3. "Театрал-бродяга" (GM "Scenicruiser" 1954-1956)
Грейхаунд - это не просто междугородний автобус. Это олицетворение всех междугородних автобусов, можно сказать, что это даже романтический символ. На нем люди отправляются в приключения, едут в Нью-Йорк или Лос-Анджелес за славой. Автобус Грейхаунд, отправляющийся от пыльной захолустной станции в Кентукки - это что-то вроде парохода, отплывающего к дальним экзотическим странам... |
некто Аардварк (сказано на одной из Интернет-конференций) |
Бескрайняя равнинная территория Соединенных Штатов, как нельзя лучше подходила для развития наземной транспортной сети. Исторический факт, что именно железная дорога стала тем копьем западной цивилизации, которое пронзило Индейскую Америку, а герои эпохи первичного накопления капитала - железнодорожные магнаты, банкиры и промышленники, оказались воспеты в произведениях американских романистов. В XX веке процесс освоения просторов Запада пошел уже по автомобильным дорогам: они окончательно и бесповоротно связали воедино страну от побережья до побережья.
Вот как в 1946 году советским специалистам приоткрылось междугородное автобусное движение в США:
Там, под сенью звездно-полосатого флага, пассажирская транспортная компания "Пасифик Грейхаунд" (являвшаяся, в свою очередь, частью конгломерата "Грейхаунд Лайнс" (
Greyhound Lines), в который входили еще "Вестерн Грейхаунд", "Канадиэн Грейхаунд" и др. – М.И.) владела почти 5000 машин; все были вагонной компоновки, в том числе около 1000 дизельных, находившихся в более чем 20 суб-фирмах, каждая из которых обслуживала маршрут протяженностью почти 1000 км. Наряду с механической трансмиссией применялись гидравлическая и реже - электрическая. У этих автобусов двигатель располагался сзади и поперек. Чаще других использовались 37-местные машины с комфортабельными креслами. Они преодолевали 1000-километровый маршрут с запланированными остановками за 25 часов, максимальная путевая скорость нередко превышала 100 км/ч. У всех автобусов компании среднесуточный пробег составлял около 320 км, достигая в отдельных случаях 480 км. Движение было так организовано, что на маршрутах около 1000 км за рулем каждой машины сменялись четыре водителя, причем каждый возвращался в пункт отправления через 7 - 8 часов, управляя автобусом своей же фирмы. Плановые ремонты механики компании выполняли после пробега каждой машины, соответственно, 50, 100 и 200 тыс. км, техническое же обслуживание делали гораздо чаще. (О. Курихин "Комфортабельный и быстроходный", "ТМ" №9/2000).Предшественник
"Серебробокий" - GM "Silversides"
образца 1939 года стал настоящим бестселлером
компании. После дебюта на Нью-Йоркской всемирной
ярмарке "Silversides" был запущен в серию: он был
оснащен двухтактной дизельной "шестеркой" и
(революционное решение для того времени)
кондиционером GM Frigidaire. |
Для бесперебойного функционирования этого четко отлаженного механизма требовались и соответствующие уровню транспортные средства - быстрые, комфортабельные, надежные и вместительные. Компания
"Грейхаунд Лайнс", стремясь иметь лучшее из всего существующего, не ограничивалась закупкой машин у какого-либо одного поставщика; но лишь концерн GM, в лице своего автобусно-грузового крыла Truck & Coach Division, удостоился чести считаться ее главным деловым партнером. Специально для "Грейхаунда", начиная с 30-х годов, джи-эмовскими инженерами разрабатывались шоссейные пассажирские лайнера под одноименным названием.Самым известным автобусом подобного класса и поныне считается
Greyhound "Scenicruiser". Вообще-то, "Сценикрюйзер" переводится что-то вроде как "Театральный Лайнер" ("театральный" – это из-за приподнятой части салона, вследствие чего образовалась длинная пассажирская "каюта", внутри которой люди находились, словно в зрительном зале), но я позволил себе вольность интерпретировать это имя несколько иначе. Прототип "Сценикрюйзера" – GX-2 появился еще в 1948 году, приуроченный, как это обычно водится, к очередному детройтскому автопразднеству. К дизайну автобуса приложил руку знаменитый Реймонд Лоуи. В июле 1954 года заводской двор предприятия в Мичигане покинул первый серийный образец; вслед за ним, до июня 56-го, будет построено еще тысяча клонов. Поскольку все они выпускались в одной версии, то, следовательно, поимели и один фирменный индекс - PD-4501 (междугородний, дизельный, 45-местный – это с учетом водительского и запасного кресел).Механическая четырехступенчатая коробка передач Spicer, разумеется, не имела синхронизаторов; процесс включения задней передачи выглядел весьма мудреным: его описание заняло бы не одну строку. К тому же здесь не было топливомера: уровень топлива в баке определяли по щупу. Но в чем нельзя было отказать автобусу, так это в надежности: например, в Германии есть экземпляр 1955 года выпуска, который прошел по дорогам США 6,5 миллиона километров!
Величавый "Театрал" был автобусом крупным, но вовсе не громадным (дабы убедиться в этом, достаточно взглянуть на фото сверху); а его высота всего на 30 см превышала аналогичный показатель одноэтажных "грейхаундов". Второй уровень салона отделяло три ступеньки от "главной палубы", в переходе же размещался туалет для пассажиров. Тонированные стекла, прохлада в салоне и ненавязчивая музыка в динамиках - а ведь это середина 50-х... |
На нижнем уровне, в компании с водителем сидело 10 пассажиров, остальные же 33 располагались в надстройке, которая имела даже собственное лобовое стекло. Багажные отсеки находились под полом, для ручной клади предназначались полки в самом салоне. Среди прочих достоинств машины можно было упомянуть пневматическую подвеску и автоматический кондиционер, обновлявший воздух внутри каждые 40 секунд, что явно было небесполезным во время длительных летних поездок по южным штатам страны.
Фотогалерейка GM "Scenicruiser" 1950-70-х гг - за небольшими отличиями, схема окраски оставалась постоянной. |
Технические данные автобуса
PD-4501 Greyhound "Scenicruiser"Тип кузова |
алюминиевый монококк |
Длина |
12,2 м |
Ширина |
2,44 м |
Высота |
3,4 м |
База |
6,63 м |
Радиус поворота |
13,7 м |
Масса пустого |
13,4 т |
Двигатель |
2 х DDA 4-71 суммарной мощностью 220 л.с. |
КПП |
механическая, 4-скоростная |
Колесная формула | 6 х 2 (привод на центральную ось) |
Шины |
11.00 х 19 |
Емкость бака |
680 л |
Кол-во пассаж. мест |
43 |
Багажное отделение |
9740 л |
Ширина пассаж. двери |
0,66 м |
Всего произведено |
1001 автобус |
В 1970 году 500 уцелевших машин подверглись второй, косметической, модернизации, затронувшей большей частью салон, а спустя еще восемь лет, последний "Театрал" был выведен из состава активного флота "Грейхаунд Лайнс". Часть автобусов была перепродана другим транспортным компаниям. К счастью, немало "Сценикрюйзеров" здравствует и поныне, благодаря усилиям энтузиастов и общественных организаций.
Десант из Старого Света Европейцы тоже пытались отщипнуть свой кусочек "американского пирога" междугородних пассажироперевозок, порой небезуспешно. Но чтобы тебя приняли в чужом доме, желательно соблюдать тамошние правила и традиции, а дабы выделиться из общего ряда, необходимо было стать "круче", но опять-таки, в системе "их" координат. Этим и объясняется появление у хьюстонской транспортной Continental Trailways в 1955 году двухсот с лишним "Серебряных" и "Золотых" "Орлов" производства западногерманской компании "Зетра" - автобусов абсолютно неевропейских по виду и начинке (эк, хитрецы, куда метили - даже увязали названия своих машин с излюбленным штатовским крылатым фетишем). Поражала воображение эксклюзивная Setra "Golden Eagle" ("Супер-Золотой Орел") 1958 года, с сочлененным кузовом, двумя барами в салоне и 275-сильным "роллс-ройсовским" дизелем, вместо обычного MAN в 210 л.с. (снимок сверху). К концу десятилетия европейские транспортники тоже начали обзаводиться своими полутораэтажными "крейсерами". Внизу представлена модель Faun Condor Aero в масштабе 1:43 от фирмы Vector Models. |
Дорогостоящий "Сценикрюйзер" не являлся основной машиной "Грейхаунд Лайнс", основу автобусного парка составляли другие, менее притязательные и более экономичные машины. Его уделом было формирование имиджа компании (тем паче, что вся партия была построена исключительно для нее), потому-то "Театрал" эксплуатировался на самых престижных и дальних линиях. Начиная с середины 60-х, "Грейхаунд", да и остальные американские транспортники, стали постепенно переходить на продукцию других фирм, вроде Trailways' Eagle Manufacturing или канадской MCI (Motor Coach Industries). General Motors же, выпустив в 1980 году свой последний дорожный лайнер, гордо покинул сферу производства междугородних автобусов. Стоит отметить, что застой и другие негативные тенденции внутри гигантского концерна начались задолго до того печального момента: за предшествовавшие тому пять лет, им было произведено всего 230 (!) туристических машин. Финал состоялся в конце 80-х, когда в ходе рационализации-оптимизации производства, GM одним махом избавился от всех своих автобусно-грузовых подразделений.
Рожденный в СССР
Первый и последний настоящий советский междугородний автобус ЗиС-127 (1955 г.). Почему единственный – да потому, что адаптированные под туристические цели ЛаЗ-697Е/М и 699P язык как-то не поворачивается именовать полноценными дорожными лайнерами, а знакомые от рождения "Икарусы" – все-таки были машины венгерские. Тем не менее, имела место еще одна попытка создать "свой Greyhound" – тут подразумевается автобус дальнего следования "Альтерна-4215", который был спроектирован независимой ликинской фирмой в начале 90-х. В отношении конструкции и дизайна ЗиС-127 следовал в духе американских канонов - цельнометаллический несущий кузов с заднерасположенным дизелем, мягкий ход и уют в салоне. Присмотревшись, можно было обнаружить немало общих внешних черт с Scenicruiser и К° – начиная от элементов оформления фасада, заканчивая характерной формы передним боковым окном и гофрированными панелями бортов. Общими размерами и мощностью 6-цилиндрового дизеля (10,2 м длины при 180 л.с.), он, конечно, уступал "грейхаундам": в салоне предусматривались места лишь для 32 пассажиров, да и такие буржуйские излишества вроде сортира с умывальником и кондишена также отсутствовали (у нас как-то в ходу был популярнее вариант "девочки – налево, а мальчики - направо"). Хотя: предсерийный вариант ЗиС-127Э имел пассажировместимость 41 человек, но был забракован из-за чрезмерной длины и неудовлетворительных динамических характеристик. Из 851 построенных с 1955 по 1961 гг. ЗиС-127, на сегодняшний день не сохранилось ни одного. Так "бережно" ценится у нас свое прошлое… |
Ныне автобусной марки "Грейхаунд" уже не существует. Но компания Greyhound продолжает возить людей во все уголки Северной Америки, а "рефрижераторный" дизайн переняли многие американские автобусостроители. В небольшом фирменном музее в городке Уиллс, хранится пять этапных пассажирских машин, в те или иные времена трудившихся на благо компании и ее клиентов. Среди них почетное место занимает "Театральный Лайнер", образца 1956 года, один из той славной плеяды автобусов, которая подняла уровень отрасли на невиданную дотоле высоту.
М. ИКСАНОВ