Что же, приходится констатировать, что автопром Восточной Европы для нас остается в известной степени терра инкогнита, поскольку эту машину так никто и не узнал. А ведь ее можно считать серийной, да и марка существует по сей день.
Посему решил выложить галерею картин чехословацких авто эпохи Золотого Века кисти Вацлава Западлика - ведь помимо "Шкоды" и "Татры", были и такие марки, как "Аэро", "Прага", "Вальтер" и "Виков"... Это - здесь.
А пока - читайте аннотацию к неизвестной фотографии № 6
№ 6/2004
В интересах партии и правительства - Skoda VOS (1950)
Опыт выпуска машин люкс-класса чехословацкая компания
"Шкода" приобрела в середине 20-х гг. прошлого века, когда у нее завязалось плодотворное сотрудничество с французским производителем машин для аристократии №1 "Испано-Сюиза". Изготавливаемые штучно по лицензии машины, позволили персоналу фирмы получить необходимые навыки в столь аккуратном и щепетильном деле, прежде чем в 1934 году чехи не запустили свою собственную модель полностью оригинальной конструкции."Французский Роллс-Ройс" - легендарная "Испано-Сюиза" нашла вторую родину в Чехословакии, где она выпускалась по лицензии компанией из Млада Болеслава. Автомобили так и назывались – Skoda Hispano-Suiza, на пробке радиатора взмывал в небеса "испановский" аист, а чуть ниже гордо сверкала оперенная стрела "Шкоды". Представленный на рисунке образец, был изготовлен в 1925 году для членов правительства и имел кузов фирмы "Брожик" из Пльзеня. |
В отличие от ранее существовавшей сухой цифровой индикации модельного ряда, новичок получил также и собственное имя "Суперб" - Superb. Надо сказать, довольно нехарактерное, для славянской страны, но, тем самым, полагаю, тогдашние маркетологи хотели подчеркнуть высокий класс и богатое исполнение машины (superb, напомню, так и переводится с английского – превосходный, роскошно отделанный). С учетом будущего круга состоятельной клиентуры – промышленников, финансистов и правительственных чиновников, дизайн машины был относительно консервативен, а мощность бензинового шестицилиндрового – умеренна, но, вполне достаточна: 65 л.с. Соответственно, в производственной гамме доминировали закрытые четырехдверные кузова.
До войны Superb пережил несколько модернизаций, коснувшихся как внешности машины, так и подкапотного пространства. Год от года возрастала отдача двигателя, достигнув в итоге 80 "лошадок", а в 1939-40 гг. ограниченной партией была выпущена серия машин с восьмицилиндровыми 95-сильными моторами. Желающий приобрести в личное пользование машину, выбирал один из трех имеющихся типов кузовов – "салон", "седан" или "купе" (для особых заказчиков, вроде медслужб или похоронных бюро, имелись коммерческие шасси, на которые те могли монтировать кузова по своему усмотрению). К тому же всегда клиент мог купить "голое" шасси – с мотором и органами управления и передоверить его стороннему "кароссери". Стоимость базовой шестиместной версии в 1936 году составляла 63 тысячи кроны.
С 1934 года и вплоть до приостановки выпуска фирмой люксовых авто в 1940 году, свет увидело порядка 614 различных Skoda Superb. С учетом произведенных в 1946-49 гг. уже национализированной фирмой 275 машин, общее количество "Супербов" составило 889 единиц.
После поглощения страны Третьим Рейхом, Чехия превратилась в протекторат Богемия и Моравия, с наместником, назначаемым из Берлина, а предприятия "Шкоды" волей-неволей стали кузницей оружия для нацистов. В 1944-45 годах производственные мощности концерна были обращены в прах налетами авиации союзников, так что новое правительство коммунистов, пришедшее к власти после освобождения страны Красной Армией, начало все отстраивать и восстанавливать заново, тем паче, что компания была огосударствлена.
И вот тогда-то и настал конец
"Супербу", равно как и прочим другим роскошным автомобильным именам старой Чехословакии. Почему? Да потому что на горизонте замаячил светлый лик социализма с всеобщей уравниловкой. Конечно, конструкторы и рабочие вовсе не разучились делать хорошие и дорогие машины - все дело было в том, что в стране не стало людей, которые могли бы купить их. Богачей, как класс, либо изничтожили, либо изгнали, середнячки же довольствовались скромными малолитражками. И после того, как в начале 1950-х была изготовлена последняя большая "Шкода" - исключительно для обслуги партийно-хозяйственной верхушки ЧССР, инициатива в вопросе выпуска представительских авто перешла к братской "Татре".Таким образом, славное имя оказалось забытым всерьез и надолго. Лишь через полвека в шкодовской гамме появился очередной Superb – седан бизнес-класса на слегка удлиненном шасси VW Passat. Но это уже тема не нашего рассказа...