Э-эх, знатоки...

Что же, приходится констатировать, что автопром Восточной Европы для нас остается в известной степени терра инкогнита, поскольку эту машину так никто и не узнал. А ведь ее можно считать серийной, да и марка существует по сей день. 

Посему решил выложить галерею картин чехословацких авто эпохи Золотого Века кисти Вацлава Западлика - ведь помимо "Шкоды" и "Татры", были и такие марки, как "Аэро", "Прага", "Вальтер" и "Виков"... Это - здесь.

А пока - читайте аннотацию к неизвестной фотографии № 6


№ 6/2004

В интересах партии и правительства - Skoda VOS (1950)

Опыт выпуска машин люкс-класса чехословацкая компания "Шкода" приобрела в середине 20-х гг. прошлого века, когда у нее завязалось плодотворное сотрудничество с французским производителем машин для аристократии №1 "Испано-Сюиза". Изготавливаемые штучно по лицензии машины, позволили персоналу фирмы получить необходимые навыки в столь аккуратном и щепетильном деле, прежде чем в 1934 году чехи не запустили свою собственную модель полностью оригинальной конструкции.

"Французский Роллс-Ройс" - легендарная "Испано-Сюиза" нашла вторую родину в Чехословакии, где она выпускалась по лицензии компанией из Млада Болеслава. Автомобили так и назывались – Skoda Hispano-Suiza, на пробке радиатора взмывал в небеса "испановский" аист, а чуть ниже гордо сверкала оперенная стрела "Шкоды". Представленный на рисунке образец, был изготовлен в 1925 году для членов правительства и имел кузов фирмы "Брожик" из Пльзеня.

В отличие от ранее существовавшей сухой цифровой индикации модельного ряда, новичок получил также и собственное имя "Суперб" - Superb. Надо сказать, довольно нехарактерное, для славянской страны, но, тем самым, полагаю, тогдашние маркетологи хотели подчеркнуть высокий класс и богатое исполнение машины (superb, напомню, так и переводится с английского – превосходный, роскошно отделанный). С учетом будущего круга состоятельной клиентуры – промышленников, финансистов и правительственных чиновников, дизайн машины был относительно консервативен, а мощность бензинового шестицилиндрового – умеренна, но, вполне достаточна: 65 л.с. Соответственно, в производственной гамме доминировали закрытые четырехдверные кузова.

Вальяжный и крупный лимузин Skoda Superb 3000 Тип 913 (1936 г.) по своему облику соответствовал, скорее, американским, нежели европейским вкусам – длинный капот, обтекаемые крылья с округло-покатым решением задней части кузова. В движение автомобиль приводила рядная "шестерка" мощностью 65 л.с. Рабочий объем двигателя, переведенный в кубические сантиметры, кстати, и определял цифровой индекс машины – т.е. 3000 означало, что под капотом находится 3-литровый агрегат.

До войны Superb пережил несколько модернизаций, коснувшихся как внешности машины, так и подкапотного пространства. Год от года возрастала отдача двигателя, достигнув в итоге 80 "лошадок", а в 1939-40 гг. ограниченной партией была выпущена серия машин с восьмицилиндровыми 95-сильными моторами. Желающий приобрести в личное пользование машину, выбирал один из трех имеющихся типов кузовов – "салон", "седан" или "купе" (для особых заказчиков, вроде медслужб или похоронных бюро, имелись коммерческие шасси, на которые те могли монтировать кузова по своему усмотрению). К тому же всегда клиент мог купить "голое" шасси – с мотором и органами управления и передоверить его стороннему "кароссери". Стоимость базовой шестиместной версии в 1936 году составляла 63 тысячи кроны.

Пример "заказного" исполнения от ателье Йозефа Содомки. Данный Superb 3000 (1937 г.), подготовленный к участию в международной выставке, имел кузов, изваянный в "британском" стиле – с прикрытыми задним колесными арками и плавно сужающейся кормой.

С 1934 года и вплоть до приостановки выпуска фирмой люксовых авто в 1940 году, свет увидело порядка 614 различных Skoda Superb. С учетом произведенных в 1946-49 гг. уже национализированной фирмой 275 машин, общее количество "Супербов" составило 889 единиц.

Фамильной особенностью многих чешских довоенных автомобилей – причем равно как легковых, так и грузовых, была хребтовая рама, к которой, посредством качающихся полуосей, крепились элементы ходовой части. Такая конструкция позволяла экономить массу в сравнении с традиционной коробчатой рамой, а также придавала шасси большую эластичность. Обратите внимание также на расположение руля – вплоть до начала Второй мировой войны, большинство стран континентальной Европы придерживались правосторонней компоновки.
На фото – рама Skoda Superb 3000 (1938 г.).

После поглощения страны Третьим Рейхом, Чехия превратилась в протекторат Богемия и Моравия, с наместником, назначаемым из Берлина, а предприятия "Шкоды" волей-неволей стали кузницей оружия для нацистов. В 1944-45 годах производственные мощности концерна были обращены в прах налетами авиации союзников, так что новое правительство коммунистов, пришедшее к власти после освобождения страны Красной Армией, начало все отстраивать и восстанавливать заново, тем паче, что компания была огосударствлена.

Последняя и наиболее эксклюзивная довоенная генерация "Шкоды Суперб" - модель 4000, тип 919. С 1939 по 1940 годы было изготовлено всего 10 подобных машин, каждая из которых оснащалась четырехлитровым бензиновым двигателем V8 мощностью 96 л.с., что было достаточно для разгона до 135 км/ч.

И вот тогда-то и настал конец "Супербу", равно как и прочим другим роскошным автомобильным именам старой Чехословакии. Почему? Да потому что на горизонте замаячил светлый лик социализма с всеобщей уравниловкой. Конечно, конструкторы и рабочие вовсе не разучились делать хорошие и дорогие машины - все дело было в том, что в стране не стало людей, которые могли бы купить их. Богачей, как класс, либо изничтожили, либо изгнали, середнячки же довольствовались скромными малолитражками. И после того, как в начале 1950-х была изготовлена последняя большая "Шкода" - исключительно для обслуги партийно-хозяйственной верхушки ЧССР, инициатива в вопросе выпуска представительских авто перешла к братской "Татре"

Один из самых элегантных, но, в то же время, и малоизвестных "Супербов" - так называемая Skoda VOS (Vladni Obrneny Superb) – автомобиль высшего класса, построенный в начале 50-х специально для руководства страны. Этот аэродинамичный седан считался официальным экипажем первых президентов социалистической Чехословакии - Клемента Готвальда и Антонина Запотоцкого.
VOS явился совместным продуктом всего чешского автопрома, изрядно потрепанного недавно закончившейся войной. Так, кузов машины был разработан шкодовцами совместно с коллегами из "Татры", двигатель же поставляла третья фирма – "Прага": шестицилиндровый, рядный, мощностью 85 л.с.
Всего было изготовлено 195 автомобилей Skoda VOS, включая и бронированные версии.

Таким образом, славное имя оказалось забытым всерьез и надолго. Лишь через полвека в шкодовской гамме появился очередной Superb – седан бизнес-класса на слегка удлиненном шасси VW Passat. Но это уже тема не нашего рассказа... 

Skoda Superb 2004 года выпуска на Старой площади Алматы.

вернуться в Угадайку

Hosted by uCoz