ГАЗ-12 "ЗиМ"

между "сто десятым" и "Победой"


История создания

Весной 1948 года Горьковский автозавод имени Молотова получает задание приступить к разработке представительского автомобиля, который должен был занять промежуточное положение между автомобилем среднего класса ГАЗ-20 ("Победа") и лимузином ЗиС-110. Машина, получившая заводской индекс ГАЗ-12, имела вполне определенный статус - автомобиль для второго эшелона руководства страны. По всем основным параметрам он должен был быть на ступень ниже классом, чем лимузин ЗиС-110, которым пользовалась верхушка власти. В том, что "ЗиМ" был обречен быть вечно вторым, никто не сомневался - достаточно сопоставить имена, присвоенные московскому и горьковскому автозаводам. Изначально была поставлена довольно нелегкая задача - надо было спроектировать кузов с характерным внешним видом и запоминающимися "зализанными" формами.

Главный конструктор завода, Андрей Александрович Липгарт, пришел к выводу, что прообразом может послужить американский седан Cadillac Fleetwood 61 1948 года выпуска. И тогда - впервые, кстати, в мировой практике - Липгарт решил сделать легковой автомобиль с тремя рядами сидений без рамы, с несущим кузовом. Только такая конструкция смогла обеспечить приемлемую массу и более-менее "правительственную" динамику. Два первых опытных образца машины все же своим поведением Липгарта не удовлетворили. И только третий, с передней облицовкой, копирующей кадиллаковскую, и бамперами, стилистически сходными с бьюиковскими, соответствовал техническому заданию.

старший брат "ЗиМа" - конвертибл Cadillac Sixty Special 1948 года

К ноябрю 1949 года был готов опытный образец, который показали на праздничной демонстрации в Горьком. Только через три месяца машину увидели Сталин и его ближайшее окружение. Автомобиль понравился, что случалось нечасто. Создатели были удостоены Госпремии. Но узнав, что главным конструктором машины был Липгарт, Сталин буркнул, что его следовало наказать еще за "Победу". Что и было сделано - в пятьдесят втором Липгарта сослали на Урал простым инженером.

Всего с момента выдачи технического задания до запуска в производство прошло чуть больше двух лет (29 месяцев). В это верится с трудом, но это факт. Кстати, фактом является и то, что "Таврия" ждала реализации более 10 лет...

Новая горьковская машина была более передовой, чем "ЗиС". Во-первых, "ЗиМ" имел несущий кузов, что для длиннобазной и тяжелой машины являлось в те годы смелым, не имевшим аналогов решением, которое позволяло облегчить конструкцию сразу на 200 кг. Во-вторых, на "ЗиМе" впервые была применена гидромуфта, которая обеспечивала исключительную плавность хода. Она располагалась между двигателем и сцеплением и обеспечивала хорошую приспособляемость двигателя к дорожным условиям. Две, не связанные друг с другом, чашки (роторы) гидромуфты образуют тороидальную полость, заполненную маслом. Насосный ротор разделен лопатками-переборками на 48 отсеков, а турбинный - на 44. При вращении гидромуфты в отсеках создается циркуляция "жгутов" масла, которые передают крутящий момент от насосного ротора к турбинному и в то же время допускают их относительное проскальзывание. И хотя гидромуфта не увеличивает крутящего момента двигателя, как, например, гидротрансформатор с гидромеханической трансмиссией, она позволяет трогаться с места на второй передаче, обеспечивает быстрый и плавный разгон, и позволяет двигаться на прямой передаче на дороге с частыми подъемами. Первая передача используется лишь в начале движения по раскисшему проселку, либо в гору.

Водитель ГАЗ-12 во многом ощущал себя подобно водителю современного автомобиля с автоматической коробкой передач. При включении сцепления на холостом ходу автомобиль не трогался с места сразу, а плавно начинал движение только при нажатии педали акселератора - ну чем не автомат? При движении не нужно суетиться, можно не торопясь включить и третью -прямую. Есть такое понятие: "мягкий" мотор. Это стопроцентно наш случай - двигатель очень эластичен, а гидромуфта говорит: "Отдохни, не переключай часто". Вторая передача как "резина" - обеспечит езду в диапазоне от 0 до 80 км/ч. Плавность - отменная, особенно с увеличением скорости. Масса почти в две тонны хорошо "успокаивает" неровности дороги и порывы ветра.

Горьковский автозавод первым применил на советском автомобиле и так называемые фланцевые полуоси заднего моста. В наши дни они получили повсеместное признание и полностью вытеснили прежнюю конструкцию, где полуось соединялась с тормозным барабаном конусной шейкой со шпонкой. Еще одним новшеством, внедренным на машине ГАЗ-12, стали колеса с 15-дюймовым ободом.

Чтобы повысить эффективность тормозов, завод обратился к конструкции с двумя ведущими колодками. Каждую колодку передних колес снабдили самостоятельным рабочим цилиндром. ГАЗ-12 стал первым советским автомобилем с тормозами, имеющим две ведущие колодки. Интересную конструкцию, также впервые примененную в нашем автомобилестроении, имел капот двигателя. Его можно было полностью открывать налево, направо и даже вообще снять. Фиксирующие рукоятки находились под панелью приборов. Нет, конечно, в "ЗиМе" усилителя руля - тогда об этом даже не заикались. Да и диаметр рулевого колеса выбран так удачно, что управлять автомобилем довольно легко. Машина эта вообще не любит резких движений рулем, она послушно повинуется, если в управлении ею сочетать уверенность, нежность и чувство пространства.

А двигатель! В основе своей это шестицилиндровый мотор ГАЗ-11, проектирование которого горьковчане начали в 1937 году. Его выпуск развернули в 1940 году, и он применялся на легковых автомобилях ГАЗ-11-73 и ГАЗ-61, а также на легких танках и самоходках времен Великой Отечественной войны и грузовиках ГАЗ-51.

Мощности 76 л.с., которую этот двигатель развивал в "легковом" варианте, а тем более 70 л.с. грузового варианта (ГАЗ-51) для ГАЗ-12 было недостаточно. Поэтому двигатель форсировали, подняв мощность до 90 л.с. при 3600 об/мин. Для этого увеличили до 6,7 единицы степень сжатия (топливо - бензин с октановым числом не менее 70). Вообще-то "ЗиМ" рассчитали на 72-й бензин, но автомобиль может ездить на 66-м, а 76-й для него идеальный вариант. С 1951 года на базе "ЗиМа" начали выпускать карету "скорой помощи" - ГАЗ-12Б. "Скорая" имела стеклянную перегородку за передними сиденьями, два откидных кресла и выдвижные носилки в заднем отсеке. Кузов остался 4-дверным - загрузка и выгрузка носилок производилась через крышку багажника. ГАЗ-12Б имел опознавательный фонарь на крыше и фару-искатель на левом переднем крыле. Такие машины оставались на "вооружении" Минздрава вплоть до начала 80-х и докатывали свой век в провинциальных городах.

В том же 1951 году было изготовлено 3 экземпляра с 4-дверным открытым кузовом фаэтон - ГАЗ-12А. В серию автомобиль не пошел - усиление кузова, связанное со "снятием" крыши, повлекло чрезмерное для 95-сильного мотора утяжеление машины, и ее динамические показатели оказались неудовлетворительными. Самая простая модификация - автомобиль-такси. Изменения коснулись только обивки сидений, поставили дерматин вместо велюра. Масштабы производства "ЗиМов" (до 2000 автомобилей в год) скоро позволили обеспечить все номенклатурные автохозяйства.

Со временем дошла очередь и до простых смертных. Автомобили "ЗиМ" продавались и в частные руки. Государственная цена - 40 тысяч дореформенных (1961 г.) рублей. "Победа" стоила тогда 16 тысяч. Всего с 1949 по 1959 год было выпущено 21527 автомобилей.

Информация с сайта АвтоРетро


Два взгляда на частицу истории
Когда-то говорили, что в "клыках" на бампере "ЗиМа" спрятаны реактивные снаряды. Но на самом деле "ЗиМ" оказался весьма мирным автомобилем.

Сорок лет для хорошего автомобиля - не возраст. Более того: это период, за который автомобиль становится не просто средством передвижения, а частицей истории. Недавно нам довелось прикоснуться к одной из таких частиц. Этот автомобиль называется ГАЗ-12 "ЗиМ", и за свою долгую, почти полувековую жизнь повидал многое.

Помимо своих ощущений об этом весьма не заурядном автомобиле, я хотел бы процитировать несколько рассказов одного моего знакомого, который несколько лет был владельцем другого "ЗиМа" 1957 года выпуска.

В американском духе

"ЗиМ" - не простой автомобиль, и оценивать его не просто. Даже внешне он не прост. "ЗиМ" не может быть скромным, ведь он создавался для партийных чиновников Советского Союза (помните такую страну?). Тем не менее, он пропитан духом Америки. Поэтому, представим себя Джоном, Биллом, и Гарри, включим погромче запись Элвиса Пресли, и... common everybody. Улицы ждут.

Этот черный лимузин не останется незамеченным в любом городском потоке. Из его окон мы глядим свысока на остальных участников движения. Даже водитель внушительного Nissan Patrol уступил нам дорогу. Зауважал. "ЗиМ" сверкает на солнце всем своим хромированным великолепием, и полированной (в прямом смысле) черной краской. А сколько ходило баек о предназначении "клыков" на бамперах. Например, говорили, что в них спрятаны реактивные установки. На самом деле, "ЗиМ" - автомобиль мирный, в чем можно убедиться, заглянув в его салон.

"У моего "ЗиМа" были проблемы со стартером, но, заводить его с "толкача", - все равно, что толкать паровоз. Выручали две вещи: хороший аккумулятор, и... хлебный магазин на первом этаже моего дома. Во двор каждое утро заезжала "хлебовозка", которую я поджидал с тросом наготове. Дергали, заводили, разъезжались..."

Семь плюс один

Наружные ручки дверей у "ЗиМа" сами по себе произведения искусства. Тяну за одну из них, и вспоминаю Вилли Токарева "чуешь: маешь вещь". Задние двери распахиваются против движения автомобиля: непривычно, но очень даже удобно.
На широком заднем диване с удобством размещаются трое пассажиров. При необходимости с собой можно взять еще двоих, усадив их на два складывающихся "шезлонга". Кроме этого, рядом с водителем легко уместятся еще двое пассажиров. Таким образом, общая пассажировместимость такова: семь, плюс водитель.

"Предыдущего владельца моего "ЗиМа" совсем не волновала его представительность. Он использовал автомобиль в чисто грузовых целях, благо, крепкая подвеска, вместительный, и не менее крепкий, кузов легко с этим справлялись. Сложив все пассажирские сиденья, и объединив салон и багажник в один объем, он грузил... полторы тонны яблок, и совершал коммерческие рейсы в Сибирь".

К хорошему привыкаешь быстро

Современному водителю трудно оценить эргономику водительского места ГАЗ-12. В сороковые годы такого понятия не существовало. Посадка за рулем "ЗиМа" практически не отличается от посадки в грузовике ГАЗ-51. И только цивильная панель приборов, руль с хромированным кольцом звукового сигнала, и рычаг КПП на рулевой колонке говорят о том, что ты находишься в солидном легковом автомобиле.
К управлению ветерана, конечно, тоже нельзя подходить с мерками современного автолюбителя. Гидроусилителя руля нет, но его роль частично выполняет большая "баранка". К управлению диковинной полуавтоматической коробкой передач привыкаешь быстро. Единственное, к чему трудно привыкнуть, так это к полному отсутствию боковой поддержки на сидении (едином для водителя и двух пассажиров). Зато простор на этом диване просто феноменальный. Кстати, ради этого простора рычаг ручного тормоза расположен у левой стенки кузова, под передней панелью.

А еще езда за рулем "ЗиМа" рождает чувство вседозволенности. Его создают большая масса автомобиля, серьезный дорожный просвет, непробиваемая (ни в каких случаях) подвеска, и тяговитый 3,5-литровый двигатель. Такого чувства я не испытывал ни в одном современном внедорожнике.
К хорошему привыкаешь быстро. К "ЗиМу" привыкать не надо - его нужно понять.

"Как-то раз один нерадивый тракторист, сдавал задним ходом, и въехал своим прицепом точно в левый бок моего "ЗиМа". Последствия оказались весьма плачевными для... микроклимата салона. Кузовной ремонт (выравнивание стойки кузова и выправление помятых дверей) занял один вечер, а вот на поиски оригинальных боковых стекол времени ушло намного больше. Дело было зимой и пассажиры (по большей части мои дети) согревались... игрой в футбол. Место позволяло".

Забыли Сталина

Где-то впереди, под капотом, сыто урчит шестицилиндровый мотор. Где-то глубоко под полом бесшумно (для пассажиров) вращаются карданный вал, и гипоидная главная передача. Из динамиков Элвис поет о вечной молодости и вечной любви, о том же визжат девчонки на обочинах, едва завидев нас.
Раньше, лет пятнадцать-двадцать назад, "ЗиМ" знал "в лицо" любой мальчишка. Теперь даже взрослые дяди недоуменно смотрят вслед этому черному лимузину. Забыли, расслабились, эх, не хватает на вас усатого грузина с трубкой в зубах.

P.S. На следующий день я рассказал своему товарищу о своей поездке на советском раритете, и тот произнес забытую пословицу - "По дороге едет ЗиМ, я им буду задавим". Но никого давить "ЗиМом" мы не стали - родились не злодеями :-)))

К. БАЦАЗОВ
biker_kostya@inbox.ru

ГАЗ-12 "ЗиМ"
(данные 1951 года для автомобиля с закрытым кузовом)

Годы производства 1950-1959 (санитарные варианты - 1951-1960)
Тип заднеприводной 6-местный лимузин/седан, с несущим кузовом
Размерения длина - 5530 мм, ширина - 1900 мм, высота 1660 мм, база 3200 мм, дорожный просвет 200 мм
Двигатель форсированный ГАЗ-51, 6-цилиндровый, 4-тактный, 3485 куб.см, 90 л.с. при 3400 об/мин, степень сжатия 6,7:1
КПП 3-скоростная
Сцепление однодисковое, сухое
Передняя подвеска независимая, рычажная, на цилиндрических пружинах, работающих совместно с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия
Задняя подвеска две продольные полуэллиптические рессоры, работающие совместно с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия
Вес сухой - 1800 кг, заправленный - 1940 кг
Скорость 120 км/ч макс.
Расход топлива 15.5 л/100 км при 50-60 км/ч; емкость топливного бака 80 л
Шины 7.00-15 дюймов
Нюансы На более поздних (после 1956 года) табличка с надписью ЗиМ уже отсутствовала. Ранние модели (1950) имели отличающуюся переднюю эмблему и надпись ГАЗ на переднем молдинге вместо ЗиМ.
Hosted by uCoz