Красные монстры

Кобра Красная

2 х "Кобра-2"

В 2000 году руководство АО "Международный аэропорт Алматы", чтобы соответствовать нормативам NFPA, FAA и ICAO (ведь от категории, присваиваемой этими организациями аэропорту, напрямую зависят тарифы на предоставляемые им для авиакомпаний услуги - а следовательно, и его доходы), приняло решение пополнить парк пожарных спецмашин. Увы и ах, но компания "Саймон", которая в свое время родила на свет раннеупомянутого "Защитника", в 1998 году была поглощена военно-промышленной группой Alvis-Unipower, и с тех пор об ее пожарной технике ничего было неизвестно. Поэтому казахстанцам пришлось искать другого поставщика. Им оказалась английская же фирма "Кармайкл Интернэйшнл" (Carmichael International) – крупнейший и ведущий производитель пожарной техники на Британских островах.

"Кобра-1" - на фото машина 1993 г.в. из состава противопожарной службы аэропорта шотландского города Глазго. 11500 литров воды, 1380 литров пенного концентрата, и 150 кг прочих огнегасительных химикатов.
"Кобра-2", принадлежащая аэродромному хозяйству английского аэропорта Рональдсвэй (остров Мэн). Обращает на себя внимание дополнительный брандспойт на передке машины.

Было решено закупить самую современную технику, существовавшую у фирмы на тот момент, благо, что англичане только-только выбросили на рынок свою новейшую разработку – "Кобру-2" (Cobra 2), которая являлась непосредственным развитием первой "Кобры" 1992 года. После оформления купли-продажи, в декабре 2002-го в Алматы прибыли две новенькие машины. Срок выполнения заказа составил 14 месяцев.

Почему выбор пал именно на "Кобры"? Практически по всем параметрам эти машины походили на уже испытанный ранее "Саймон Протектор": аналогичный двигатель Detroit Diesel - отсюда и схожая скорость передвижения, та же колесная формула 6х6 и производительность водометной пушки… Поток мощности от двигателя к раздаточной коробке передается посредством все той же автоматической пятиступенчатой коробки передач Allison HT750. Далее, при помощи двух передач раздаточной коробки он подается на передний мост и заднюю двухосную тележку. Распределение мощности между передней и задними осями выражается пропорцией 1/3 и 2/3. Данное соотношение соответствует требованиям, по которым автомобили такого типа должны иметь привод на все колеса.

Шасси и кабина автомобиля. Компоновка, как видно из схемы, серьезно отличается от классических грузовиков. На стальной каркас-ферму кабины крепятся панели из высокопрочного пластика.

В общем, получается тот же "Протектор", разве что в несколько более осовремененно-скругленном облике. Единственное различие в пропорциях ("Кобры" несколько шире, зато "Защитник" - длиннее) и объеме емкостей. Мощность гидропушки – четыре с половиной тысячи литров в минуту, при дальнобойности в 75 метров. Вес машины в снаряженном состоянии 33 тонны, длина – 10,23 метра, ширина – 2,8, высота – 3,8 м. Предвижу извечный вопрос автолюбителя – а как у них там с расходом топлива? Немалый - 92 литра "на сотню", как, впрочем, и у "Протектора", но ничего не поделаешь, за достоинства тоже приходится чем-то платить.

Одна из "Кобр" выползла из ангара погреться на солнышке. Сзади виднеется "Протектор".

О недостатках. В процессе общения с пожарниками оказалось, что "Кобры" №2 были немного "сыроваты" (недостаток любой новой техники): так, изначально были установлены патрубки из некачественного материала, но, как это выяснилось, тут же заказали новые и через 10 дней избавились от проблемы. Тем не менее, выбор "Кобр" представляется начальству аэропорта наиболее оптимальным. При аналогичном качестве в сравнении с теми же австрийскими машинами "Розенбауэр", английские автомобили ощутимо дешевле, даже при их стоимости в полмиллиона долларов за единицу.

Вместе с "Кобрами" прибыл представитель компании для проведения подготовительных курсов по эксплуатации. Десять дней подряд, 28 водителей и технарей, заместитель по техническому обеспечению и инженер по технике проходили подготовку. Естественно, к управлению подобными авто допускаются только водители первого класса с категорией Е.

Занятно открывается кожух моторного отсека: он попросту отъезжает целиком назад, полностью открывая детройтовский дизель для обслуживания и ремонта.
На крышу к "орудию" можно попасть прямиком из кабины - в точности так же , как и у "Протектора".

Машины полностью автоматизированы, водители, управляющие ими, всем довольны, техника очень удобная и отлично разработана. В кабине у водителя - комфортное кресло, самой удалось в нем посидеть; приборная доска изобилует всевозможными кнопочками, переключателями и рычажками, справа от водителя расположен пульт управления противопожарным оборудованием.

Панорама приборной панели "Кобры". На переднем плане не стек АКПП (он внизу, на полу) - а джойстик-рычаг управления водометной пушкой. На снимке справа показана отдельная панель контроля ею же. Эргономика водительского места значительно современнее, нежели у "Защитника".

Спецмашины подготовлены основательно: помимо необходимого стандартного оборудования и личных средств защиты дыхания в каждом автомобиле имеются дисковые пилы для разрезания фюзеляжа обшивки самолета и ломы–пробойники для оперативной эвакуации людей из горящего транспортного средства. Время - главный показатель положительного исхода в экстремальных ситуациях. Вместо положенных трех минут "в любую точку аэропорта" экзотические машины прибывают на место происшествия за две, тогда как морально устаревшие МАЗы (о них пойдет речь далее) значительно позже, поскольку их максимальная скорость составляет всего 60 км/ч. Зато по такому показателю, как проходимость, минские гиганты остались непревзойденными - "Кобрам", даже несмотря на всю их прыть, полный привод и мощные шины, с МАЗами по бездорожью не тягаться...

Британское трио - "Протектор" в центре и "Кобры" по бокам. Стоимость всех машин
в сумме составляет без малого два миллиона $.

Еще большим преимуществом английских аэродромных пожарных машин является стойкость пены и многократный резерв пенообразователя. Секрет заключается в том, что руководство порта недавно закупило в Австрии очень качественную жидкость, образующую пену. Одна тонна такого концентрата стоит $1300. Но затраты стоят того. Г-н Хасенов припомнил очень интересную историю. Когда доставили пенообразовательную жидкость, решили ее испробовать, устроили учебную тревогу и испытали пену на деле. Мероприятие закончилось, а ночью прошел дождь. Но – наутро люди с удивлением обнаружили… вчерашнюю шапку из пены. Такого качества они явно не ожидали…

вернуться к предыдущей читать дальше
Hosted by uCoz