Imperial всегда
был третьим...
(часть 2/2: 1957 - 1963)
Полностью обновленная продукция корпорации Chrysler 1957 года предстала перед взором покупателя под емким слоганом Forward Look. В примитивном переводе это значило "Взгляд вперед", но вернее было бы сказать, что это оказалось взглядом в будущее, ну или хотя бы на ближайшие пять лет, что тогда было равносильно дару предвидения. Трудно переоценить заслуги Вирджила Экснера, "Экса" – как звали его друзья, в достижении этого выдающегося успеха компании. Дэвид Холлз, будущий шеф-стилист лидера отрасли – General Motors, в те годы возглавлял разработку Cadillac’59 – признанной легенды и символа эпохи аэрокосмического автодизайна. Он вспоминал, что "…когда мы увидели и оценили полет линий крайслеровских моделей 57-го года, особенно "Империала", то испытали глубочайшее потрясение. Пришлось пересматривать всю идеологию развития перспективных моделей, дабы наверстать упущенное…"
Новый Imperial – острие Forward Look – разительно отличался от моделей предыдущих лет. Распластанный, низко стелющийся корпус контрастировал с высокобортными, тяжеловесно-раздутыми кузовами автомобилей фирм-соперников. Могучие хвостовые кили, победоносно венчавшие "империалы", также не имели аналогов. Реклама утверждала, что они повышают боковую устойчивость автомобиля. Так это или нет, осталось неизвестным, но при всей своей экстравагантности кили органично вписались в общую архитектуру машины. Мощность восьмицилиндрового двигателя перешагнула трехсотенную отметку, достигнув 325 л.с. Автоматическая коробка передач Torque Flite имела кнопочное (!) переключение, разместившееся на приборной доске. Скоростные показатели Imperial были лучшими в классе - набор скорости 0-96 км/ч происходил за 9,8 с., на целых две секунды быстрее, чем у Lincoln или Cadillac. Автомобильные эксперты констатировали, что по удобству управления и предсказуемости поведения на дороге, этой машине не было равных среди сверстников.
Вообще, 1957 год выдался в истории марки как один из самых удачных. Было продано рекордное количество "империалов" - 37734 машины. Доля всех произведенных корпорацией Chrysler легковых автомобилей составила 17 % североамериканского авторынка. Все эти успехи пришлось, однако, оплатить дорогой ценой. Колберт нещадно подгонял свои конструкторские и производственные подразделения. Машины запускались в производство в большой спешке, чтобы опередить конкурентов. Ощутимо снизилось качество сборки - двигатели работали с перебоями, кузова протекали и ржавели. К "империалам" это относилось, конечно, в последнюю очередь, но ухудшение имиджа массовых автомобилей не могло не отразиться на отношении публики и к флагманским моделям.
Представители поколения Imperial 1957-1963 годов разнились меж собой ежегодно обновляемым кузовным декором, формой и размером килей и все большим насыщением салонного комфорта. Мощность 6,7-литровых моторов достигла 355 л.с. при расходе 18-20 литров высокооктанового бензина "на сотню". Модели 1958 года впервые в отрасли комплектовались системой круиз-контроля и электрическими дверными замками. В следующем году передние кресла решено было сделать поворотными - для облегчения процесса посадки-высадки. Не обошлось и без причуд: в 1960 году "империалы" получили руль чуть ли не квадратной формы с сильно закругленными по эллипсу углами. Имея меньшие размеры по вертикали чем круглый, такой руль, по заверениям специалистов фирмы, обеспечивал значительные удобства водителю. Но такая "новация" как-то не очень пришлась по душе покупателям и через пару лет исчезла.
Самой яркой чертой косметического рестайлинга 1961-1963 годов было решение фасада кузова с совершенно неподражаемыми фарами: четыре хромированные полусферы на ножках располагались попарно в угловых нишах. Сверкающие молдинги начинали свой бег к корме еще с верхнего уровня фальшрадиаторной решетки и придавали "взгляду" автомобиля серьезный и даже слегка сердитый вид. Не менее стильно смотрелась декоративная выштамповка "под запаску" на крышке багажника и красные полоски "габариток" на постепенно сходящих на нет кормовых килях.
Занятна была градация различных моделей Imperial тех лет. Базовые версии имели префикс Custom ("классический"), уровнем выше шли Crown ("королевский") – их можно было распознать по маленьким золоченым коронкам над передними фарами; венчали иерархическую пирамиду эксклюзивные Le Baron – так именовалось некогда знаменитое кузовное ателье, поглощенное "Крайслером" почти тремя десятилетиями ранее – теперь же о нем напоминали вензеля за передними колесными арками и на крышке багажника. Словечко Southampton означало просто-напросто более дорогой и популярный уровень отделки. Впрочем, система наименований была непостоянной, и понять "who is who" с первого взгляда было нелегко.
Лимузинам с гордой эмблемой орла не довелось стоять в гараже Белого Дома, тамошние обитатели в послевоенный период в качестве официального автомобиля предпочитали фордовские Lincoln. Однако "золушки" пришлись ко двору лидерам многочисленных развивающихся государств. Так, в 1959 году по заказу первого президента Индонезии Ахмеда Сукарно был изготовлен семиместный конвертибл Crown Imperial. Жесткая лонжеронная рама позволила безо всякого ущерба для прочности и безопасности машины открытый кузов необъятных размеров 6,5 х 2,04 м. Для более чем двухтонной массы, автомобиль обладал завидной резвостью - 190 км/ч. Помимо обычных "наворотов", вроде гидроусилителя руля, электростеклоподъемников, радиотелефона, кондиционера и бара с холодильником, по требованию высокопоставленного клиента, сиденья были обиты красной кожей, а интерьер отделан слоновой костью.
Эту машину, как и большинство других длиннобазных моделей Imperial, строила известная итальянская кузовная фирма Ghia, с которой у Chrysler завязалось плодотворное сотрудничество еще в начале 50-х. Кстати, индонезийская ассоциация владельцев старинных и исторических автомобилей бережливо сохранила машины своего первого президента: из 25 уцелевших доныне машин Сукарно, шесть – марки Imperial.
Лимузин Imperial достойно поддержал честь марки и всего американского автомобилестроения во время памятного визита английской королевы Елизаветы II в США и Канаду в 1959 году. Дело в том, что в этот раз королева решила не брать в тур свои Rolls-Royce – автомобильные страны как-никак – и роль королевского экипажа во время выездок в Торонто исполнял экзотический лимузин "империал". Для того чтобы подданные могли лицезреть Ее Величество, задняя часть салона машины была исполнена открытой, как на старинном типе кузова "седанка-де-вилль". Елизавете американский автомобиль очень понравился (он и по сей день стоит в канадском музее); чего нельзя было сказать о Mercedes-Benz 600 Pullmann во время ее визита в Германию четыре года спустя. Когда королеву спросили ее мнение насчет этого знаменитого "пульмана", то она, заслуженно похвалив немца за комфорт, не преминула отметить его недостаточную "породистость". С тех пор Елизавете никто больше не отважился предлагать отечественные авто…
"Имперская галерея"
Поскольку снимков для этого периода истории Imperial оказалось до неприличности много, а страница и без того перегружена иллюстрациями, "Имперская галерея" 1957-63 годов экспонирована отдельно. Для ее просмотра кликайте сюда.