Imperial всегда
был третьим...
(часть 3: 1964 - 1975)
К началу 60-х в глазах всего мира твердо устоялся имидж американского легкового автомобиля как огромного, могучего и сверкающего хромом "зверя". Сущность "дорожных крейсеров" оставалась статичной: кузов на рамном основании, многолитражный двигатель с приводом на задние колеса и максимум комфорта в просторном салоне. Но облик преобразился. Вычурные формы "детройтского барокко" уступали место строгой прямолинейности монументального "конструктивизма".
Корпорации Chrysler пришлось сменить не только внешность своих четырехколесных детищ. Когда в 1960 году ее возглавил Линн Таунсенд, доля компании на рынке составляла всего 10 % и продолжала снижаться. Такова была цена блестящих успехов времен Колберта. Будучи финансистом, хорошо разбирающимся как в статистических показателях, так и в рыночной конъюнктуре, Таунсенд, ознакомившись с положением дел в корпорации, сразу понял, что она пришла в упадок. Все свое время он посвятил осуществлению мер по сокращению издержек, введению режима экономии, организованной перестройке и перегруппировке сил. Первые рекламные публикации периода правления Таунсенда провозглашали: "Мы намерены выявить все неудачное, закрепить удачное и двигаться вперед".
Чтобы сохранить жизнеспособность корпорации, Таунсенд предпринял решительные шаги, среди которых была ликвидация убыточного отделения De Soto. Imperial, по счастью, избежал подобной участи, но политика аскетизма коснулась и его. С 1964 года машины отделения получили прямоугольно-коробчатый кузов ровных, чистых и не отягощенных обилием декора форм. Стиль и внешность новых "империалов" кардинально разнились с моделями 1957-1963 годов и к тому же весьма и весьма смахивали на облик фордовских "линкольнов". Вызван сей факт был тем, что главой дизайнерского отдела Chrysler стал Элвуд Энджел, занимавший ранее аналогичный пост в Ford Motor Co.
Модели Imperial 1964-1966 годов отличались друг от друга лишь иным оформлением кузова да разнообразными конструктивными "изюминками". Под капотом размещался 7,2-литровый агрегат с еще большим, чем у предыдущего образца, крутящим моментом. Рулевая колонка была поворотной и могла регулироваться по длине, кнопочное управление автоматической трансмиссией сменилось традиционным рычажком. Показательно, что почти 80 % тогдашних американских легковушек имели автоматическую коробку передач, а в высшем классе - так все поголовно.
Следующее капитальное обновление кузова состоялось в 1967 году, сопровождаясь лозунгом: "Новейший престижный автомобиль десятилетия". Трудно было охарактеризовать дизайн очередного Imperial как особенно выдающийся. Сравнительно короткая центральная пассажирская секция корпуса дисгармонировала с вытянутым суженным багажником. Скупо и дешево выглядел передок, где сдвоенные фары были заподлицо оправлены в фальшрадиаторную решетку (на модели 1968 года - ну точь-в-точь как на более поздней вазовской "трешке"). Сзади, меж двух узких полосок "габариток", простирался огромный центральный стоп-сигнал, центр которого венчал вензель фамильной эмблемы. Общие поджарые пропорции машины оставляли впечатление легкости и даже какого-то проворства, что явно входило в противоречие с устоявшимися "имперскими" канонами величественной солидности. Вместе с тем этот Imperial, единственный в представительском классе четырехдверных лимузинов, имел несущий кузов. Ассортимент фирмы включал в себя консервативные четырехдверные седан и хардтоп Imperial, футуристический двухдверный хардтоп Imperial Crown Coupe, спортивный конвертибл Crown и аристократические четырехдверные хардтопы семейств Crown и Le Baron; кузова окрашивались в 22 различных цвета, в том числе и типа "металлик".
Продолжительный период поиска стиля закончился в 1969 году, когда Imperial наконец-то приобрел действительно оригинальный и узнаваемый вид. Выпуклые боковины, выполненные в так называемом "фюзеляжном" покрое (хотя злословы прозвали его "коровьим"), сопрягались с горизонтальными панелями кузова. Спереди в глаза бросались крупные боковые подфарники, которые можно было принять за истинные фары, в то время как последние укрывались за облицовкой радиатора. Модная "заморочка" - покрытие крыши искусственной кожей из винила - придавала автомобилю импозантный вид. Хорошей новостью для почитателей марки стало улучшившееся качество сборки, ощутимо пострадавшее во время лихорадки 50-х. На мотор и трансмиссию давалась гарантия на 80 тысяч километров пробега, а шасси не требовало смазки весь срок службы. Сверхлюксовая двухдверная модификация Le Baron, оснащенная всеми возможными удобствами, включая систему послойной климатизации салона, конкурировала с Lincoln Continental Mark III и Cadillac Eldorado. 1969 год оказался последним успешным коммерческим годом в истории марки, когда было продано 22083 "империала".
Корпорация Chrysler оставалась пионером среди национальных автопроизводителей по созданию и внедрению технических новинок в серию. В свое время инженеры компании сконструировали первые в отрасли гидравлические тормоза и встроенный редуктор, позволивший снизить расход горючего, создали первый современный регулятор напряжения и вмонтировали под капот компьютер. Самые совершенные в американской автоиндустрии двигатели, автоматические коробки передач и пожаробезопасные бензобаки были произведены на предприятиях Chrysler. Концерн даже располагал собственным учебным заведением - Машиностроительным институтом имени Уолтера Крайслера. В русле доброй традиции Imperial 1971 года первым в мире был оснащен АБС, тогда же установили электронную систему зажигания. Спустя еще несколько лет последние "империалы" имели дисковые тормоза на всех колесах и двигатель с каталитическим нейтрализатором отработанных газов.
Тем не менее, политика экономии, настойчиво проводимая руководством компании, привела к сокращению расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что не замедлило сказаться в кризисные для автомобилестроителей США 70-е годы. И хорошо бы, если бы сэкономленные средства шли на благое дело, но немалые капиталы были впустую истрачены на развертывание операций за рубежом, на скупку полуразорившихся западноевропейских фирм вроде французской Simca, ставших в лихую годину неподъемным балластом. Тяга к международной деятельности нашла отражение в логотипе корпорации, инициированном лично Таунсендом. Белая пятиконечная звезда на голубом фоне символизировала присутствие Chrysler на всех пяти континентах планеты.
Сбыт автомобилей с эмблемой орла даже в лучшие времена значительно уступал продажам соперников из GM и Ford. Причиной тому были и меньшие масштабы всей компании, и менее развитая дилерская сеть, и далеко не всегда продуманная стратегия менеджмента. Серьезный просчет допустили тогда, когда отделение Chrysler (концерна Chrysler же) в стремлении привлечь богатого покупателя год от года наращивало выпуск дорогих и престижных Chrysler New Yorker, постепенно сближавшихся размерами, оснасткой и ценой с моделями элитарного отделения Imperial, стоящего в иерархии концерна рангом выше. Тем самым одно подразделение оттягивало на себя часть клиентуры другого. В 1971 году число проданных "империалов" составило 14300 единиц (немногим более одного процента всех произведенных в том году крайслеровских машин), против 72000 "линкольнов" и 188360 "кадиллаков". Не вызвал ожидаемого всплеска продаж и дебют в 1974 году новой модели Imperial, выдержанной в "неоклассическом" духе, с облицовкой радиатора в виде ниспадающих струй водопада и прикрытыми щитками фарами, по мнению многих экспертов - лучшей из всех машин этой марки. Imperial оказался жертвой всеобщей депрессии на рынке полноразмерных люксовых машин, в том году потери понесли и Cadillac и Lincoln.
Для корпорации Chrysler, ориентированной на массового потребителя, становилось чересчур накладно производить столь небольшое количество престижных автомобилей специальной разработки. Нефтяной кризис 1973 года, ужесточение экологических норм федерального законодательства, экспансия японской автомобильной продукции фатально повлияли на судьбу марки. Все вышеперечисленное вкупе с ухудшающимся финансовым положением вынудило руководство концерна закрыть отделение Imperial.
12 июня 1975 года заводской конвейер покинул последний "империал" - четырехдверный хардтоп серии Le Baron. Место ушедшего флагмана пустовало недолго, его вскоре занял Chrysler New Yorker Brougham. Это было начало конца великих и лучших крайслеровских машин...
"Имперская галерея"