Большие "Крайслеры"
Часть 1: "Нью-Йоркер" и К° (1946 - 2001)
Предлагаемый фотоочерк можно рассматривать как некоторое дополнение к "имперской" истории. Полноразмерные "Крайслеры" - "Нью-Йоркеры", "Саратоги", "Виндзоры", "Ньюпорты" и иже с ними, были унифицированы как меж собой, так и с флагманскими "Империалами", отличаясь разве что внешней стилистикой, уровнем комплектации и иным позиционированием на потребительском рынке. Соответственно, неотъемлемо взаимосвязана была и история их развития.
В отличие от "Империалов", я не ставил перед собой цели продемонстрировать весь выпускаемый типоряд - здесь размещена "солянка" из самых различных престижных машин отделения "Крайслер" - больших и не очень, начиная с послевоенного периода. Для удобства восприятия и возможности сравнения с аналогичными моделями Imperial, снимки рассортированы по почти тем же хронологическим отрезкам: 1946-1956, 1957-1963, 1964-1981 и 1982-2001. Также для сокращения длины названия опущены типы кузовов - и так видно.
В последующих частях крайслеровской галереи можно будет совершить ретроспект серии "300" - "заряженных" купе и конвертиблов и "производных второй степени" - массовых больших "Доджей" и "Плимутов".
1955-1956 Экснеровские детища 1955-1956 гг. Модели 1956 года украшались клиновидными килями, но вот характерных "имперских" габариток поверх них, на прочих других "Крайслерах" не было. Относительно недорогой короткобазный Windsor в 1956 году имел длину кузова 5,58 м, тогда как топовый New Yorker - 5,83 м.
Chrysler небесно-лазоревого цвета был "подновлен" своим владельцем (отсутствует часть фабричного декора, чужие бампера, колпаки и пр), причем так, что узнать, к какому семейству он относился при рождении, теперь не представляется возможным. Хорошо еще, что не смастерил на его базе какой-нибудь хот-род или лоу-райдер. |
|
1956 Забавляют меня такие вот наивные подписи под рисунками тех лет, вроде "...этот "Додж", по желанию покупателя может быть оснащен патефоном", или - "... легко-грузовая модель "Крайслер" названа "машиной для города и дачи" - это, как уже можно догадаться, town & country. |
|
1957 Настала эпоха Forward Look! В том году большинство машин сходило с конвейера еще с одиночными фарами. Через три года и "Виндзоры", и "Саратоги" исчезнут из крайслеровских каталогов.
|
||
|
|||
|
1959 Продолжается расцвет "хвостатых" Chrysler, и да здравствует Вирджил Экснер! Хорошо видна разница в кузовном оформлении одногодков New Yorker и Windsor. Мощность V-образных "восьмерок" перемахнула отметку 350 л.с. Вспомнился еще один любитель американских тачек - Иван Ефремов. Советую перечитать "Лезвие бритвы": там так расписываются прелести Oldsmobile Starfire середины 60-х. Незабвенно. |
||
|
|||
|
|||
|
|||
|
1959 Три крайслеровских конвертибла того года: сверху вниз - Windsor, New Yorker и Finist (300E). Жизнерадостные американцы улыбались навстречу ветру... |
||
|
1960 Довольно редкий универсал Town & Country и бесподобный New Yorker. Как водится, дело не обошлось без жеманной девицы на заднем плане.
|
||
|
1961 Очередной фэйслифтинг привел к тому, что "Крайслеры" обзавелись раскосыми, как у "Линкольнов" 1958-1960 гг, фарами. Лично мне более симпатичен прежний, не столь вычурный вариант 1960 года (см. сверху). Верхний правый и центральные два снимка - редакционной машины журнала "Автопилот", браво ребята, полку "американцев" в столице прибыло!
|
|
1962 Из модели-прародителя 1957 года выжали все что можно было выжать - кили исчезли, а прежний кузов как будто стесали и скруглили по краям и граням - да, это был закат эпохи "аэрокосмизма" в автомобильном дизайне. Дебют семейства Newport, в крайслеровской иерархии, находящейся непосредственно ниже New Yorker. |
||
|
1963 М-м-м... Это не массовая машина - а экскурс Chrysler в сферу применения газотурбинных двигателей на автомобилях. Экзот бесхитростно назывался "Турбинная машина Крайслера", а произведено их было всего около полусотни. Из этой темы вспоминается еще Chrysler Turboflite 61-го года. Chrysler Turbine Car'63 |
|
1965 Стремление придать модный и узнаваемый облик по-прежнему диктовало регулярное обновление стиля - линейные "Крайслеры" середины десятилетия имели сложный рельеф акцентированных молдингами панелей бортов, а общая протяженность боковин превышала собственно длину кузова. |
||
|
|||
|
|||
|
|||
|
1966 В Европе тоже любили американские машины, хотя и временами хаяли, что однако не мешало многим аристократам, бизнесменам, звездам эстрады и кино с удовольствием ездить на них. На постсоветских просторах хорошо известна финская электротехническая фирма Nokia. В свое время директорат компании приобрел этот красный седан Chrysler New Yorker 1966 года, который на снимках слева. Теперь вот, мерзнет в снегах Лапландии - "хочу назад, домой в Америку". |
||
|
1967-1968 Вторая половина 60-х принесла большие перемены в страну Chrysler - машины получили несущий кузов легких и стремительных форм, хотя дизайн его был довольно спорен. Американцы послушно принимали все эти "истязания листового металла", покупая их год от года все больше и больше. В отличие от Imperial, простые Chrysler New Yorker и Chrysler Newport можно было легко распознать по экстравагантным вогнутым боковинам кузова. За тридцать пять прошедших лет, далеко не всем уцелевшим машинам удалось сохранить свой первозданный вид - так, на честном слове держится проржавевший седан Newport шестьдесят седьмого года (слева).
Дыхание тогдашней моды на спорткупе чувствуется и здесь - достаточно взглянуть на пологий переход задка крыши к багажнику и характерный скос бокового оконца у Chrysler New Yorker (на нижних снимках). Даже "неродная" резина с кричащими надписями тут не смотрится неуместной. Chrysler New Yorker'68 |
1969-1973 Необъятные полноразмерные "Крайслеры" 1969-1973 годов были исполнены в "фюзеляжном" стиле - с высокими выпуклыми бочинами кузова и фарами, утопленными где-то в недрах передка. Длина кузова подскочила с 5,58 м до 5,71 м, а 7,2-литровый агрегат давал отдачу 395 л.с. В 1970 году с конвейера сошла пятимиллионная машина этой марки, а незадолго до этого "Крайслеры" первыми в мире стали оснащаться кварцевыми галогенными фарами головного света.
Универсалы-вэгоны наконец-то обособились в отдельное семейство Town & Country. При номинальной вместимости 10 - 11 человек, в их салоне при необходимости могло усесться и 15. С 1973 года, по требованиям федерального законодательства, машины стали оснащаться массивными "безопасными" бамперами, и своеобразное рамочное обрамление фасада кузова навсегда исчезло с американских автомобилей.
Отчаянные попытки снизить расход неуклонно дорожающего высокооктанового топлива и все ужесточающиеся экологические нормы вынудило автопроизводителей в начале 70-х дефорсировать многолитражные моторы - и сразу же посыпались упреки покупателей в вялости и тяжеловесности новых детищ Детройта. Поствьетнамская депрессия, казалось, отражалась во всем: дилеры Chrysler отмечали неважное качество сборки новых машин и слабую антикоррозийную обработку их кузовов. |
|
1974-1975 Вообще-то, "Нью-Йоркер" переводится как "нью-йоркец" (своего рода "москвич"), я же люблю корежить его как "нью-воркер" (new-worker), "новый рабочий" то есть. По американским зарплатам, такая машина доступна почти каждому, особенно если как следует поэкономить, как у нас в советские времена. АФТ-КПП там зубастая, трудовой человек живет хорошо, так отчего же не приобрести на свои законные хорошее авто? В 70-х годах высокобортные "фюзеляжники" выглядели совершенно архаично, и необходимость очередной капитальной смены кузовов была очевидной. Что и состоялось в 1974 году. Эта процедура оказалась последней для Newport, который больше уже не претерпит никаких изменений своего экстерьера; флагману же New Yorker предстоит омолодиться еще раз - в 1976 году. |
||
|
|||
|
|
1977-1978 Верхний снимок процитирован из "Америки" за 1982 год. Среди прочих персонажей статьи "Американцы и автомобиль" были м-р Нолан Макги и его превосходный шестилетний Newport. Для 77-летнего водителя это была уже десятая машина, после шести "Фордов" 1926-41 гг, двух "Шевроле" 1947-го и 1954-го годов выпуска и "Крайслера" 66-го. В отличие от большинства "квадратноглазых" сверстников, старомодные "Ньюпорты" - до самого своего прекращения выпуска в 1978 году - подчеркнуто-неизменно оставались с круглыми фарами. |
||
|
1976-1978 Неоклассический Chrysler New Yorker 1976-1978 гг с прикрытыми щитками фарами был признан самым эффектным и элегантным большим "Крайслером" десятилетия и приобрел множество почитателей. Особо впечатляли габариты кузова - 5,86 х 2,02 м при базе в 3,15 м, тогда как собрат Newport имел длину "всего" 5,77 м. "Нью-Йоркеры" отличались высокой степенью надежности и износоустойчивости. Конструктивно эти машины были рассчитаны на полмиллиона километров пробега или пять лет интенсивной эксплуатации до первого капремонта. Прекрасное фото Chrysler New Yorker 1977 модельного года приведено также в заставке галереи. Стоит отметить, что по своему облику и сути он ничем не отличался от снятого с производства в 1975 году последнего полноразмерного Imperial. Но - "недолго музыка играла" - вскоре пробил и его час.
|
1975-1979 Роскошное купе Chrysler Cordoba, дебютировавшее в 1975 году, было максимально унифицировано с Dodge Charger соседнего отделения. Этот несколько уменьшенный и облегченный автомобиль с броской внешностью был прямым соперником "крепышей Марков" от Lincoln и престижных "Ривьер" отделения Buick. Владельцы "Кордоб" любили их за неплохую ездовую динамику и замечательную управляемость. Поразительная тишина внутри машины достигалась за счет двойных тефлоновых уплотнителей дверей и замкового соединения кромок салона. Ну а в области использования натуральных кож "Крайслеру" и вовсе не было равных.
"Квадратноглазые" рестайлинговые "Кордобы" 1978-1979 годов, на мой взгляд, получились менее привлекательными по сравнению с предшественницами, и стали походить спереди на фордовские ЛТД II. Последующая машина под этим именем получилась значительно меньше в размерах и успеха не имела никакого. |
|
1978 Этому откровенно небольшому автомобилю (чуть крупнее отечественной "Волги"), созданному на базе "компактов" семейства Dodge Aspen/Plymouth Volare, и, который звался простенько, но со вкусом - Le Baron, будет уготована долгая судьба. В эпоху 80-х, когда окончательно сойдут со сцены большие "Крайслеры", интенсивно осовремененный Le Baron будет продаваться как Newport/Fifth Avenue, и еще под двумя именами. До 1989 года включительно. |
||
|
|||
|
1980-1981 Последние "Крайслеры", который можно было с изрядной натяжкой назвать "полноразмерными" - New Yorker и Newport 1979-1981 гг. Впервые за многие годы на машины подобного типа в стандартной комплектации стали устанавливать шестицилиндровые двигатели; "восьмерку"же можно было поставить только по заказу. В целях снижения общего веса, для изготовления кузова и агрегатной базы широко применялся алюминий и полимеры - таким образом удалось облегчить массу машины с более чем 2 тонн до 1700-1750 кг. |
||
|
|
1983 Приятной новостью для любителей кабриолетов стало возобновление выпуска машин с открытыми кузовами, вроде этого маленького Chrysler Le Baron. Данная машина относится к платформе "K-car" - компактной "сквозной" модели, различные вариации которой составляли основу крайслеровской продукции 80-х. |
||
|
1987 Chrysler Newport/Fifth Avenue и его собратья - Dodge Diplomat и Plymouth Gran Fury представляли из себя косметически подновленный Le Baron образца 1977 года. Они были самыми крупными и консервативными легковыми машинами концерна в 1982-1989 гг. Обратите внимание на необычную двухцветную окраску этого "Фифс Авеню". |
||
|
|||
|
1987 На New-Yorker тех лет и вовсе без чувства ужаса смотреть было нельзя - малыш семейства "K-car", размером с "Москвич-2141" (!) оснащался 2,5-литровым четырехцилиндровым (!!) японским (!!!) двигателем от Mitsubishi. Но что еще более поражало, так это то, что на его базе даже выпускался мини-лимузин... |
||
|
|||
|
|||
|
1987 Более логичным выглядел дизайн компакта Le Baron GTS, построенного на том же шасси "К". Вообще, в 80-е у "Крайслера" происходила такая чехарда с классификацией и присвоением имен своим моделям, что менеджеры концерна, похоже, сами запутались в ней. |
||
|
1989 Две небольших, но престижных модели с пятилучевой звездой на радиаторе - конвертибл Chrysler Le Baron третьего поколения (одно время в нашем городе бегал такой же красненький "барон", но с закрытым кузовом и с бахвальской надписью сзади - Porsche Killer) и совершенно новое роскошное купе Chrysler TC, созданное при участии итальянской фирмы Maserati. Это была не совсем успешная попытка "Крайслера" вновь вернуться в сектор персональных люксовых авто, утраченный со снятием с производства "Кордоб" - через два года "Крайслер-Мазерати" перестанет выпускаться... |
||
|
|||
|
1992 "Вспоминая былое величие" - Chrysler New-Yorker, он же Fifth Avenue 1989-1992 годов. Автомобиль был поскупее в оформлении, нежели одногодок Chrysler Imperial, и на 11 см покороче - 5,04 м против 5,15. Ну и как полагается, то что было стандартным оснащением "Империала" (вроде АБС и дисковых тормозов), на "Нью-Йоркере" предлагалось за отдельную плату. |
||
|
1994-1997 Chrysler Concorde, он же Dodge Intrepid, он же Eagle Vision 1993-1997 годов явился родоначальником направления Cab Forward, со смещенным вперед пассажирским салоном. Сконструированный в стиле "биодизайн", Concorde способствовал формированию новаторского имиджа крайслеровского концерна. Многолетняя тесная интеграция с Mitsubishi привела к тому, что значительная часть узлов и деталей автомобиля имела японское происхождение. Впрочем, в истории Chrysler бывали и случаи похуже: достаточно припомнить чужеродца Dodge Monaco 1992 года, который был не чем иным, как французским Renault 21, или кальку с японского Colt - малолитражку Laser. Данная тема имеет еще ту хвостатую историю.
Кратковременный ренессанс больших "классиков" не мог не отразиться на последнем Chrysler New Yorker 1994 года - габариты его несущего кузова составляли 5,27 х 1,89 х 1,42 м. Инжекторный V6 с четырьмя клапанами на цилиндр обладал мощностью в 211 "лошадок". New Yorker и его близнец LHS создавались на удлиненной платформе "Y" вышеупомянутого Chrysler Concorde. Если более дорогой LHS имел как бы спортивный оттенок, то New Yorker - консервативный. Эти вальяжные экипажи были, пожалуй, наиболее элегантными седанами Chrysler 90-х - взгляд знатока отмечал чистый и цельный дизайн передка и экспрессивное завершение оконцовки крыши. "Просто круто!" - так отозвался об этом New Yorker Бруно Сакко.
|
1998-2000 Новейшее, выпускающееся и по сей день, семейство флагманских Chrysler включает в себя базовый Concorde, люксовый LHS и спортивный 300M. Их неповторимый облик поражает и сейчас, даже несмотря на прошедшие четыре года - стремительный силуэт без острых углов, без четкого членения на объемы, интегральный передний бампер, причудливой формы фары и крупная решетка радиатора (на LHS и 300M) никого не оставляют равнодушным.
Поступившие к потребителю в 1998 году, эти машины отличаются друг от друга лишь деталями своего неординарного экстерьера, уровнем оснащенности салона и тремя версиями двигателя V6 мощностью в 203, 228 и 257 л.с. Увы - в этот раз среди них уже не значится бессменного крайслеровского лидера и дуайена марки - New Yorker. |
...2002
Гэг из Сети по следам прошлогодних сентябрьских терактов - Chrysler New Yorker'2002 - "... низкопрофильная ударостойкая конструкция, инфракрасная система ночного видения и 120-мм пушка в стандартной комплектации..." |