport'81

1982-2001

Chrysler Le Baron'83

1983

Приятной новостью для любителей кабриолетов стало возобновление выпуска машин с открытыми кузовами, вроде этого маленького Chrysler Le Baron. Данная машина относится к платформе "K-car" - компактной "сквозной" модели, различные вариации  которой составляли основу крайслеровской продукции 80-х. 

Chrysler Fifth Avenue'87

1987

Chrysler Newport/Fifth Avenue и его собратья - Dodge Diplomat и Plymouth Gran Fury представляли из себя косметически подновленный Le Baron образца 1977 года. Они были самыми крупными и консервативными легковыми машинами концерна в 1982-1989 гг. Обратите внимание на необычную двухцветную окраску этого "Фифс Авеню".

Chrysler Fifth Avenue'87
Chrysler New Yorker'87

1987

На New-Yorker тех лет и вовсе без чувства ужаса смотреть было нельзя - малыш семейства "K-car", размером с "Москвич-2141" (!) оснащался 2,5-литровым четырехцилиндровым (!!) японским (!!!) двигателем от Mitsubishi. Но что еще более поражало, так это то, что на его базе даже выпускался мини-лимузин...

Chrysler New Yorker'87
Chrysler Limousine'87
Chrysler Le Baron GTS'84

1987

Более логичным выглядел дизайн компакта Le Baron GTS, построенного на том же шасси "К". Вообще,  в  80-е у "Крайслера" происходила такая чехарда с классификацией и присвоением имен своим моделям, что менеджеры концерна, похоже, сами запутались в ней.

Chrysler Le Baron'89
1989

Две небольших, но престижных модели с пятилучевой звездой на радиаторе - конвертибл Chrysler Le Baron третьего поколения (одно время в нашем городе бегал такой же красненький "барон", но с закрытым кузовом и с бахвальской надписью сзади - Porsche Killer)  и совершенно новое роскошное купе Chrysler TC, созданное при участии итальянской фирмы Maserati.

Это была не совсем успешная попытка "Крайслера" вновь вернуться в сектор персональных люксовых авто, утраченный со снятием с производства "Кордоб" - через два года "Крайслер-Мазерати" перестанет выпускаться...

Chrysler TC Maserati'89
Chrysler New Yorker'92

1992

"Вспоминая былое величие" - Chrysler New-Yorker, он же Fifth Avenue 1989-1992 годов. Автомобиль был поскупее в оформлении, нежели одногодок Chrysler Imperial, и на 11 см покороче - 5,04 м против 5,15. Ну и как полагается, то что было стандартным оснащением "Империала" (вроде АБС и дисковых тормозов), на "Нью-Йоркере" предлагалось за отдельную плату.

Chrysler New Yorker'92

1994-1997

Chrysler Concorde, он же Dodge Intrepid, он же Eagle Vision 1993-1997 годов явился родоначальником направления Cab Forward, со смещенным вперед пассажирским салоном. Сконструированный в стиле "биодизайн", Concorde способствовал формированию новаторского имиджа крайслеровского концерна.

Многолетняя тесная интеграция с Mitsubishi привела к тому, что значительная часть узлов и деталей автомобиля имела японское происхождение. Впрочем, в истории Chrysler бывали и случаи похуже: достаточно припомнить чужеродца Dodge Monaco 1992 года, который был не чем иным, как французским Renault 21, или кальку с японского Colt  - малолитражку Laser. Данная тема имеет еще ту хвостатую историю.  

Chrysler Concorde'94
Chrysler Concorde'97

Кратковременный ренессанс больших "классиков"  не мог не отразиться на последнем Chrysler New Yorker 1994 года - габариты его несущего кузова составляли 5,27 х 1,89 х 1,42 м. Инжекторный V6 с четырьмя клапанами на цилиндр обладал  мощностью в 211 "лошадок".

New Yorker и его близнец LHS создавались на удлиненной платформе "Y" вышеупомянутого Chrysler Concorde. Если более дорогой LHS имел как бы спортивный оттенок, то New Yorker  -   консервативный.

Эти вальяжные экипажи были, пожалуй, наиболее элегантными седанами Chrysler  90-х - взгляд знатока отмечал чистый и цельный дизайн передка и экспрессивное завершение оконцовки крыши. "Просто круто!" - так отозвался об этом New Yorker Бруно Сакко.

Chrysler New Yorker'95
Chrysler LHS'97
Chrysler New Yorker'96
Chrysler New Yorker'96

1998-2000

Новейшее, выпускающееся и по сей день, семейство флагманских Chrysler включает в себя базовый Concorde, люксовый LHS и спортивный 300M. Их неповторимый облик поражает и сейчас, даже несмотря на прошедшие четыре года - стремительный силуэт без острых углов, без четкого членения на объемы, интегральный передний бампер, причудливой формы фары и крупная решетка радиатора (на LHS и 300M) никого не оставляют равнодушным.

Chrysler Concorde'98
Chrysler Concorde'98
Chrysler Concorde'2000
Chrysler LHS'98

Chrysler LHS'2000

Поступившие к потребителю в 1998 году, эти машины отличаются друг от друга лишь деталями своего неординарного экстерьера, уровнем оснащенности салона и тремя версиями двигателя V6 мощностью в 203, 228 и 257 л.с. Увы - в этот раз среди них уже не значится бессменного крайслеровского лидера и дуайена марки - New Yorker.

...2002

Гэг из Сети по следам прошлогодних сентябрьских терактов - Chrysler New Yorker'2002 - "... низкопрофильная ударостойкая конструкция, инфракрасная система ночного видения и 120-мм пушка в стандартной комплектации..."
конечно, на самом деле - это М1А1 "Абрамс" - но его разработчиком был все же концерн "Крайслер"
смотреть дальше
Hosted by uCoz