Победившие время

В отличие от нынешнего информационного изобилия, в советские времена всегда было проблематично приобрести хорошую литературу. Особенно специализированную, и уж тем более, импортную. Предлагаемый вашему вниманию альбом рисунков чешского художника Вацлава Западлика был опубликован в 1987 году и затем, по линии СЭВ, попал в Советский Союз, став настоящим подарком для любителей автомобильной истории. Надо сказать, он не утратил своей ценности и в новом тысячелетии – ведь работы подобного формата и сейчас редкость.

25 портретов различных легковых автомобилей периода расцвета чехословацкого автопрома 1920-40-х гг. удивительно точно передают пластику кузова, деталировку, и даже саму душу каждой, в отдельности взятой, машины. Помимо таких известных марок - Skoda, Tatra, Praga, здесь можно обнаружить такие редкости, как Aero, Walter или Wikov.

Несмотря на довольно крупные размеры альбома (А3), сами картины все таки удалось просканировать на обычном сканере, пожертвовав, правда, рамкой. В отношении же обложки и оборотных сторон с техническими параметрами, у меня уже терпения не хватило – поэтому они оказались элементарно отсняты цифровой камерой. Стиль и орфография оригинала оставлены практически без изменений.

Поскольку, повторюсь, это именно картины, не хотелось жертвовать их размерами, посему их электронные версии также крупны - 1600 пикселей и "весят" по 250-380 Кб. Впрочем, полагаю, качество стоит того...

Желая в нескольких словах представить читателю серию рисунков наших исторических автомобилей как раз в то время, когда весь мир отмечает сотую годовщину появления этого нового средства транспорта, "можно выразить надежду, что такой наш вклад в этот знаменательный юбилей в истории транспорта вызовет положительный отклик среди читателей.

Сто лет - это такой промежуток времени, который в истории человечества означает весьма мало, но зато в истории промышленности он представляет собой большие сдвиги, благодаря усилиям огромного трудового коллектива людей, нескольких поколений рабочих, техников и конструкторов, которые все свои способности, сноровку и ум отдавали на пользу общего дела, которые никогда не жалели ни сил, ни времени для усовершенствования нового транспортного средства.

Весь процесс развития человеческого общества и весь его прогресс во всех сферах деятельности характеризуется непрерывным стремлением как можно быстрее преодолеть расстояния, освободиться от зависимости капризов природы, перемещаться без ограничений и как можно с меньшими усилиями. Поэтому не удивительно, что к таким явлениям, которые нашли отражение, прежде всего, в экономической области нашего века, бесспорно, относится развитие моторизации. Моторные средства транспорта сами по себе занимают все большее количество людей во всех отраслях, а транспорт вообще, в связи с углубляющимся общественным разделением труда, стал одним из ключевых областей человеческой деятельности. Быстрым оперативным и удобным средством транспорта на короткие и средние расстояния в двадцатом веке стал автомобиль. Только он имеет возможность в абсолютном большинстве случаев обеспечить перевозку людей и товаров "от дверей к дверям" удобно, без перегрузки и пересадки. Именно поэтому производство автомобилей и автодорожный транспорт со времени своего появления прошли чрезвычайно быстрым развитием.

В течение ста лет своего существования в человеческом обществе автомобиль завоевал себе постоянное место. Несмотря на то, что в самом начале он отвергался как бесполезная техническая игрушка, уже в течение первой половины двадцатого века он превратился в наиболее распространенное средство индивидуального транспорта, и стал неоценимым помощником человека. Привлекательность легкого автомобиля, как средства быстрого и удобного транспорта для самых широких слоев населения, содействовала бурному развитию моторизации. Без автомобиля трудно себе представить сейчас любую сферу человеческой деятельности. Грузовые автомобили перевозят грузы по дорогам и в бездорожье, трудятся на строительных площадках и карьерах, работают в области энергетики и сельского хозяйства. Автомобили снабжают города и деревни продуктами. Автобусы перевозят ежедневно сотни тысяч пассажиров как внутри, так и на линиях междугородных и международных рейсов.

Но автомобиль является не только транспортным средством, а и кормильцем десятков миллионов людей во всем мире, которые принимают участие в его производстве, продаже, эксплуатации и ремонте. Поэтому вполне логично то, что автомобильная промышленность считается одним из важнейших параметров общего экономического развития страны. Огромный размах этой важной, весьма зрелой в техническом и организационном отношениях отрасли промышленности в обратной связи воздействует на технический уровень и производство широкой шкалы сопряженных отраслей, а в промышленно развитых странах автомобили составляют весьма значимую статью во внутренней и внешней торговле.

Вместе с тем развитие автомобилизма несет с собой некоторые, главным образом, общественные и экологические негативные последствия. Но об этом в настоящей статье говорить не будем. А коснемся немного истории тех прекрасных быстроходных машин, которые стали ежедневными нашими спутниками.

Наши прадавние предки в течение нескольких столетий задумывались над тем, как бы построить транспортное средство, которое могло бы передвигаться без помощи человека и животного. Наши прадеды эту идею осуществили в течение нескольких десятилетий, построив первые кареты без коня, которыми мы сейчас восхищаемся в музеях. Наши деды уже думали над тем, как сконструировать и изготовить мощный, и вместе с тем надежный и дешевый автомобиль. Предшествующее поколение техников освободило производство автомобилей от излишнего физического труда, передало как можно больше операций машинам и ввело в производственный процесс первые промышленные роботы и манипуляторы.

Технический прогресс во всем мире идет вперед семимильными шагами. В этом случае подходит изречение Яна Неруды: "Кто на недолго остановился, тот уже отстал".

Но нам нужно найти немного времени и остановиться хотя бы на момент, чтобы с мастером своего дела Вацлавом Западликом оглянуться на тот период, когда автомобиль приобрел свой основной вид, когда наступила эра наибольшего расцвета кузовостроительных фирм, которые в объявлениях призывали своих будущих владельцев автомобилей: "Закажите для своего автомобиля кузов по своему выбору! Ведь и одежду отдаете шить по заказу у своего портного, а не покупаете в магазинах готового платья!"

Наша страна относится к числу тех стран, которые с самого начала принимали значительное участие в развитии производства автомобилей Уже в 1898 году Копрживницкий завод выпустил первый автомобиль под названием "Президент". Потом последовало множество прогрессивных решений автомобилей, включившее тем самым Копрживницкий автозавод в число передовых заводов в истории моторизации в мире.

В том же году слесарь Йосеф Вальтер в небольшой мастерской на Смихове начал ремонтировать весы и велосипеды. А уже в 1909 г. там возник первый народный автомобиль у нас - трехколесная машина "Вальтер", спустя четыре года, на новом заводе в районе Праги - в Йиноницах было освоено серийное производство легковых автомобилей.

В 1905 году из ворот Младоболеславского завода Л&К, переименованного позже в завод "Шкода", конструкция которого с самого начала была направлена на выпуск транспортного средства для широких слоев населения, вышел первый автомобиль "Лауринка". Сотни тысяч успешных автомобилей с окрыленной стрелой в знаке являются доказательством того, что замысел удался.

Изделия пражского завода "Велокс", находящегося в районе Карлин, были известны как автомобили-такси не только в Праге, но и в Москве. Их популярности также способствовало оригинальное решение трехступенчатой коробки передач с шестернями постоянного сцепления и с переключением передач при посредстве фрикционных муфт.

В 1907 году "Первый чешско-моравский машиностроительный завод" в Праге, район Либень, выпускает первый автомобиль "Прага", изготовленный по лицензии французской фирмы "Харрон". Но вскоре "праговки" освобождаются от иностранных конструкционных влияний и, благодаря надежности и выносливости, делают честь рекламному лозунгу - "Автомобиль на сотни тысяч километров".

В этом же году, в городе Либерце, открывается завод по производству автомобилей "РАФ", который в течение пяти лет своего существования сумел завоевать мировую славу изготовителя необычно качественных автомобилей, и, как единственный в Центральной Европе, выпускает двигатели с золотниковым (бесклапанным) механизмом газораспределения.

Автомобили "Аэро" прославились своей долговечностью и спортивной выносливостью на многих состязаниях и пробегах на дальние расстояния, которые стали незабываемой страницей нашей автомобильной истории, также, как и надежностью в ежедневной эксплуатации. Эта марка была также первооткрывателем популярного в настоящее время привода на передние колеса.

Аналогичной концепции придерживалась также и "Чехословацкая збройовка" (оружейный завод в Брно), которая прославилась, главный образом, в области создания двухтактных двигателей. Высокая мощность гоночных автомобилей "З" тогда весьма удивляла специалистов, а общественность давала высокую положительную оценку маловзыскательным в эксплуатации серийным автомобилям.

Завод им. инж Ф. Янечка начала выпускать в 1934 году небольшие автомобили "Ява" с двухтактным двигателем по лицензии ДКВ. Она служила вызовом для других заводов и вместе с заводом "Татра" принадлежала к изобретателям обтекаемых автомобилей. Не отставал от них и Простейовский завод по производству сельскохозяйственных машин им Вихтерле и Коваржик. Автомобили этого завода с маркой "Виков" отличались целым рядом прогрессивных элементов автомобильной конструкции

Итак, мы могли бы продолжить перечень автомобильных изделий наших изготовителей. Но практически невозможно перечислить все марки, которые возникали из вдохновения и желания открыть что-то новое. Многие из этих машин мы знаем только по пожелтевшим фотографиям и эскизам архивных документов, потому что они не сохранились до наших дней. Однако, опыт, накопленный в процессе их создания и эксплуатации, составляет неотделимую составную часть нашей автомобильной истории.

Серия картин Вацлава Западлика, нежные и пленительные рисунки которого знают все почитатели исторических автомобилей, продемонстрирует вам подбор красивейших кузовов автомобилей своего времени, кузовов "шитых на меру". Автору часто приходилось опираться на скудные исходные данные, а при этом он старался автомобили "поставить" так, чтобы как можно больше выделялись его грандиозные линии.

Это была нелегкая работа, она заняла бесчисленное множество часов и большую долю терпеливости. "Терпение, - как говорит пословица, - дает умение". Будет надеяться, что эта серия рисунков принесет много радости всем, кто питает любовь к этим старым, но в то же время бессмертным победителям над временем.

Инж. Станислав Минаржик

Disk (1924)
обратная сторона
Tatra 11 (1925)
обратная сторона
Skoda Hispano-Suiza (1925)
обратная сторона
Laurin&Klement 110 (1926)
обратная сторона
Praga Mignon (1927)
обратная сторона
Tatra 31 (1927)
обратная сторона
Wikov 35 (1928)
обратная сторона
Walter 6B (1930)
обратная сторона
Aero 662 (1932)
обратная сторона
Skoda 422 (1932)
обратная сторона
Wikov 40 (1932)
обратная сторона
Walter Regent (1933)
обратная сторона
Praga Alfa (1933)
обратная сторона
Praga Grand (1933)
обратная сторона
Jawa 700 (1934)
обратная сторона
Tatra 52 (1934)
обратная сторона
Z4 (1935)
обратная сторона
Praga Lady (1936)
обратная сторона
Walter Junior SS (1937)
обратная сторона
Tatra 75 (1938)
обратная сторона
Aero 50 (1939)
обратная сторона
Skoda Favorit (1940)
обратная сторона
Tatraplan Sport (1949)
обратная сторона
Skoda Special (1950)
обратная сторона
 
Skoda 1102 (1950)
обратная сторона
 
Hosted by uCoz