1. Квинтэссенция жанра (GM "Old Look" 1940-1968)
Из
неопубликованного:"Come and test drive the brand
new 1952 "Old Look" today!"
("Приходите и испытайте
сегодня абсолютно новый "Старый взгляд" 1952
года")
Опыт эксплуатации "вагонников" первого поколения привел к следующему шагу: двигатель переместился назад, что позволило не только полностью высвободить переднюю часть кузова, но и избежать всех проблем и хлопот с длинным валом, проходившим под днищем у "капотников". Улучшенные системы вентиляции и кондиционер сделали возможным увеличить число мест в салоне (как следствие, сразу возросли габариты машины); чтобы облегчить нелегкий водительский труд, в кабине появились первые автоматические коробки передач. Кузовной скелет окончательно избавился от дерева, а экономичный дизель все активнее теснил бензиновые моторы. Так постепенно сформировалась конструкция автобуса на ближайшие четверть века.
Две компании – "Макк" и "Дженерал Моторс", уже в 1944-45 гг. выпустили "вагонники" нового типа на пассажирские линии. В сущности, оба этих автомобиля были очень похожи меж собой, равно как снаружи, так и внутри – цельнометаллический несущий кузов вагонного типа, дизельный двигатель, оснащенный гидравлической коробкой передач (GM) или бесступенчатой электрической передачей (Mack). Стальная ферменно-лонжеронная рама с дюралюминиевой обшивкой. Две четырехстворчатые двери с пневмоприводом. Mack, признаться, был аппарат не менее замечательный и вызывающий свою толику уважения, но поскольку объектом данного очерка являются все же "джи-эмовские" автобусы, далее пойдет речь только о них.
Лишь искушенный мог различить с первого взгляда "Макк" и "Джи-Эм" - настолько были похожи эти машины. Сравните эти автобусы Mack C-49 1946-1954 гг. с их собратьями от GM (внизу). |
Интересный нюанс – если с началом своей эксплуатации эти машины обзавелись прозвищами "круглозадых" ("Slopebacks") или "батонов" ("Loaves of Bread"), то после снятия с производства в 1959 году, они чуть ли не официально стали величаться как "Старый Взгляд" ("Old Look"). Почему так случилось – читайте в следующей главке; здесь же они поименованы согласно английской транскрипции - "Олд Лук".
Один из первых автобусов "Олд Лук", вышедших на линию (1944 г.) | |
Разновидность GM "Old Look" с раздельными оконными рамами. Два лючка спереди прикрывали собой вход в вентиляционную систему. |
N.B. В Америке, равно как и во всем мире, автобусы делятся на две категории – городские – они именуются "басами" (в полном варианте - transit bus), и междугородние, они же туристические - "кочи" (parlor coach). Первые отличаются низкопольным шасси, как правило, двумя пассажирскими дверьми и специфичным расположением сидячих мест в салоне (европейская сочлененная компоновка типа "автобус-с-хвостом", кстати, в Штатах прижилась не очень). Вторые же могут похвастать креслами повышенного комфорта, наличием багажного отделения в нижней части кузова, а также туалетом, баром и прочими удобствами – что сказывается на высоте и длине машины, от чего "междугородники" зачастую имеют полутораэтажные кузова и три оси.
Система наименований автобусов General Motors, принятая за основу и другими американскими автобусостроителями, была вполне информативна и отражала в индексе основную характеристику той или иной модели. Так, TD-4502 означало, что перед нами находится городской (T - Transit) автобус, с дизельным двигателем (D - Diesel), пассажировместимостью 45 человек, второй серии данного размера. Имелись также серии TG (G – Gas) – с бензиновым двигателем, PG и PD (P - Parlor) - бензиновая и дизельная "междугородние" версии. Когда гидравлические АКПП стали устанавливаться на все большем числе новых автобусов, с 1948 года в индексе возникла третья литера – M (Manual), или H (Hydraulic): т.е. "механика" или "автомат". Самыми распространенными "Олд Луками" оказались машины исполнения TDH.
В пассажирском салоне "Олд Лука". Нижняя часть окна может подыматься вверх (фрамуга "гильотинного" типа). Внутреннее убранство просто и функционально. |
В фирменных каталогах
GM "Олд Лук" появился уже в 1940 году. Длина первых автобусов была восемь с половиной, девять, девять с половиной и десять с половиной метров, при ширине кузова 2,44 м. Позже максимальные параметры увеличились до двенадцати с четвертью и 2,6 метра соответственно. Пассажировместимость колебалась от 37 сидячих мест (база 5,3 м) до 51 (7,15 м). Специальная партия 12,7-метровых автобусов в количестве 100 машин была изготовлена для автобусной компании "Чикаго Мотор Коч"; они стали самыми длинными автобусами серии. Дизель GMC-4-71 позже был заменен более мощным GMC-6-71.Ранние машины имели вертикальные лобовые стекла, которые уже в декабре 1940 года были сменены двустворчатым же стеклом с наклоном в 24 градуса, чтобы избежать отражений и бликов ночью. В 1946 году на машинах стала устанавливаться система обогрева и вентиляции
Thermo-Matic. Первоначальная конструкция окон предусматривала сепаратные рамы с одинаковым межоконным интервалом; "сдвоенная" же конструкция рам появилась в 48-м. Ширина центрального прохода составляла немногим более полуметра. Стоимость каждого автобуса колебалась в интервале 13-15 тысяч долларов. Для сравнения - легковой "Шевроле" в то время стоил около двух тысяч $.Фактически массовое производство этих округлых автобусов прекратилось в 1959 году, но еще десять лет (!) после этого выпускались небольшие партии короткобазных "Олд Луков" для пригородных линий, поскольку автобусные компании продолжали изъявлять желание приобретать эти неприхотливые и экономичные машины. Всего же, по данным записного джи-эмовского историка Томаса Вандегрифта, с 1940 по 1968 годы с конвейера сошло 38.091 автобусов "Old Look" всех серий и модификаций. Их эксплуатация в крупных городах продолжалась вплоть до начала 80-х.
P.S. Вот и сейчас, стуча по клаве и параллельно смотря ТВ, совершенно случайно, обнаружил "Олд Лук" в клипе r-n-b певички Алишии Кейс. Симпатичная деваха мурлычет в уютном автобусе, ностальгическая картинка прямо-таки.