Красные монстры

Что-то в этом автомобиле есть жучиное, не находите?

Вместо постскриптума: АА-60 - специальная фотогалерея

С МАЗами мне удалось пообщаться поподробнее - по личной просьбе Манаса поснимать эту махину во всех ракурсах. Правда, для этого бедной девушке пришлось рискнуть собственным здоровьем, и  в дождливую погоду (!), на каблуках (!!) облазить сверху донизу это чудо пожарной техники.

Не вдаваясь в подробности создания машины-донора - МАЗа-543/7310, приведу описание собственно пожарного варианта. Но прошу учесть, что эти сведения относятся к ранней версии АА-60, выпускавшейся Прилукским заводом с 1973 года. Она отличается от алматинских АА-60 отсутствием заднего вспомогательного двигателя и бака для порошка; внешние же различия были минимальны.

Пожарный автомобиль аэродромной службы АА-60 (543) модели 160

Смонтирован на шасси МАЗ-543, имеющем колесную формулу 8x8. На лонжеронах шасси закреплена грузовая рама, являющаяся базой для монтажа основных систем и агрегатов автомобиля. На грузовой раме установлена цистерна, разделенная перегородкой на два отсека. Передний отсек вместимостью 12 000 л служит для заполнения водой, задний отсек вместимостью 1 000 л заполняется пенообразователем. Цистерна имеет горловины с приваренными штуцерами для подсоединения напорных рукавов при наполнении цистерны водой от водопроводной сети без включения пожарного насоса. На крышке горловины отсека для пенообразователя крепится патрубок с фильтром и дыхательным клапаном. Внутри цистерны крепятся волноломы, контрольная труба, выходящая под колпак. Через цистерну пропущены трубы коммуникаций подбамперных насадков и лафетного ствола, а также трубы для обогрева цистерны подогревателем, работающим на жидком топливе. В днище цистерны имеется отстойник с пробкой, на передней и задней стенках прикреплены фланцы для подсоединения водо-пенных коммуникаций и кронштейны для крепления масляного бака и звукового сигнала. Снаружи цистерна имеет термоизоляцию, покрытую облицовкой.

Кузов пожарного автомобиля цельнометаллический, крепится к кронштейнам грузовой рамы. В отсеках кузова размещается пожарное оборудование. В задней части автомобиля установлен насосный отсек, в котором размещается пожарный центробежный насос ПН-60Б и водо-пенные коммуникации.

Насос имеет всасывающий патрубок диаметром 150 мм и два напорных патрубка диаметром по 80 мм, выведенных по бокам автомобиля. Диаметр магистрали к лафетному стволу составляет 100 мм, к подбамперным насадкам - 100 мм с переходом на 80 мм к передним насадкам и на 50 мм к задним насадкам.

На насосе установлен стационарный пеносмеситель ПС-5. При подаче раствора пенообразователя на лафетный ствол или подбамперные насадки стрелка на шкале пеносмесителя должна быть установлена на делении 5. Первоначальное заполнение насоса и всасывающей линии водой при работе из водоема осуществляется вакуумной системой. Она состоит из шиберного насоса, вакуум-крана, установленного на всасывающем патрубке, насоса, и соединительного трубопровода. Шиберный насос приводится во вращение генератором ГСК-1500Ж, работающим в режиме электродвигателя. Его включение производится со щитка управления в насосном отделении.

Утробно урча моторами, машины, одна за другой покидали уютный ангар и выстраивались на площадке для предстоящей "фотосессии". Пасмурная погода - идеальное время для съемки.

Привод пожарного насоса ПН-60Б осуществляется через раздаточную коробку автомобиля. Передача крутящего момента производится по схеме: раздаточная коробка - карданный вал 157К - промежуточная опора - карданный вал 157К – редуктор - карданный вал 51 -насос. Промежуточная опора поставлена для промежуточного соединения карданных валов, а также для включения и отключения трансмиссии привода насоса. Включение трансмиссии производится передвижением муфты с внутренним зацеплением на зубчатый конец вала. Муфта перемещается при помощи валика и вилки, управление движением производится пневмоприводом. Включение трансмиссии привода насоса осуществляется на первой передаче гидромеханической трансмиссии автомобиля. Режим работы двигателя шасси составляет при этом 1500 об/мин. При помощи трехвального редуктора на валу насоса развивается 2500 об/мин, что соответствует номинальному режиму работы пожарного насоса.

В передней части автомобиля установлен лафетный ствол. Управление стволом производится дистанционно при помощи гидрооборудования из правой кабины, а также вручную с места установки ствола. В качестве подбамперных насадков в передней части автомобиля установлены четыре пеногенератора ГВП-600, сзади - два пеногенератора ГВП-200. Управление подачей раствора пенообразователя в линию подбамперных насадков осуществляется дистанционно из правой кабины автомобиля. При работе лафетного ствола или подбамперных насадков при движении автомобиля необходимо установить первую передачу в гидромеханической трансмиссии и понижающую передачу в раздаточной коробке автомобиля, что соответствует скорости 7-8 км/ч (2,2 м/с).

На автомобиле установлен электрогенератор ЕСС-52-4-М101, предназначенный для питания электроэнергией трубчатых электронагревателей в цистерне и электрогрелок в насосном отсеке. Привод генератора осуществляется через коробку отбора мощности, установленную на шасси автомобиля. На силовом щите расположена пусковая и контрольная аппаратура системы, а также розетки для подключения дополнительных потребителей электроэнергии - электроинструмента, прожекторов.

Путь на крышу автомобиля начался по маленьким ступенькам на задней панели кузова и далее - по узенькому проходу вдоль спины цистерны. Шажок за шажком - главное, не сверзнуться вниз. И вот он, искомый лафетный ствол.
Обе кабины - из прессованного стекловолокна, залитого полимером. Структуру композита хорошо видно на левом снимке.
Высоко расположенные кабины - откровенно тесные, особенно на фоне общих недюжинных размеров самой машины. В глубине задней "пассажирской" ниши виднеются баллоны с сжатым воздухом - их используют для аварийного запуска двигателя. 
Зелено-салатовый цвет интерьера доминирует во всем. Посидев за водительским местом, хочу сразу отметить, что обзор оттуда оставляет желать лучшего, а вправо - и вовсе никакой. Зато ход - плавный, и даже убаюкивающий. Эй, кто там путается под колесами - а ну-ка брысь в сторону!
.

Технические характеристики

Марка шасси

МАЗ-543

Число мест, включая место водителя

4

Масса автомобиля с полной нагрузкой

40472 ± 200 кг

Двигатель

12-цилиндровый четырехтактный быстроходный дизель Д12А-525А мощностью 525 л.с.

Насос

ПН-60Б. Подача при напоре - 100 м вод. ст. и 2500 об/мин, 60 (0,06) л/с (куб.м/с). Наибольшая высота всасывания – 7 м.

Лафетный ствол

Рабочее давление у ствола - 6-8 (588-784) кгс/см.кв. (кПа), расход воды - 40 (0,04) л/с (куб м/с), производительность по пене при кратности 8-10 - 24(0,4) куб.м/мин (куб.м/с).

Эксплуатационные данные

максимальная скорость движения с полной нагрузкой по дорогам с твердым покрытием - 60 (17) км/ч (м/с)

средняя техническая скорость движения по грунтовым сухим дорогам - 30 (8,5) км/ч (м/с)

максимальный угол подъема при движении с полной нагрузкой по дороге с сухим грунтом – 30 градусов

Источник: "Пожарные автомобили" (Ленинград., Машиностроение, 1975, сс. 218-220)

N.B. На этой страничке вы можете посмотреть масштабную модель-копию этого пожарного автомобиля.

вернуться к предыдущей
Hosted by uCoz