Автобусы General Motors:
"незнакомцы", знакомые и не очень

"Старый Пес" - Автобус с большой буквы!

3. "Театрал-бродяга" (GM "Scenicruiser" 1954-1956)

Грейхаунд - это не просто междугородний автобус. Это олицетворение всех междугородних автобусов, можно сказать, что это даже романтический символ. На нем люди отправляются в приключения, едут в Нью-Йорк или Лос-Анджелес за славой. Автобус Грейхаунд, отправляющийся от пыльной захолустной станции в Кентукки - это что-то вроде парохода, отплывающего к дальним экзотическим странам...

некто Аардварк (сказано на одной из Интернет-конференций)

Бескрайняя равнинная территория Соединенных Штатов, как нельзя лучше подходила для развития наземной транспортной сети. Исторический факт, что именно железная дорога стала тем копьем западной цивилизации, которое пронзило Индейскую Америку, а герои эпохи первичного накопления капитала - железнодорожные магнаты, банкиры и промышленники, оказались воспеты в произведениях американских романистов. В XX веке процесс освоения просторов Запада пошел уже по автомобильным дорогам: они окончательно и бесповоротно связали воедино страну от побережья до побережья.

Вот как в 1946 году советским специалистам приоткрылось междугородное автобусное движение в США:

"Только по хайвэю!" - гласила реклама послевоенных "Грейхаундов"Там, под сенью звездно-полосатого флага, пассажирская транспортная компания "Пасифик Грейхаунд" (являвшаяся, в свою очередь, частью конгломерата "Грейхаунд Лайнс" (Greyhound Lines), в который входили еще "Вестерн Грейхаунд", "Канадиэн Грейхаунд" и др. – М.И.) владела почти 5000 машин; все были вагонной компоновки, в том числе около 1000 дизельных, находившихся в более чем 20 суб-фирмах, каждая из которых обслуживала маршрут протяженностью почти 1000 км. Наряду с механической трансмиссией применялись гидравлическая и реже - электрическая. У этих автобусов двигатель располагался сзади и поперек. Чаще других использовались 37-местные машины с комфортабельными креслами. Они преодолевали 1000-километровый маршрут с запланированными остановками за 25 часов, максимальная путевая скорость нередко превышала 100 км/ч. У всех автобусов компании среднесуточный пробег составлял около 320 км, достигая в отдельных случаях 480 км. Движение было так организовано, что на маршрутах около 1000 км за рулем каждой машины сменялись четыре водителя, причем каждый возвращался в пункт отправления через 7 - 8 часов, управляя автобусом своей же фирмы. Плановые ремонты механики компании выполняли после пробега каждой машины, соответственно, 50, 100 и 200 тыс. км, техническое же обслуживание делали гораздо чаще. (О. Курихин "Комфортабельный и быстроходный", "ТМ" №9/2000).

Предшественник

"Серебробокий" - GM "Silversides" образца 1939 года стал настоящим бестселлером компании. После дебюта на Нью-Йоркской всемирной ярмарке "Silversides" был запущен в серию: он был оснащен двухтактной дизельной "шестеркой" и (революционное решение для того времени) кондиционером GM Frigidaire.
Модель получилась настолько удачной, что выпускалась до начала пятидесятых годов, а дизайнерские решения, заложенные в "Silversides", остаются неизменными и по сей день: гофрированный кузов с нарочито "вагонными" обводами, отсутствие фальшрадиаторной решетки, круглые световые приборы. Можно сказать, что "Серебробокий" на долгие годы определил дальнейшее направление в развитии американских междугородных автобусов.

Для бесперебойного функционирования этого четко отлаженного механизма требовались и соответствующие уровню транспортные средства - быстрые, комфортабельные, надежные и вместительные. Компания "Грейхаунд Лайнс", стремясь иметь лучшее из всего существующего, не ограничивалась закупкой машин у какого-либо одного поставщика; но лишь концерн GM, в лице своего автобусно-грузового крыла Truck & Coach Division, удостоился чести считаться ее главным деловым партнером. Специально для "Грейхаунда", начиная с 30-х годов, джи-эмовскими инженерами разрабатывались шоссейные пассажирские лайнера под одноименным названием.

Самым известным автобусом подобного класса и поныне считается Greyhound "Scenicruiser". Вообще-то, "Сценикрюйзер" переводится что-то вроде как "Театральный Лайнер" ("театральный" – это из-за приподнятой части салона, вследствие чего образовалась длинная пассажирская "каюта", внутри которой люди находились, словно в зрительном зале), но я позволил себе вольность интерпретировать это имя несколько иначе.

Первые "Сценикрюйзеры" поступившие "на вооружение" "Грейхаунд Лайнс".

Прототип "Сценикрюйзера" – GX-2 появился еще в 1948 году, приуроченный, как это обычно водится, к очередному детройтскому автопразднеству. К дизайну автобуса приложил руку знаменитый Реймонд Лоуи. В июле 1954 года заводской двор предприятия в Мичигане покинул первый серийный образец; вслед за ним, до июня 56-го, будет построено еще тысяча клонов. Поскольку все они выпускались в одной версии, то, следовательно, поимели и один фирменный индекс - PD-4501 (междугородний, дизельный, 45-местный – это с учетом водительского и запасного кресел).

В рекламной брошюре особо подчеркивался совершенно новый уровень комфорта для пассажиров: в салоне появилась полноценная туалетная комната, а ход машины стал более плавным, благодаря пневматической подвеске. "Сделай каждую милю незабываемой" - от пастельных пейзажей Новой Англии, до знойных равнин Техаса...

В отличие от прототипа у серийной модели слегка поменялся дизайн, сзади появилась двухосная тележка, а подвеска была основательно модернизирована; все это сделало машину более плавной на ходу. Помимо необычной внешности "уступом", "Театрал" был незауряден и изнутри: в корме кузова бок о бок находились сразу два дизельных двигателя DDA 4-71. Подобная схема в процессе эксплуатации оказалась неудачной, и в ходе массовой модернизации, на 979 оставшихся в строю автобусов дубль-агрегат в 1961-62 гг. был заменен одним дизелем - продольно расположенным 11-литровым двухтактным DDA 8V-71, мощностью в 285 л.с. Все работы проводила фирма Marmon-Herrington.

Механическая четырехступенчатая коробка передач Spicer, разумеется, не имела синхронизаторов; процесс включения задней передачи выглядел весьма мудреным: его описание заняло бы не одну строку. К тому же здесь не было топливомера: уровень топлива в баке определяли по щупу. Но в чем нельзя было отказать автобусу, так это в надежности: например, в Германии есть экземпляр 1955 года выпуска, который прошел по дорогам США 6,5 миллиона километров!

Величавый "Театрал" был автобусом крупным, но вовсе не громадным (дабы убедиться в этом, достаточно взглянуть на фото сверху); а его высота всего на 30 см превышала аналогичный показатель одноэтажных "грейхаундов". Второй уровень салона отделяло три ступеньки от "главной палубы", в переходе же размещался туалет для пассажиров. Тонированные стекла, прохлада в салоне и ненавязчивая музыка в динамиках - а ведь это середина 50-х...

На нижнем уровне, в компании с водителем сидело 10 пассажиров, остальные же 33 располагались в надстройке, которая имела даже собственное лобовое стекло. Багажные отсеки находились под полом, для ручной клади предназначались полки в самом салоне. Среди прочих достоинств машины можно было упомянуть пневматическую подвеску и автоматический кондиционер, обновлявший воздух внутри каждые 40 секунд, что явно было небесполезным во время длительных летних поездок по южным штатам страны.

Фотогалерейка GM "Scenicruiser" 1950-70-х гг - за небольшими отличиями, схема окраски оставалась постоянной.

Технические данные автобуса PD-4501 Greyhound "Scenicruiser"

Тип кузова

алюминиевый монококк

Длина

12,2 м

Ширина

2,44 м

Высота

3,4 м

База

6,63 м

Радиус поворота

13,7 м

Масса пустого

13,4 т

Двигатель

2 х DDA 4-71 суммарной мощностью 220 л.с.

КПП

механическая, 4-скоростная

Колесная формула 6 х 2 (привод на центральную ось)

Шины

11.00 х 19

Емкость бака

680 л

Кол-во пассаж. мест

43

Багажное отделение

9740 л

Ширина пассаж. двери

0,66 м

Всего произведено

1001 автобус

В 1970 году 500 уцелевших машин подверглись второй, косметической, модернизации, затронувшей большей частью салон, а спустя еще восемь лет, последний "Театрал" был выведен из состава активного флота "Грейхаунд Лайнс". Часть автобусов была перепродана другим транспортным компаниям. К счастью, немало "Сценикрюйзеров" здравствует и поныне, благодаря усилиям энтузиастов и общественных организаций.

"Улучшенные" модели, с щегольскими белыми боковинами шин и двойными передними фарами. Но это и не Greyhound - а другой автобусный перевозчик, фирма Michaud, перекупившая в 70-х списанные грейхаундовские машины.
.

Десант из Старого Света

Европейцы тоже пытались отщипнуть свой кусочек "американского пирога" междугородних пассажироперевозок, порой небезуспешно. Но чтобы тебя приняли в чужом доме, желательно соблюдать тамошние правила и традиции, а дабы выделиться из общего ряда, необходимо было стать "круче", но опять-таки, в системе "их"  координат. Этим и объясняется появление у хьюстонской транспортной Continental Trailways в 1955 году двухсот с лишним  "Серебряных" и "Золотых" "Орлов" производства западногерманской компании "Зетра" - автобусов абсолютно неевропейских по виду и начинке (эк, хитрецы, куда метили - даже увязали названия своих машин с излюбленным штатовским крылатым фетишем).

Поражала воображение эксклюзивная Setra "Golden Eagle" ("Супер-Золотой Орел") 1958 года, с сочлененным кузовом, двумя барами в салоне и 275-сильным "роллс-ройсовским" дизелем, вместо обычного MAN в 210 л.с. (снимок сверху). К концу десятилетия европейские транспортники тоже начали обзаводиться своими полутораэтажными "крейсерами". Внизу представлена модель Faun Condor Aero в масштабе 1:43 от фирмы Vector Models.


Пример "обычного" Greyhound – модель GM PD-4104. 10,6-метровый автобус был растиражирован в 1953-60 гг. в количестве 5000 единиц, но имел большинство опций флагманской модели PD-4501 "Scenicruiser".
PD-4107 "Буффало" - последний большой "междугородник" General Motors (1966-1969 гг.). Он  получил это прозвище из-за характерного "бычьего" дизайна передка. В 1970-79 гг. в небольшом количестве была выпущена его модификация 4108. Свет увидело 1567 машин обеих версий. Что интересно, данный автобус был построен специально для одной из австралийских компаний обратите внимание на правый руль.
Карта "грейхаундовских" маршрутов по состоянию на 2003 г.
(внимание - большой файл!)

Дорогостоящий "Сценикрюйзер" не являлся основной машиной "Грейхаунд Лайнс", основу автобусного парка составляли другие, менее притязательные и более экономичные машины. Его уделом было формирование имиджа компании (тем паче, что вся партия была построена исключительно для нее), потому-то "Театрал" эксплуатировался на самых престижных и дальних линиях. Начиная с середины 60-х, "Грейхаунд", да и остальные американские транспортники, стали постепенно переходить на продукцию других фирм, вроде Trailways' Eagle Manufacturing или канадской MCI (Motor Coach Industries). General Motors же, выпустив в 1980 году свой последний дорожный лайнер, гордо покинул сферу производства междугородних автобусов. Стоит отметить, что застой и другие негативные тенденции внутри гигантского концерна начались задолго до того печального момента: за предшествовавшие тому пять лет, им было произведено всего 230 (!) туристических машин. Финал состоялся в конце 80-х, когда в ходе рационализации-оптимизации производства, GM одним махом избавился от всех своих автобусно-грузовых подразделений.

Рожденный в СССР

Первый и последний настоящий советский междугородний автобус ЗиС-127 (1955 г.). Почему единственный – да потому, что адаптированные под туристические цели ЛаЗ-697Е/М и 699P язык как-то не поворачивается именовать полноценными дорожными лайнерами, а знакомые от рождения "Икарусы" – все-таки были машины венгерские. Тем не менее, имела место еще одна попытка создать "свой Greyhound" – тут подразумевается автобус дальнего следования "Альтерна-4215", который был спроектирован независимой ликинской фирмой в начале 90-х.

В отношении конструкции и дизайна ЗиС-127 следовал в духе американских канонов - цельнометаллический несущий кузов с заднерасположенным дизелем, мягкий ход и уют в салоне. Присмотревшись, можно было обнаружить немало общих внешних черт с Scenicruiser и К° – начиная от элементов оформления фасада, заканчивая характерной формы передним боковым окном и гофрированными панелями бортов.

Общими размерами и мощностью 6-цилиндрового дизеля (10,2 м длины при 180 л.с.), он, конечно, уступал "грейхаундам": в салоне предусматривались места лишь для 32 пассажиров, да и такие буржуйские излишества вроде сортира с умывальником и кондишена также отсутствовали (у нас как-то в ходу был популярнее вариант "девочки – налево, а мальчики - направо"). Хотя: предсерийный вариант ЗиС-127Э имел пассажировместимость 41 человек, но был забракован из-за чрезмерной длины и неудовлетворительных динамических характеристик.

Из 851 построенных с 1955 по 1961 гг. ЗиС-127, на сегодняшний день не сохранилось ни одного. Так "бережно" ценится у нас свое прошлое…


Промо-фотографии GM "Scenicruiser". Технологии 50-х гг. - цвета кое-где явно подретушированы.

Ныне автобусной марки "Грейхаунд" уже не существует. Но компания Greyhound продолжает возить людей во все уголки Северной Америки, а "рефрижераторный" дизайн переняли многие американские автобусостроители. В небольшом фирменном музее в городке Уиллс, хранится пять этапных пассажирских машин, в те или иные времена трудившихся на благо компании и ее клиентов. Среди них почетное место занимает "Театральный Лайнер", образца 1956 года, один из той славной плеяды автобусов, которая подняла уровень отрасли на невиданную дотоле высоту.

М. ИКСАНОВ

вернуться к предыдущей
Hosted by uCoz