Красные монстры
Старая гвардия
В пожарной части находятся четыре больших пожарных автомобиля МАЗ различного назначения. Они считаются старичками: и морально уже устарели, и живут в аэропорту уже довольно долго самому "молодому" из них стукнуло уже четырнадцать лет, а самый пожилой поступил на службу еще в начале 80-х.
Всем известно о мощи и добротности этой советской техники. Несмотря на то, что лет им уже немало, МАЗы всегда готовы выполнить очень важную работу: их держат для покрытия пеной взлетной полосы при аварийной посадке авиалайнера - для этого на двух из них установлены "гребенки" с восемью генераторами пены малой кратности. ВПП же покрывают пеной для того, чтобы в непредвиденных ситуациях (например, не выпустилось шасси) не допустить возгорания искр, образующихся от трения, или же нейтрализовать разлитое топливо или другую горючую жидкость.
Технические данные самого крупного из них - аэродромно-спасательного автомобиля АА-60, построенного на 4-осном полноприводном шасси военного автомобиля-ракетовоза МАЗ-7310, не уступают параметрам многих современных пожарных автомобилей, а кое в чем даже превосходят их. Мощность двигателя - 525 лошадиных сил, объем цистерны для воды – 9060 литров, для пенообразователя - 920 л. Вес этой махины с наполненными цистернами превышает 40 тонн, при габаритных размерах 14,3 х 3,8 х 3 м. К разряду особо скоростных АА-60, конечно, отнести нельзя (60 км/ч в пределе), но, несмотря на это, его маневренность и проходимость просто великолепны.
Вместимость двух тесных кабинок – всего четыре человека, но для нынешних функций этого вполне достаточно. Расход топлива тоже довольно большой - 110 литров на 100 км. Для оперативного вскрытия фюзеляжа самолета имеется дисковая пила, а для тушения пожара в салоне - четыре ствола-пробойника. Установлены и небольшие лестницы, как положено приличным "пожаркам".
АА-60 на шасси МАЗ-7310 (543). При распахнутых створках заднего отсека слева хорошо виден дополнительный бензиновый двигатель, работающий на привод пожарного насоса. Для работы с ним в состав экипажа специально ввели отдельную штатную единицу. Подробный фотоотчет об этом интересном автомобиле - на следующей странице. | |
Местная конверсия 543-го в пожарную цистерну. | |
Предыдущая минская модель - МАЗ-537 работает в качестве балластного тягача. |
После вступления в строй "англичан", два подобных МАЗа были выведены в активный резерв. Первый имеет обозначение "421" (с номером "4" на дверях), другой - "422"-й (на двери - "2").
Имеется еще и другая автотехника: к примеру, две обычных с виду "пожарки" АА-40 на полноприводном "камазовском" шасси (если быть точным, то КАМАЗ-43105). Их официальное название - УТПС (установка для тушения пожаров на самолетах). На переднем бампере машины имеются три ведрообразных пеногенератора, плюс насадки, увеличивающие дальность выброса пены, а поверх кузова торчит поворотный лафетный ствол. Емкости этих машин, конечно, не идут ни в какое сравнение с мазовскими - для воды предусматривается всего 3950 литров, а для пены - 250 л. В случае неожиданных вызовов за пределами летного поля (а аэропортовская противопожарная служба несет ответственность за десятикилометровую зону от центра комплекса), выезжать приходится именно этим автомобилям.
Здание противопожарной службы аэропорта и контрольная башня. Рядом с ним стоит запасной трап на шасси УАЗика. |
И еще: внесу ясность насчет термина "кратность пены". Кратность пены бывает разная - в зависимости от того, каким количеством воды она образована. Например, автомобили УТПС используют шестикратную пену. Это говорит о том, что одна часть пены разбавлена шестью частями воды. Малой кратности считается пена, образованная 1 к 12, 1 к 20 и т.д. Пену малой кратности используют для тушения пожара на большой площади, скорость гашения огня сокращается, зато идет меньший расход пены, и есть возможность захватить как можно большую территорию.
Ю. ЛЫМАРЬ
"Мегаполис-За рулем" (март 2004 г.)