2. "Аквариум" (GM "Fishbowl" 1959-1977)
В 50-е годы американские автопроизводители процесс кардинального обновления (all-new) производственной линейки, обыкновенно сопровождали каким-либо звучным лозунгом, исполнявшим роль не только девиза, но и своего рода идеологического обоснования очередного "истязания листового металла". В сентябре 59-го клиенты General Motors наконец-то увидели машину, которая призвана была принять эстафету у заслуженного автобусного ветерана 1940 года. И поскольку слоганом новинки был "New Look" - "Новый Взгляд", то в противовес этому предшественник стал зваться "Old Look" ("Старый Взгляд").
Свое неофициальное прозвище – "Fishbowl" ("Аквариум") новичок заслужил из-за значительно возросшей площади остекления: по сравнению с узкими оконцами-амбразурами предшественника "Олд Лук", "Фишбоул", с его огромными боковыми окнами, и прям выглядел аквариумом. Впечатление усиливало сложной формы выпуклое составное лобовое стекло. Внешность машины была свежей и современной, не устарев и полтора десятилетия спустя. Сторонний взгляд отмечал "грейхаундовский" гофр бортов, новомодные наклонные оконные стойки, надолго ставшие фамильной чертой джи-эмовских автобусов, начиная с памятного "Сценикрюйзера", россыпь стильных подфарничков, габаритных огней и всевозможных подсветок. Не был забыт и хит сезона - сдвоенные фары, кои с 1958 года стали чуть ли не обязательным атрибутом всех американских автомобилей.
Страничка из рекламного проспекта "New Look" 1959 года. Стиль "модерн" предполагал линейное формотворчество и обилие стекла, равно как в архитектуре, так и в автопроме... |
В общем, авангарда в облике новой машине было не занимать. Причем настолько, что первое время кое-какие осторожные клиенты обращались на фирму с просьбой сделать внешность машины более привычно-консервативной. Так, в Дэйтоне (штат Огайо), первая партия "фишбоулов" поступила с непрозрачной нижней частью лобового стекла, дабы не эпатировать порядочных граждан и "соответствовать патриархальным устоям общества Среднего Запада".
Собственно суть автобуса осталась неизменной: на пространственную раму клепались листы обшивки из дюраля, а 6-цилиндровый дизельный двигатель Detroit Diesel мощностью 220 л.с. располагался на платформе в задней части кузова. КПП – на большинстве машин - была автоматической, типа Hydra-Matic. Ранние серии автобусов имели некоторые проблемы со структурной прочностью кузова, но вскоре каркас был усилен. Особое внимание уделялось эксплуатационным качествам, надежности и долговечности (миллион километров пробега для "Аквариума" был далеко не предел).
Создатели машины пересмотрели конструкцию пассажирских дверей: в отличие от "Олд Лука", они стали не четырех-, а двустворчатыми. Улучшились эргономические показатели – в отношении ширины прохода в салоне и расстояния между рядами сидений. С целью улучшения обзорности/освещенности, по обеим сторонам кузова, ниже уровня крыши, тянулись тонированные полоски верхнего ряда окон: прежде всего, для тех немногочисленных пассажиров, которые ехали стоя. Между прочим, GM "Fishbowl" стал одним из первых городских автобусов в мире, оснащавшихся системой кондиционирования салона.
В
сравнении с междугородными собратьями "Фишбоул" снабдили более приемистым двигателем и эластичными подвесками, чтобы автобус быстрее разгонялся и "проглатывал" выбоины на асфальте. Если городские версии имели две двери, то пригородные – лишь одну, переднюю. Последние также оснащались небольшими багажными отсеками, и лишились верхнего ряда узеньких оконц. Несколько десятков машин, в порядке эксперимента, были закуплены "Грейхаунд Лайнс" и служили в качестве междугородних лайнеров, но дальше этого дело не пошло.Многоцветье кузовных раскрасок чем-то сродни палитре цветов фюзеляжей самолетов различных авиакомпаний мира. |
Автобус выпускался в двух основных типах исполнения кузова – 35-футовом и 40-футовом:
GMC "New-Look" | 35-футовая версия |
40-футовая версия |
Длина | 10,67 м |
12,2 м |
Ширина | 2,44 м или 2,6 м* |
|
Высота | 3,07 м |
|
База | 5,97 м |
7,24 м |
Радиус поворота | 11,2 м |
12,8 м |
Двигатель | DDA 6V-71** |
DDA 6V-71 или |
Количество мест | 41-45 |
49-53 |
Ширина центр. прохода | 0,5 м или 0,66 м |
|
Кол-во выпущенных машин: | 8603 (из них 512 пригородных) |
30348 (из них 2553 пригородных) |
*Пригородные
версии все имели ширину 2,44 м; городские - 2,44 и 2,6 м. **DDA - Detroit Diesel Allison; 6- или 8-цилиндровый; V-образный (в данном случае угол развала 60°); 71 - объем цилиндра, в куб.дюймах. |
В 1969-74 гг. выпускался "бэби-Фишбоул" – радикально укороченная 29-футовая (8,8 м) версия машины с базой всего 4,11 м, и дизелем GM 478 Toro-Flow II. 510 произведенных машин предназначались тем операторам пассажирского рынка, которые не нуждались в больших машинах, но, тем не менее, хотели бы иметь в своем парке такую известную марку.
О системе обозначений пассажирских машин GM уже шла речь в предыдущей главке. С появлением "фишбоулов" в нее были внесены некоторые дополнения и коррективы. В 1960 году появились пригородные модификации SDM и SDH (S - Suburban). К имеющимся шестицилиндровым двигателям на выбор стали предлагаться и восьмицилиндровые, тоже дизельные; а когда бензиновые агрегаты ушли в прошлое, то отпала нужда и в литерах "D"/"G" (Diesel/Gas) в индексе машины – вместо нее стало указываться число "6"/"8", в зависимости от количества цилиндров дизеля. Буквы "А" или "N" в конце индекса свидетельствовали о наличии кондиционера (в виде небольшой надстроечки на заднике крыши автобуса), либо об отсутствии оного. Первые две цифры в обозначении каждого отдельно взятого экземпляра по-прежнему говорили о его номинальной вместимости (количестве сидений), последние же две являлись номером серии.
Таким образом, например TDH-4516 (ранние машины) означало, что перед нами 45-местный городской автобус с дизельным мотором и гидравлической КПП 16-й серии; или - T8H-5308А (поздние образцы) – опять-таки "горожанин", 8-й серии, о 53 местах, с восьмицилиндровым агрегатом, автомат-коробкой и кондиционером. Просто и понятно. Количество мест зависело от компоновки салона; в большинстве городских "Фишбоулов" имелось 39-41 сидячих мест. Больше получалось лишь при расположении сидений в конфигурации 2+2 по всему салону и без накопительной площадки у второй двери.
Гамма маленьких "Фишбоулов" от фирмы Corgi Toys. |
Увы, покататься на этом автобусе мне так и не довелось; поэтому доверюсь мнению о "Фишбоуле" одного из наших соотечественников – Александра Калиниченко, проживающего ныне в Калгари, хорошо знакомого и с классикой отечественного автобусопрома - ЛиАЗом-677, и с "Фишбоулами", которые еще продолжают эксплуатироваться на городских маршрутах канадского мегаполиса: "Автобус этот, несмотря на немолодой возраст, мне определенно понравился. Плавный ход, движка почти не слышно. Вход только в переднюю дверь, выход - через заднюю. Двери, правда, узковаты. Передние сидения по одному с каждой стороны стоят вдоль движения, образуется площадка; затем, как обычно - попарно поперек. Центральный проход шириной примерно как в ЛиАЗе, может быть, чуть поуже. Общее впечатление - как о машине простой и прочной".
Попутно: насчет общих черт, сближающих американские автобусы с советскими ЛиАЗами и ЛАЗами, и разнящих их с западноевропейскими аналогами. Во-первых, это продолжительность жизни на конвейере и вытекающая отсюда массовость производства. 20-25 лет кряду не выпускается ни один "европеец", столь пожилые модели там пользовать ни один уважающий себя перевозчик не будет. А во-вторых – это консерватизм в облике и аскетизм во внутреннем убранстве: те, кто ездил на штатовских городских автобусах (да и на междугородних тоже), не преминут отметить их скромную, чуть ли не "совковую" начинку, без всяких роскошеств и примочек, свойственных нынешним евробасам. Та же простота на грани с бедностью наблюдалась и в СССР.
Почему так? Если с нами (плановая экономика, отсутствие конкуренции и т.д.) все понятно, то как подобные тенденции объяснить применительно к сытой и явно не испытывающей отсутствие дизайнерских талантов и финансов для их реализации Америке? Полагаю, дело заключается в определенном консерватизме вкусов самих американцев (как пример, можно привести бессменный дизайн тамошних же грузовиков), а также и в финансово-экономической политике автобусных перевозчиков. Именно автобусных, потому что этот вид трансконтинентального транспорта считается в США наиболее доступным и дешевым (в сравнении с главным конкурентом – железной дорогой "АмТрак"). А платить лишние деньги за "навороченную" внешность, ТВ в подголовниках анатомических кресел и унитазный омыв заднего прохода, янки явно не спешат. Муниципалитеты – основные покупатели transit bus’ов, тоже особой щедростью не отличаются; благо, считается, что каждый нормальный американец должен иметь персональные "колеса", а на дотируемом из казны общественном транспорте ездят малоимущие слои населения – и нечего им морду баловать...
Нашему человеку "Фишбоул" мог отложиться в памяти благодаря супербоевику начала 90-х "Скорость" ("Speed"), режиссера Яна де Бонта, с Кину Ривзом, Сандрой Баллок и Денисом Хоппером в главных ролях. Согласно сюжету фильма, заминированный автобус, только что мирно курсировавший в лос-анджелесском пригороде Санта-Моника, теперь не мог остановиться и даже снизить скорость менее определенной отметки, дабы не сработал механизм взрывного устройства. Чтобы пассажиры не увидели тот свет раньше времени, отвязный "Аквариум" славно поездил по улицам, тараня назойливые легковушки, чего в "мирной" жизни ему бы вряд ли бы посчастливилось! А чего стоил один только полет над недостроенным участком хайвэя?! "Скорость" вошел в историю мирового кинематографа как один из первых ультрадинамичных фильмов, в котором все происходит по принципу "нон-стоп", на одном дыхании. Да что его рассказывать, смотрели, уж наверняка, почти все. Кстати, при съемках фильма было использовано 12 идентичных "Фишбоулов".
Целых три послевоенных десятилетия General Motors безоговорочно доминировал не только на рынке легковых автомобилей, но и в автобусном секторе Соединенных Штатов - и не в последнюю очередь, благодаря чрезвычайно удачному "Фишбоулу". Концерн уверенно диктовал "правила игры", равно как для мелких фирм, вроде Checker (нет, это не ошибка - "Чеккер" выпускал не только такси...), Transit или Beaver, так и для крупных производителей - ACF-Brill, Flxible, Fageol-Twin Coach. Автобусы GM вытеснили с рынка такие марки, как White и Mack, и те были вынуждены полностью переключиться на производство грузовиков. "Фишбоул" также явился объектом подражания: достаточно сказать, что параллельно нему, компания Flxible выпускала свой "аквариум", очень схожий с джи-эмовским.
После 1977 года "Фишбоул" до 1983 года массово, и до 86-го очень малыми партиями, продолжал собираться на канадском филиале "Дженерал Моторс" ("канадца" можно было распознать по измененным боковинам кузова и аббревиатуре GMC на передней панели, тогда как "американцы" "подписывались" буквами GM). Канадским транспортным компаниям этот автобус уж очень особенно пришелся по сердцу, чего нельзя было сказать о наследнике "Fishbowl" - RTS (см. ниже). К примеру, что в том же Торонто срок службы 500 оставшихся "Аквариумов" продлен аж до 2010 года!
Всего 35-футовых автобусов произвели: 786 пригородных и 7825 городских в США + 1439 городских (все узкие) и 103 пригородных в Канаде; 40-футовых: 2553 пригородных и 22194 городских в США + 130 пригородных и 7805 городских в Канаде. Таким образом, получается общее количество в 42 тысячи 835 единиц полноразмерных "Фишбоулов" и 510 раннеупомянутых "Бэби-Фишбоулов".
Еще в конце 60-х стратеги концерна стали подумывать о замене машины, с целью этого образовался амбициозный консорциум Transbus, плод кооперации GM, Rohr и Flxible; но затем что-то не заладилось и каждый пошел своим путем...И лишь в 75-м, уже в рамках проекта ADB (Advanced Design Bus), появился "продвинутый" преемник - RTS. Но это - уже совсем другая история.
Почти два десятка лет выпуска без серьезных изменений (а если учитывать еще и канадские итоги, то получается четверть века) – совсем не шутка. 43 тысячи с лишком сошедших с конвейера машин, конечно, значительно уступают масштабам выпуска тех же ЛАЗов (около 300 тысяч экземпляров), но и этот показатель по западным меркам тоже весьма и весьма серьезен. Менялись стиль и эпоха, рок-н-ролл уступил место диско, прошла Вьетнамская война, сменилось пять президентов, дитя успело закончить школу – а "Фишбоул", ставший неотъемлемым атрибутом городского ландшафта, продолжал символизировать собой связь времен в этом быстротечном мире…