Победившие время
В отличие от нынешнего информационного
изобилия, в советские времена всегда было
проблематично приобрести хорошую литературу.
Особенно специализированную, и уж тем более,
импортную. Предлагаемый вашему вниманию альбом
рисунков чешского художника Вацлава Западлика
был опубликован в 1987 году и затем, по линии СЭВ,
попал в Советский Союз, став настоящим подарком
для любителей автомобильной истории. Надо
сказать, он не утратил своей ценности и в новом
тысячелетии – ведь работы подобного формата и
сейчас редкость. 25 портретов
различных легковых автомобилей периода расцвета
чехословацкого автопрома 1920-40-х гг. удивительно
точно передают пластику кузова, деталировку, и
даже саму душу каждой, в отдельности взятой,
машины. Помимо таких известных марок - Skoda, Tatra, Praga,
здесь можно обнаружить такие редкости, как Aero,
Walter или Wikov.
Несмотря на довольно крупные размеры
альбома (А3), сами картины все таки удалось
просканировать на обычном сканере, пожертвовав,
правда, рамкой. В отношении же обложки и
оборотных сторон с техническими параметрами, у
меня уже терпения не хватило – поэтому они
оказались элементарно отсняты цифровой камерой.
Стиль и орфография оригинала оставлены
практически без изменений.
Поскольку, повторюсь, это именно картины,
не хотелось жертвовать их размерами, посему их
электронные версии также крупны - 1600 пикселей и
"весят" по 250-380 Кб. Впрочем, полагаю, качество
стоит того... |
Желая в нескольких словах
представить читателю серию рисунков наших
исторических автомобилей как раз в то время,
когда весь мир отмечает сотую годовщину
появления этого нового средства транспорта,
"можно выразить надежду, что такой наш вклад в
этот знаменательный юбилей в истории транспорта
вызовет положительный отклик среди читателей.
Сто лет - это такой промежуток
времени, который в истории человечества означает
весьма мало, но зато в истории промышленности он
представляет собой большие сдвиги, благодаря
усилиям огромного трудового коллектива людей,
нескольких поколений рабочих, техников и
конструкторов, которые все свои способности,
сноровку и ум отдавали на пользу общего дела,
которые никогда не жалели ни сил, ни времени для
усовершенствования нового транспортного
средства.
Весь процесс развития человеческого
общества и весь его прогресс во всех сферах
деятельности характеризуется непрерывным
стремлением как можно быстрее преодолеть
расстояния, освободиться от зависимости
капризов природы, перемещаться без ограничений и
как можно с меньшими усилиями. Поэтому не
удивительно, что к таким явлениям, которые нашли
отражение, прежде всего, в экономической области
нашего века, бесспорно, относится развитие
моторизации. Моторные средства транспорта сами
по себе занимают все большее количество людей во
всех отраслях, а транспорт вообще, в связи с
углубляющимся общественным разделением труда,
стал одним из ключевых областей человеческой
деятельности. Быстрым оперативным и удобным
средством транспорта на короткие и средние
расстояния в двадцатом веке стал автомобиль.
Только он имеет возможность в абсолютном
большинстве случаев обеспечить перевозку людей
и товаров
"от дверей к
дверям" удобно, без
перегрузки и пересадки. Именно поэтому
производство автомобилей и автодорожный
транспорт со времени своего появления прошли
чрезвычайно быстрым развитием.
В течение ста лет своего
существования в человеческом обществе
автомобиль завоевал себе постоянное место.
Несмотря на то, что в самом начале он отвергался
как бесполезная техническая игрушка, уже в
течение первой половины двадцатого века он
превратился в наиболее распространенное
средство индивидуального транспорта, и стал
неоценимым помощником человека.
Привлекательность легкого автомобиля, как
средства быстрого и удобного транспорта для
самых широких слоев населения, содействовала
бурному развитию моторизации. Без автомобиля
трудно себе представить сейчас любую сферу
человеческой деятельности. Грузовые автомобили
перевозят грузы по дорогам и в бездорожье,
трудятся на строительных площадках и карьерах,
работают в области энергетики и сельского
хозяйства. Автомобили снабжают города и деревни
продуктами. Автобусы перевозят ежедневно сотни
тысяч пассажиров как внутри, так и на линиях
междугородных и международных рейсов.
Но автомобиль является не только
транспортным средством, а и кормильцем десятков
миллионов людей во всем мире, которые принимают
участие в его производстве, продаже,
эксплуатации и ремонте. Поэтому вполне логично
то, что автомобильная промышленность считается
одним из важнейших параметров общего
экономического развития страны. Огромный размах
этой важной, весьма зрелой в техническом и
организационном отношениях отрасли
промышленности в обратной связи воздействует на
технический уровень и производство широкой
шкалы сопряженных отраслей, а в промышленно
развитых странах автомобили составляют весьма
значимую статью во внутренней и внешней
торговле.
Вместе с тем развитие автомобилизма
несет с собой некоторые, главным образом,
общественные и экологические негативные
последствия. Но об этом в настоящей статье
говорить не будем. А коснемся немного истории тех
прекрасных быстроходных машин, которые стали
ежедневными нашими спутниками.
Наши прадавние предки в течение
нескольких столетий задумывались над тем, как бы
построить транспортное средство, которое могло
бы передвигаться без помощи человека и
животного. Наши прадеды эту идею осуществили в
течение нескольких десятилетий, построив первые
кареты без коня, которыми мы сейчас восхищаемся в
музеях. Наши деды уже думали над тем, как
сконструировать и изготовить мощный, и вместе с
тем надежный и дешевый автомобиль.
Предшествующее поколение техников освободило
производство автомобилей от излишнего
физического труда, передало как можно больше
операций машинам и ввело в производственный
процесс первые промышленные роботы и
манипуляторы.
Технический прогресс во всем мире
идет вперед семимильными шагами. В этом случае
подходит изречение Яна Неруды: "Кто на недолго
остановился, тот уже отстал".
Но нам нужно найти немного времени и
остановиться хотя бы на момент, чтобы с мастером
своего дела Вацлавом Западликом оглянуться на
тот период, когда автомобиль приобрел свой
основной вид, когда наступила эра наибольшего
расцвета кузовостроительных фирм, которые в
объявлениях призывали своих будущих владельцев
автомобилей: "Закажите для своего автомобиля
кузов по своему выбору! Ведь и одежду отдаете
шить по заказу у своего портного, а не покупаете в
магазинах готового платья!"
Наша страна относится к числу тех
стран, которые с самого начала принимали
значительное участие в развитии производства
автомобилей Уже в 1898 году Копрживницкий завод
выпустил первый автомобиль под названием
"Президент". Потом последовало множество
прогрессивных решений автомобилей, включившее
тем самым Копрживницкий автозавод в число
передовых заводов в истории моторизации в мире.
В том же году слесарь Йосеф Вальтер в
небольшой мастерской на Смихове начал
ремонтировать весы и велосипеды. А уже в 1909 г. там
возник первый народный автомобиль у нас -
трехколесная машина
"Вальтер", спустя четыре года, на новом заводе
в районе Праги - в Йиноницах было освоено
серийное производство легковых автомобилей.
В 1905 году из ворот
Младоболеславского завода Л&К,
переименованного позже в завод
"Шкода",
конструкция которого с самого начала была
направлена на выпуск транспортного средства для
широких слоев населения, вышел первый автомобиль
"Лауринка". Сотни тысяч успешных
автомобилей с окрыленной стрелой в знаке
являются доказательством того, что замысел
удался.
Изделия пражского завода
"Велокс", находящегося в районе
Карлин, были известны как автомобили-такси не
только в Праге, но и в Москве. Их популярности
также способствовало оригинальное решение
трехступенчатой коробки передач с шестернями
постоянного сцепления и с переключением передач
при посредстве фрикционных муфт.
В 1907 году "Первый чешско-моравский
машиностроительный завод" в Праге, район
Либень, выпускает первый автомобиль
"Прага", изготовленный по лицензии
французской фирмы "Харрон". Но вскоре
"праговки" освобождаются от иностранных
конструкционных влияний и, благодаря надежности
и выносливости, делают честь рекламному лозунгу -
"Автомобиль на сотни тысяч километров".
В этом же году, в городе Либерце,
открывается завод по производству автомобилей
"РАФ", который в течение пяти лет своего
существования сумел завоевать мировую славу
изготовителя необычно качественных автомобилей,
и, как единственный в Центральной Европе,
выпускает двигатели с золотниковым
(бесклапанным) механизмом газораспределения.
Автомобили
"Аэро"
прославились своей долговечностью и спортивной
выносливостью на многих состязаниях и пробегах
на дальние расстояния, которые стали
незабываемой страницей нашей автомобильной
истории, также, как и надежностью в ежедневной
эксплуатации. Эта марка была также
первооткрывателем популярного в настоящее время
привода на передние колеса.
Аналогичной концепции
придерживалась также и "Чехословацкая
збройовка
" (оружейный
завод в Брно), которая прославилась, главный
образом, в области создания двухтактных
двигателей. Высокая мощность гоночных
автомобилей "З" тогда весьма удивляла
специалистов, а общественность давала высокую
положительную оценку маловзыскательным в
эксплуатации серийным автомобилям.
Завод им. инж Ф. Янечка начала
выпускать в 1934 году небольшие автомобили
"Ява" с двухтактным двигателем по лицензии
ДКВ. Она служила вызовом для других заводов и
вместе с заводом "Татра" принадлежала к
изобретателям обтекаемых автомобилей. Не
отставал от них и Простейовский завод по
производству сельскохозяйственных машин им
Вихтерле и Коваржик. Автомобили этого завода с
маркой "Виков" отличались целым рядом
прогрессивных элементов автомобильной
конструкции
Итак, мы могли бы продолжить
перечень автомобильных изделий наших
изготовителей. Но практически невозможно
перечислить все марки, которые возникали из
вдохновения и желания открыть что-то новое.
Многие из этих машин мы знаем только по
пожелтевшим фотографиям и эскизам архивных
документов, потому что они не сохранились до
наших дней. Однако, опыт
,
накопленный в процессе их создания и
эксплуатации, составляет неотделимую составную
часть нашей автомобильной истории.
Серия картин Вацлава Западлика,
нежные и пленительные рисунки которого знают все
почитатели исторических автомобилей,
продемонстрирует вам подбор красивейших кузовов
автомобилей своего времени, кузовов "шитых на
меру". Автору часто приходилось опираться на
скудные исходные данные, а при этом он старался
автомобили "поставить
"
так, чтобы как можно больше выделялись его
грандиозные линии.
Это была нелегкая работа, она заняла
бесчисленное множество часов и большую долю
терпеливости.
"Терпение, -
как говорит пословица, - дает умение". Будет
надеяться, что эта серия рисунков принесет много
радости всем, кто питает любовь к этим старым, но
в то же время бессмертным победителям над
временем.
Инж. Станислав Минаржик