Осень патриарха

Cadillac Calais, DeVille & Fleetwood Brougham (1971-1976)

И как не обернуться на такую красотищу!

Рекламный постер к фильму "Хоффа""Ублюдок гребаный! Тварь неблагодарная! Вот, только представится момент, этого иуду Фитцсиммонза под землю зарою... Только бы перетряхнуть все, что имеется на этого очкастого педрилу у Джека и Про. И где эти толстозадые макаронники, чтоб их…" На душе у Джимми Хоффы было неспокойно. Вот-вот на стрелку должны были прибыть Тони  Джаколоне ("Джек") и Тони  Провенцано ("Про") – формально коллеги возглавляемого им всеамериканского профсоюза водителей грузовиков, а на самом деле простые (точнее, не совсем простые) гангстеры и посредники между руководством профсоюза и мафией, и решить вопрос, что делать с узурпатором - вице-президентом профсоюза Франком Фитцсиммонзом. Да, за те годы, что Джимми провел за решеткой, шестерки совсем от рук отбились, пора приводить их в чувство…

Нервно смоля одну сигарету за другой, Хоффа стал разглядывать интерьер своего новенького лимузина, который подогнал ему недавно знакомый кадиллаковский дилер. Любил он эту марку, и был верен ей на протяжении уже четверти века, раз в четыре-пять лет традиционно покупая очередной новый "Флитвуд". Это там разные сопливые пижоны на "мерседесах" носятся как угорелые, да снобы с Восточного побережья "роллсы" пользуют, типа аристократы хреновы, и как только все их предки-оборванцы на "Мэйфлауэер" триста лет назад уместились. Настоящий американец, чуток поднапрягшись, должен взять себе родной "кэдди" по вкусу – иначе, он не патриот. Тут тебе и кондишен индивидуальный, и салон кожаный, и прочие прибамбасы, знай только, кнопок всяких на подлокотниках прибавляется. Ч-черт, эти колымаги становятся год от года все сложнее, о чем думают их создатели – ведь поближе к народу надо быть.

Кстати, о народе. Бобби, дружище, звякни еще раз - выехали эти орлы или нет? Нет-нет, не из машины – не надо светить номер... В доску свой, верный друг и соратник Роберт Чиаро, бывший водитель и человек, с которым они когда-то начинали организовывать профсоюзы, грузно вывалился из чрева "Кадиллака" и затрусил в придорожную кафешку, на стоянке близ которой они торчали вот уже битый час.

Все деньги и власть, все они проклятые. Оно вроде и грязь, и опасно, но это как наркотик – единожды побывав вверху, внизу уже не жизнь. А кто, как не он, Хоффа. заслужил свое место под солнцем?! Никто на блюдечке ему ничего не преподносил, все приходилось думать и делать самому, сколько раз проклятые штрейкбрехеры и нанятые громилы фирмачей избивали его, чтобы он не баламутил рабочих. Ан нет, выкусите, теперь ни один денежный мешок, даже сам президент ничего не смогут сделать с ним и с его организацией. Вот, были когда-то Кеннеди, и что стало с этими ретивыми братцами? Вот, то-то и оно…

"Кадиллаки" 1971 года: "Кале", парочка "Де Виллей", "Флитвуд Брогэм" и "Флитвуд"-лимузинЛимузин, в котором находился ХоффаFleetwood Seventy-Five 1975 модельного года относился к последней полноразмерной генерации "Кадиллаков" – 1971-1976 годов. Она впитала в себя весь многолетний опыт проектирования и постройки классических автомобилей: заднеприводных, на рамном шасси и с многолитровым двигателем. Автомобили оснащались карбюраторным V8 объемом 7,7 (до 1975 г. включительно) и 8,2 литра (1976 г.), увязанным с автоматической и только автоматической КПП Turbo Hydra-Matic.

Вслед за пионером внедрения антиблокировочной системы тормозов в США "Империалом", в 1971-м ABS под названием "Track Master" получил и "Кадиллак". В 1972 году общая длина машины увеличилась на 80 мм, а в следующем – еще на 60 мм, преимущественно, за счет удлинения заднего свеса. 1973 год принес собой новые ударопоглощающие безопасные бамперы - по требованию федерального законодательства. В 74-м "Кадиллаки" обзавелись фронтальными эйрбэгами – одними из первых в Штатах. Модели 1975-76 гг. можно было легко распознать от предшественников по двойным квадратным фарам, которые заняли место прежних круглых спарок.

Все прочие лирические, технические и исторические нюансы можно почерпнуть в таблицах, врезках и подписях к фотографиям. Не буду также грузить читателя обременительными особенностями ежегодного косметического рестайлинга - просто смотрите фото и наслаждайтесь...

1972 год: DeVille & Fleetwood Brougham. Тонкий нюанс - геральдический герб "Де Виллей" (равно как и "Кале") на передке машины имел V-образное обрамление, тогда как "Флитвуды" - лавровый венок.

Продукция фирмы на 1973 год: вверху (крупным планом) и слева - Coupe DeVille и Sedan DeVille,вверху справа - Fleetwood Brougham, в нижнем ряду две версии Calais

Внизу представлена гамма "Кадиллаков" 1974 года - последних, с круглыми фарами. В верхнем ряду купе и седан линии DeVille, внизу - Calais и флагманский Fleetwood. "Флитвуды", конечно же, были только седаны и лимузины.
Лимузин Fleetwood Seventy-Five 1974 года на улицах Москвы. Скорее всего, эта машина возила какого-нибудь посла, а после истечения сроков амортизации была продана.

Что в имени тебе моем…

Попытаемся пролить свет на генеалогию и принципы присвоения кадиллаковских имен, потому что, в отличие от канонически-скучных мерседесовских цифирей или совершенно неудобоваримой сквозной индексации ВСЕХ советских автомобилей, тут дело обстоит не так просто, хотя без длинных хвостатых традиций, здесь, ясное дело, не обошлось.

Прежде всего - "Брогэм" (Brougham). Слово это впервые появилось в кадиллаковской семье в 1916 году: тогда, да и позже, так было принято называть крупные четырехдверные закрытые 5-7 местные пассажирские кузова, позже превратившиеся в седаны. Обозначением этим пользовался не только "Кадиллак", но и другие американские автопроизводители (напр. Chevrolet Caprice Classic Brougham). Чаще всего словцо "Брогэм" означало более дорогую комплектацию машины.

Fleetwood ("Флитвуд"). Одноименное кузовное ателье из городка Флитвуд, что находится в штате Пенсильвания, в 1927 году было поглощено GM. Обыкновенно этим именем величались наиболее престижные и дорогие топ-модели больших "Кадиллаков" - как правило, седаны и лимузины (хотя, тот же двухдверный Cadillac Eldorado в первой половине 70-х официально звался не иначе, как "Флитвуд Эльдорадо"). Проводя исторические аналогии, брэнд "Флитвуд" для "Кадиллака" оказался тем же, что и "Муллинер/Парк Ярд" для "Роллс-Ройса", "Ле Барон/Краун" для "Крайслера", или "Шапрон" для "Ситроена". Fleetwood Sixty Special (60 Особый) и Fleetwood Seventy-Five (75) - так, соответственно, именовались "нормальные" и длиннобазные "Флитвуды". Цифровое обозначение оказалось унаследованным с довоенной поры, когда "Кадиллаки" подразделялись на серии – 10-ю, 20-ю, 30-ю и т.д.

"Де Вилль" (DeVille) – означает "Городской" (франц.). В 20-30-е гг. под термином Coupe De Ville (он же "Таун Кар" (Town Car) – "городской автомобиль") подразумевались кузова, в которых пассажиры находились в сепаратном закрытом купе, а водитель, подобно кучеру, сидел снаружи и крутил баранку, дыша свежим воздухом. В позднейший период 1965-1976 гг. "Де Виллями" именовались среднедорогие двух- и четырехдверные "Кадиллаки" с кузовами "хардтоп-купе" и "хардтоп-седан", а до 1971 года – выпускались и открытые модели. Седан-DeVille от седана-Fleetwood можно было сразу распознать по отсутствию центральной оконной стойки у первого.

"Кале" (Calais) – дань американских автоконцернов заморским географическим объектам со звучными романтически-экзотичными названиям. В вышеуказанный период – наиболее дешевые (но не маленькие!) "Кадиллаки", с кузовами "хардтоп-купе"/"хардтоп-седан". По своей сути - те же "Де Вилли", но с минимальным набором опций.

"Эльдорадо" (Eldorado), как известно - мифический золотой край, куда стремились попасть алчные испанские конкистадоры. Подобная лингвосимволика вполне органична для страны, в которой жизненный успех и духовные ценности напрямую увязаны с золотым тельцом. Начиная с 1953 года, это имя было зарезервировано для открытых двухдверок фирмы с кузовами "купе" и "конвертибл" ("кабриолет"). Именно "Эльдо" считался самым известным и желанным "Кадиллаком", признанным лидером направления personal luxury cars. С 1967 по 1985 гг. Eldorado выпускался на собственной, отличной от других кадиллаковских моделей переднеприводной базе, поэтому, рассказ о нем, равно и как о компакте "Севилле", лежит вне рамок данного очерка.

Cadillac Calais 1975 модельного года с кузовами "купе" и "седан"
Cadillac Coupe DeVille'75
Большие седаны 75-го года: DeVille (слева) и Fleetwood. На первом имелось пара третьих узких оконц сзади, в отличие от "глухих" флитвудовских боковин.

Количество произведенных автомобилей марки "Кадиллак"
семейств Calais/DeVille/Fleetwood в 1971-1976 гг.

Серия/тип кузова 1971 1972 1973 1974 1975 1976
Calais
хартоп-купе
хардтоп-седан
3.360
3.569
3.900
3.875
4.202
3.798
4.449
3.340
5.800
2.500
4.500
1.700
DeVille
хартоп-купе
хардтоп-седан
66.081
69.345
95.280
99.351
112.849
103.394
112.201
60.419
110.218
63.352
114.482
67.677
Fleetwood Sixty Special
седан
15.200 20.750 24.800 18.250 18.755 24.500
Fleetwood Seventy-Five
лимузин-седан
лимузин
752
848
995
960
1017
1043
895
1005
876
795
981
834
Коммерческие шасси 2014 2462 2212 2265 1328 1509
Всего: 161.169 227.573 253.315 202.824 203.624 216.183

Таким образом, общее количество произведенных "Кадиллаков" заключительной полноразмерной генерации составило более миллиона с четвертью единиц (без учета "Эльдорадо", конечно же, чей суммарный выпуск колебался в диапазоне 30-50 тысяч штук ежегодно). Учитывая высокий класс и изрядную цену этих машин - это было немало!

На верхних двух фотографиях изображены седан DeVille (красного цвета) и купе De Ville (зеленый низ с белым верхом) 1976 года. Аналогичный "Куп Де Вилль" расположен снизу слева; правее помещен снимок седана Fleetwood Brougham (он же и на нижнем фото).
Если самым "дешевым" "Кадиллаком" считался Calais (справа), то наиболее престижным и дорогим - девятиместный лимузин серии Fleetwood (слева и вверху). Длина лимузина фабричного исполнения составляла 6,41 м, при базе в 3,85 м и массе машины в 2700 кг. В 1976 году за такой автомобиль просили 15.239 долларов.

"Коза Ностра", как бы ее там ни хаяли, сыграла определенно положительную роль в жизни трудовой Америки – ведь именно боевики мафии в далекие 30-е годы своими методами урезонивали особо борзых работодателей - поскольку разрозненным профсоюзам в борьбе за права трудящихся, опереться было больше не на кого. Государство предпочло умыть руки, а в случае забастовок, к тому же, принимало сторону хозяев предприятий. Конечно, бандиты с итальянским корнями тоже не являлись бескорыстными Робин Гудами: за поддержку профсоюзов они проникали в их руководство, запускали лапу на формируемые пенсионные фонды, диктовали политику - но все же это был реальный противовес власть имущим.

В новейшей истории США есть персоны, которые давно превратились из реальных людей в мифы. К ним можно отнести и Джимми Хоффу (1914-1975), можно сказать, отца-основателя современного профсоюзного движения, всяких там АФТ-КПП и прочих больших и малых внутрицеховых объединений трудящихся. Личность, хоть для советского, хоть постсоветского, человека неизвестная… а жаль. Ведь именно при господстве капитала, профсоюзы играют сдерживающую роль, не позволяя работодателям перегибать палку.

К сожалению, они и сами порой могут превратиться в инструмент вымогания денег. Не избежал этого и Хоффа, по свидетельствам многих лиц из его окружения, прибегнув к помощи мафии для достижения изначально благородных целей, постепенно он сам превратился в такого же мафиози. Деньги внутри профсоюзной системы вращались огромные – достаточно прикинуть, что каждый член союза регулярно отстегивал немалую сумму в пенсионный фонд и на обеспечение приемлемых условий труда. А если принять во внимание то обстоятельство, что большинство грузопассажирских перевозок в Америке осуществляется именно по дорогам, а не по ж/д, то не удивительно, что за десятилетия существования Международного братства водителей грузовиков - International Brotherhood of Teamsters в его закромах аккумулировались миллиарды и миллиарды долларов. И теперь многие жаждали, если не наложить на них лапу целиком, так хоть иметь возможность ими рулить.

В 1967 году по многочисленным обвинениям в коррупции и нарушениях федерального законодательства, Хоффу упрятали за решетку, откуда он вышел только спустя пять лет. Но за то время, что он провел в тюрьме, многое изменилось…

Нет, что ни говори, во всем надо знать меру. Величественный Fleetwood Seventy-Five 1976 года имел гармонично выдержанные пропорции, равно как и отечественные правительственные ЗиЛы. Совсем другое дело являют собой стретч-лимузины немыслимой длины, которые дискредитировали своим несуразным видом саму первоидею слегка удлиненных автомобилей для улучшения комфорта в салоне.

Одним из фамильных элементов кузовного дизайна "Кадиллаков", начиная с середины 60-х, были стильные вертикальные "габаритки", подчеркивавшие линию задних крыльев. Подобные фонари-стойки благополучно просуществовали на машинах марки три десятка лет с лишком, вплоть до последнего "Флитвуда" включительно. На этой композиции, снятой где-то в Латинской Америке, запечатлены DeVille или Calais 1975 года и лимузин Fleetwood начала 70-х. Ну что сказать: далеко не каждый автомобиль величествен сзади так же, как и спереди; "Кадиллак" же вызывает чувство благоговейного трепета с любого ракурса.

В фирменных каталогах Cadillac тех лет обязательно присутствовали так называемые "коммерческие шасси", которые изначально предназначались для постройки на их базе карет Скорой Помощи и катафалков.
Несколько бережно хранимых своими нынешними американскими и европейскими владельцами "Флитвудов" более чем четвертьвековой давности.
А вот этому "Де Виллю" 75-го года явно не повезло - ржавеет, сиротинушка, в зарослях...

Кстати, вспомнился "Брат-2", в котором имеется один эпизод в тему. Герою фильма, Даниле Багрову, когда тот оказывается в Штатах, тамошний барыга впаривает за гроши огромного двухдверного "американца", который вскоре выходит из строя. Так вот, сей рыдван - не что иное, как Coupe DeVille 1975 г.в. Еще один Caddy'76 возил злодея Крюгера в первом "Горце" - в этом культовом фильме автомобиль проявил прямо-таки чудеса прыти (см. нарезки по краям).


 

Cadillac Fleetwood Brougham'76 - walk around.

В 1975-76 гг. силами небольшого кузовного ателье Traditional Coach Works из Лос-Анджелеса на базе серийных "Флитвудов" изготавливались... универсалы Castilian (Кастилия же, как известно, одна из исторических провинций Испании; т.о. выходит, что "Кастилиан" - житель этой самой земли).
Принимая во внимание то, что задние сиденья могли складываться, а третий ряд сидений, традиционный для заокеанских вэгонов, на "испанце" отсутствовал, объем получаемого багажного отделения не имел себе равных среди других собратьев по классу (правда, зачем это было надо - доподлинно неизвестно). Цена же люксового универсала составляла около 30 тысяч тогдашних долларов: почти в три раза дороже обычной модели. Вот тебе и "сарай"!

Элвис Пресли всегда обожал "Кадиллаки"; их у него было несколько десятков (если не сотен), начиная с самого первого, 1954 года, нежно-розового цвета. Сверху представлен диковинный аппарат, перекроенный из седана Fleetwood Talisman 1976 года по спецзаказу Элвиса в стиле "техасское арт-деко". Ныне он хранится в Голландском Национальном Автомузее.
Король не расстался со своими любимцами и после смерти - в последний путь его вез "Кэдди"-катафалк. Говорят, что спустя годы после кончины кумира, фанаты скупали пыль с его машин...

Глухой хлопок выстрела прозвучал неожиданно. Тело Хоффы завалилось вовнутрь. За мгновение до этого, точно так же оборвалась жизнь Бобби Чиаро. Спустя еще минуту, к "Флитвуду" - безмолвному свидетелю случившегося, подъехал огромный фургон, стоявший до этого поодаль. Задняя дверь-пандус отъехала вниз, и неприметные люди закатили лимузин с двумя трупами вовнутрь. Дверь закрылась, грузовик пыхнул трубами, заурчал мотором и покинул стоянку. На часах было 15-30, 30 июля 1975 года.

Сказанное выше – всего лишь одна из версий исчезновения Хоффы, экранизированная в одноименном фильме, который настоятельно рекомендую посмотреть. Чем-то он перекликается с отечественным "Рафферти", и тут и там в главных ролях превосходные актеры: так, в американском Хоффу играет Джек Николсон, а повествование идет от имени Чиаро, в роли которого выступил Дэнни де Вито; в нашем же политическом триллере сыграли Олег Борисов и Армен Джигарханян (эх, как высокохудожественно он полосует Борисова очередями из автомата в конце сюжета).

После исчезновения Хоффы началась полицейская облава, были допрошены его знакомые в криминальных кругах, перекопаны кукурузные поля и разобраны бетонные перекрытия - все тщетно. А еще через год GM снял с конвейера последний большой "Кадиллак" и всех его соплатформенных собратьев впридачу. Время гигантов безвозвратно уходило в прошлое: начиналась эпоха даунсайзинга…

Вот так Хоффа стал легендой, а что происходило с большими "Кадиллаками" дальше - читайте здесь.

М. ИКСАНОВ

Сводная таблица эволюции технических параметров легковых автомобилей марки "Кадиллак"
семейств De Ville и Fleetwood (в скобках) периода 1971-1977 гг.

Показатели

1971

1972

1973

1974

1975

1976

1977

Общая характеристика

4-дверный 6-местный седан с рамным кузовом и задним приводом

Габариты

длина, м

5,73 (5,81)

5,81 (5,89)

5,87
(5,89)

5,87
(5,94)

5,87
(5,94)

5,87
(5,94)

5,62 (5,62)

ширина, м

2,03

2,03

2,03

2,03

2,03

2,03

1,94

высота, м

1,38 (1,4)

1,38 (1,4)

1,38 (1,4)

1,38 (1,4)

1,38 (1,4)

1,38 (1,4)

1,4 (1,44)

база, м

3,3 (3,38)

3,3 (3,38)

3,3 (3,38)

3,3 (3,38)

3,3 (3,38)

3,3 (3,38)

3,08 (3,08)

Снаряженная масса, кг

2145
(2227)

2160 (2203)

2261 (2314)

2282 (2333)

2334 (2378)

2326 (2365)

1915
(1968)

Двигатель V8 OHV с развалом цилиндров 90°

тип

карб.

карб.

карб.

карб.

карб.

карб.

карб.

объем, л

7,7

7,7

7,7

7,7

7,7

8,2

7,0

ст. сжатия

8,8:1

8,5:1

8,5:1

8,25:1

8,25:1

8,25:1

8,2:1

кр. момент, фт-фн/об-мин

525/3000

365/2400

365/2400

365/2400

380/2000

360/2000

320/2000

мощность, л.с. (netto SAE)

240

220

220

205

210

215

180

скорость, км/ч

180-190

расход топлива на 100 км, л

-

-

-

-

23-27

23-27

19-25

КПП

автоматическая трехступенчатая, Turbo Hydra Matic

Тормоза

дисковые вентилируемые спереди, барабанные сзади

Шины

L78-15

P.S. Рассказ был бы неполным без краткого обзора копий этой замечательной машины. Модели "Кадиллаков" 1975-1976 гг. в мире делают или когда-то делали три модельные фирмы - седан Fleetwood от японской Tomica (в 1:77), несерийный конвертибл De Ville (в гамме Cadillac Division с открытым кузовом был лишь Eldorado, прочие кабриолеты являлись плодом творчества кустарей) китайской New Ray (еще один нюанс - несмотря на то, что производителем заявлен 43-й, в реалии это где-то 55-й) и полный паллиатив от французской Elegance Models (1:43). На продукции последней остановлюсь подробнее.

Основатель и единственный мастер, Клод Тибьювилье (Claude Thibivilliers) из Аржилье, известен коллегам и приверженцам его творчества как глубокий поклонник "Кадиллаков". Практически все модели в 1:43 ручной сборки, которые он делает из смолы, относятся к этой почтенной детройтской марке. Наиболее известны как раз "Кадиллаки" середины 70-х: тут француз с лихвой "накрывает" не только весь тогдашний заводской ассортимент - Calais, DeVille, Fleetwood и Eldorado; купе, седаны, лимузины и конвертиблы; но и выпускает те машины, изготовлением коих занимались независимые ателье. Это и катафалки всех разновидностей, и удлиненные, так называемые "аэропортовские" лимузины (они назывались так, поскольку зачастую курсировали между аэропортами и отелями в центре города), и машины различных титулованных особ и знаменитостей.

Вряд ли в мире существует больше сотни-полутора этих моделей. Не в последнюю очередь это объясняется их весьма высокой ценой - свыше 340 евро за каждую. Крайне, крайне редко попадаются они и на Ebay. Тем не менее, некоторые примеры работ маэстро приведены ниже:

Изделия Elegance Models - несерийный лимузин Fleetwood с откидным верхом задней части салона ("седанка де вилль", по-старому), стретч-лимузин короля Саудовской Аравии с хромированным кожухом "запаски" сзади, и букет из нескольких моделей Caddy'76, который включает в себя помимо прочих и упоминавшийся выше универсал Castilian.
Hosted by uCoz