Автобусы General Motors:
"незнакомцы", знакомые и не очень

"Фишбоул" в Нью-Йорке 1990-х

2. "Аквариум" (GM "Fishbowl" 1959-1977)

В 50-е годы американские автопроизводители процесс кардинального обновления (all-new) производственной линейки, обыкновенно сопровождали каким-либо звучным лозунгом, исполнявшим роль не только девиза, но и своего рода идеологического обоснования очередного "истязания листового металла". В сентябре 59-го клиенты General Motors наконец-то увидели машину, которая призвана была принять эстафету у заслуженного автобусного ветерана 1940 года. И поскольку слоганом новинки был "New Look" - "Новый Взгляд", то в противовес этому предшественник стал зваться "Old Look" ("Старый Взгляд").

Свое неофициальное прозвище – "Fishbowl" ("Аквариум") новичок заслужил из-за значительно возросшей площади остекления: по сравнению с узкими оконцами-амбразурами предшественника "Олд Лук", "Фишбоул", с его огромными боковыми окнами, и прям выглядел аквариумом. Впечатление усиливало сложной формы выпуклое составное лобовое стекло. Внешность машины была свежей и современной, не устарев и полтора десятилетия спустя. Сторонний взгляд отмечал "грейхаундовский" гофр бортов, новомодные наклонные оконные стойки, надолго ставшие фамильной чертой джи-эмовских автобусов, начиная с памятного "Сценикрюйзера", россыпь стильных подфарничков, габаритных огней и всевозможных подсветок. Не был забыт и хит сезона - сдвоенные фары, кои с 1958 года стали чуть ли не обязательным атрибутом всех американских автомобилей.

Страничка из рекламного проспекта "New Look" 1959 года. Стиль "модерн" предполагал линейное формотворчество и обилие стекла, равно как в архитектуре, так и в автопроме...

В общем, авангарда в облике новой машине было не занимать. Причем настолько, что первое время кое-какие осторожные клиенты обращались на фирму с просьбой сделать внешность машины более привычно-консервативной. Так, в Дэйтоне (штат Огайо), первая партия "фишбоулов" поступила с непрозрачной нижней частью лобового стекла, дабы не эпатировать порядочных граждан и "соответствовать патриархальным устоям общества Среднего Запада".

Собственно суть автобуса осталась неизменной: на пространственную раму клепались листы обшивки из дюраля, а 6-цилиндровый дизельный двигатель Detroit Diesel мощностью 220 л.с. располагался на платформе в задней части кузова. КПП – на большинстве машин - была автоматической, типа Hydra-Matic. Ранние серии автобусов имели некоторые проблемы со структурной прочностью кузова, но вскоре каркас был усилен. Особое внимание уделялось эксплуатационным качествам, надежности и долговечности (миллион километров пробега для "Аквариума" был далеко не предел).

Создатели машины пересмотрели конструкцию пассажирских дверей: в отличие от "Олд Лука", они стали не четырех-, а двустворчатыми. Улучшились эргономические показатели в отношении ширины прохода в салоне и расстояния между рядами сидений. С целью улучшения обзорности/освещенности, по обеим сторонам кузова, ниже уровня крыши, тянулись тонированные полоски верхнего ряда окон: прежде всего, для тех немногочисленных пассажиров, которые ехали стоя. Между прочим, GM "Fishbowl" стал одним из первых городских автобусов в мире, оснащавшихся системой кондиционирования салона.

GM "Fishbowl" автобусной компании города Балтимор. Два сдвоенных ряда сидений в салоне (стандартная схема размещения) не оставляют сомнений в том, кому отдавалось предпочтение - "сидячим" или "стоячим".
На заднем плане нижнего фото можно разглядеть и его предшественника - GM "Old Look".

В сравнении с междугородными собратьями "Фишбоул" снабдили более приемистым двигателем и эластичными подвесками, чтобы автобус быстрее разгонялся и "проглатывал" выбоины на асфальте. Если городские версии имели две двери, то пригородные – лишь одну, переднюю. Последние также оснащались небольшими багажными отсеками, и лишились верхнего ряда узеньких оконц. Несколько десятков машин, в порядке эксперимента, были закуплены "Грейхаунд Лайнс" и служили в качестве междугородних лайнеров, но дальше этого дело не пошло. 

Многоцветье кузовных раскрасок чем-то сродни палитре цветов фюзеляжей самолетов различных авиакомпаний мира.

Автобус выпускался в двух основных типах исполнения кузова – 35-футовом и 40-футовом:

GMC "New-Look"

35-футовая версия

40-футовая версия

Длина

10,67 м

12,2 м

Ширина

2,44 м или 2,6 м*

Высота

3,07 м

База

5,97 м

7,24 м

Радиус поворота

11,2 м

12,8 м

Двигатель

DDA 6V-71**

DDA 6V-71 или
DDA 8V-71**

Количество мест

41-45

49-53

Ширина центр. прохода

0,5 м или 0,66 м

Кол-во выпущенных машин:

8603 (из них 512 пригородных)

30348 (из них 2553 пригородных)

*Пригородные версии все имели ширину 2,44 м; городские - 2,44 и 2,6 м.
**DDA - Detroit Diesel Allison; 6- или 8-цилиндровый; V-образный
(в данном случае угол развала 60°); 71 - объем цилиндра, в куб.дюймах.

В 1969-74 гг. выпускался "бэби-Фишбоул" – радикально укороченная 29-футовая (8,8 м) версия машины с базой всего 4,11 м, и дизелем GM 478 Toro-Flow II. 510 произведенных машин предназначались тем операторам пассажирского рынка, которые не нуждались в больших машинах, но, тем не менее, хотели бы иметь в своем парке такую известную марку.

Последние автобусы этого типа из состава городского хозяйства Нью-Йорка.

О системе обозначений пассажирских машин GM уже шла речь в предыдущей главке. С появлением "фишбоулов" в нее были внесены некоторые дополнения и коррективы. В 1960 году появились пригородные модификации SDM и SDH (S - Suburban). К имеющимся шестицилиндровым двигателям на выбор стали предлагаться и восьмицилиндровые, тоже дизельные; а когда бензиновые агрегаты ушли в прошлое, то отпала нужда и в литерах "D"/"G" (Diesel/Gas) в индексе машины – вместо нее стало указываться число "6"/"8", в зависимости от количества цилиндров дизеля. Буквы "А" или "N" в конце индекса свидетельствовали о наличии кондиционера (в виде небольшой надстроечки на заднике крыши автобуса), либо об отсутствии оного. Первые две цифры в обозначении каждого отдельно взятого экземпляра по-прежнему говорили о его номинальной вместимости (количестве сидений), последние же две являлись номером серии.

Таким образом, например TDH-4516 (ранние машины) означало, что перед нами 45-местный городской автобус с дизельным мотором и гидравлической КПП 16-й серии; или - T8H-5308А (поздние образцы) – опять-таки "горожанин", 8-й серии, о 53 местах, с восьмицилиндровым агрегатом, автомат-коробкой и кондиционером.  Просто и понятно. Количество мест зависело от компоновки салона; в большинстве городских "Фишбоулов" имелось 39-41 сидячих мест. Больше получалось лишь при расположении сидений в конфигурации 2+2 по всему салону и без накопительной площадки у второй двери.

Гамма маленьких "Фишбоулов" от фирмы Corgi Toys.

Увы, покататься на этом автобусе мне так и не довелось; поэтому доверюсь мнению о "Фишбоуле" одного из наших соотечественников – Александра Калиниченко, проживающего ныне в Калгари, хорошо знакомого и с классикой отечественного автобусопрома - ЛиАЗом-677, и с "Фишбоулами", которые еще продолжают эксплуатироваться на городских маршрутах канадского мегаполиса: "Автобус этот, несмотря на немолодой возраст, мне определенно понравился. Плавный ход, движка почти не слышно. Вход только в переднюю дверь, выход - через заднюю. Двери, правда, узковаты. Передние сидения по одному с каждой стороны стоят вдоль движения, образуется площадка; затем, как обычно - попарно поперек. Центральный проход шириной примерно как в ЛиАЗе, может быть, чуть поуже. Общее впечатление - как о машине простой и прочной".

Попутно: насчет общих черт, сближающих американские автобусы с советскими ЛиАЗами и ЛАЗами, и разнящих их с западноевропейскими аналогами. Во-первых, это продолжительность жизни на конвейере и вытекающая отсюда массовость производства. 20-25 лет кряду не выпускается ни один "европеец", столь пожилые модели там пользовать ни один уважающий себя перевозчик не будет. А во-вторых – это консерватизм в облике и аскетизм во внутреннем убранстве: те, кто ездил на штатовских городских автобусах (да и на междугородних тоже), не преминут отметить их скромную, чуть ли не "совковую" начинку, без всяких роскошеств и примочек, свойственных нынешним евробасам. Та же простота на грани с бедностью наблюдалась и в СССР.

Почему так? Если с нами (плановая экономика, отсутствие конкуренции и т.д.) все понятно, то как подобные тенденции объяснить применительно к сытой и явно не испытывающей отсутствие дизайнерских талантов и финансов для их реализации Америке? Полагаю, дело заключается в определенном консерватизме вкусов самих американцев (как пример, можно привести бессменный дизайн тамошних же грузовиков), а также и в финансово-экономической политике автобусных перевозчиков. Именно автобусных, потому что этот вид трансконтинентального транспорта считается в США наиболее доступным и дешевым (в сравнении с главным конкурентом – железной дорогой "АмТрак"). А платить лишние деньги за "навороченную" внешность, ТВ в подголовниках анатомических кресел и унитазный омыв заднего прохода, янки явно не спешат. Муниципалитеты – основные покупатели transit busов, тоже особой щедростью не отличаются; благо, считается, что каждый нормальный американец должен иметь персональные "колеса", а на дотируемом из казны общественном транспорте ездят малоимущие слои населения – и нечего им морду баловать...

Не лыком шитые
ЗиЛ-158

158-й из Московского музея наземного транспорта

Погодки "Фишбоула" - ЗиЛ-158 (1957-1970 гг.- 65 тыс. машин), выпуск которого был позже перенесен в Ликино, и его наследник ЛиАЗ-677 (1967-1994 гг. - 195 тыс.) стали лучшими городскими автобусами СССР 1960-80-х годов. С ними Советский Союз уверенно вышел на первое место в мире по объемам производства средств общественного транспорта. Предтеча ЛиАЗов - ЗиС-155 определил переднемоторную компоновку для этих машин. От мотора сзади, несмотря на его явную перспективность, отказались - по причине, что из-за этого придется поступиться пассажировместимостью (за счет отсутствия задней накопительной площадки).

"Живой классик" - ЛиАЗ-677

Если попытаться охарактеризовать ЛиАЗ-677 с точки зрения водителя, то резюме будет крайне неоднозначным. С одной стороны - простота в обслуживании, неприхотливость в ремонте и наличие ГМП, существенно облегчавшей работу в условиях города, с его частыми перекрестками и сменой скоростей. С другой стороны - все неизбежные последствия от чересчур близкого соседства водительского места с моторным отсеком: постоянная вибрация и шум в кабине. Впридачу вялый, но весьма прожорливый бензиновый двигатель.

ЛиАЗы - 677-й и его преемник 5256 на улицах казахстанской столицы Астаны

Как пассажиру, мне ЛиАЗ знаком лет двадцать. Отмечу, что салон просторен и рационально скроен (особенно полюбился левый задний уголок с индивидуальным скругленным оконцем и поручнями "под локоть") и, в то же время, выхлопные газы частенько проникали вовнутрь, вследствие прогрессирующей расшатанности кузова на дорожных колдобинах и последующей расстыковки пола и бортовых панелей. Существенным изъяном являлась несбалансированная система отопления салона (левый одиночный ряд сидений всегда отличался избыточным "подогревом", даже в теплое время года).

Оценивая 677-й в историческом плане, можно констатировать, что он стал первым советским автобусом, сконструированным без оглядки на американские аналоги. Многие из этих машин продолжают работать в городах республик бывшего СССР и сегодня.

Нашему человеку "Фишбоул" мог отложиться в памяти благодаря супербоевику начала 90-х "Скорость" ("Speed"), режиссера Яна де Бонта, с Кину Ривзом, Сандрой Баллок и Денисом Хоппером в главных ролях. Согласно сюжету фильма, заминированный автобус, только что мирно курсировавший в лос-анджелесском пригороде Санта-Моника, теперь не мог остановиться и даже снизить скорость менее определенной отметки, дабы не сработал механизм взрывного устройства. Чтобы пассажиры не увидели тот свет раньше времени, отвязный "Аквариум" славно поездил по улицам, тараня назойливые легковушки, чего в "мирной" жизни ему бы вряд ли бы посчастливилось! А чего стоил один только полет над недостроенным участком хайвэя?! "Скорость" вошел в историю мирового кинематографа как один из первых ультрадинамичных фильмов, в котором все происходит по принципу "нон-стоп", на одном дыхании. Да что его рассказывать, смотрели, уж наверняка, почти все. Кстати, при съемках фильма было использовано 12 идентичных "Фишбоулов".

Постер к фильму "Скорость"

Целых три послевоенных десятилетия General Motors безоговорочно доминировал не только на рынке легковых автомобилей, но и в автобусном секторе Соединенных Штатов - и не в последнюю очередь, благодаря чрезвычайно удачному "Фишбоулу". Концерн уверенно диктовал "правила игры", равно как для мелких фирм, вроде Checker (нет, это не ошибка - "Чеккер" выпускал не только такси...), Transit или Beaver, так и для крупных производителей - ACF-Brill, Flxible, Fageol-Twin Coach. Автобусы GM вытеснили с рынка такие марки, как White и Mack, и те были вынуждены полностью переключиться на производство грузовиков. "Фишбоул" также явился объектом подражания: достаточно сказать, что параллельно нему, компания Flxible выпускала свой "аквариум", очень схожий с джи-эмовским. 

После 1977 года "Фишбоул" до 1983 года массово, и до 86-го очень малыми партиями, продолжал собираться на канадском филиале "Дженерал Моторс" ("канадца" можно было распознать по измененным боковинам кузова и аббревиатуре GMC на передней панели, тогда как "американцы" "подписывались" буквами GM). Канадским транспортным компаниям этот автобус уж очень особенно пришелся по сердцу, чего нельзя было сказать о наследнике "Fishbowl"   - RTS (см. ниже). К примеру, что в том же Торонто срок службы 500 оставшихся "Аквариумов" продлен аж до 2010 года!

Всего 35-футовых автобусов произвели: 786 пригородных и 7825 городских в США + 1439 городских (все узкие) и 103 пригородных в Канаде; 40-футовых: 2553 пригородных и 22194 городских в США + 130 пригородных и 7805 городских в Канаде. Таким образом, получается общее количество в 42 тысячи 835 единиц полноразмерных "Фишбоулов" и 510 раннеупомянутых "Бэби-Фишбоулов". 

Еще в конце 60-х стратеги концерна стали подумывать о замене машины, с целью этого образовался амбициозный консорциум Transbus, плод кооперации GM, Rohr и Flxible; но затем что-то не заладилось и каждый пошел своим путем...И лишь в 75-м, уже в рамках проекта ADB (Advanced Design Bus), появился "продвинутый" преемник - RTS. Но это - уже совсем другая история.

GM RTS. На уровне ассоциаций он напоминает аэропортовские автобусы.

Почти два десятка лет выпуска без серьезных изменений (а если учитывать еще и канадские итоги, то получается четверть века) – совсем не шутка. 43 тысячи с лишком сошедших с конвейера машин, конечно, значительно уступают масштабам выпуска тех же ЛАЗов (около 300 тысяч экземпляров), но и этот показатель по западным меркам тоже весьма и весьма серьезен. Менялись стиль и эпоха, рок-н-ролл уступил место диско, прошла Вьетнамская война, сменилось пять президентов, дитя успело закончить школу – а "Фишбоул", ставший неотъемлемым атрибутом городского ландшафта, продолжал символизировать собой связь времен в этом быстротечном мире…

вернуться к предыдущей читать дальше
Hosted by uCoz