Алматинские автобусы

Часть 4. "Турецкий марш"

В начале июня с.г. мне довелось побывать на презентации турецких автобусов марки "Мерседес", произведенных филиалом DaimlerChrysler – компанией "Мерседес-Бенц Тюрк" (МБТ). Две машины - "Коннекто" (Conecto) и "Туризмо" (Tourismo), были пригнаны из Турции в рамках широкомасштабного показа брэнда в нашем регионе. В число избранных, помимо Алматы, попали Астана, Усть-Каменогорск, Караганда, Ашхабад и Ташкент.

Эти автобусы выпускаются ныне на предприятии компании в турецком Аксарае, расположенном неподалеку от Стамбула. На заводе, помимо пассажирских машин, выпускаются грузовики и многоцелевые "Унимоги". Тем не менее, двигатели и элементы ходовой части по-прежнему "немецкие" и идут из Мангейма и Зиндельфингена.

Автобусостроительное подразделение МБТ за полтора десятилетия своего существования добилось впечатляющих успехов, продав почти 16 тысяч машин по всему миру. Основным покупателем, конечно же, является Европа (7487 машин), затем идут арабы (5562 шт.) – до недавнего времени главными клиентами там считались Ирак и Египет, но в связи с войной можно считать первого покупателя утерянным. Важным партнером является Россия, автобусные компании которой приобрели 2218 машин. В Среднеазиатском регионе в лидерах находится Ташкент, купивший в несколько заходов сразу три сотни автобусов.

Алматы же, несмотря на свой широко заявляемый статус финансово-экономического центра, в этом отношении пока ничем похвастать не может – лишь в 1994 году было куплено 35 "Мерседесов" 325-й модели. По Казахстану, в целом, можно отметить большое количество подобных машин в Караганде (правда, подержанных), а совсем недавно нефтяники проспонсировали приобретение тридцати "Коннекто" для Усть-Каменогорска.

На улице, прилегающей к гостинице, где проходило мероприятие, стояли два новеньких автобуса с иноземными номерами – зеленый "горожанин" Conecto C и белоснежный туристический лайнер Tourismo. Согласно прежней буквенно-цифровой классификации, первый из них имел обозначение О345, а второй – О350.

"Коннекто С" – базовая модель. Имеет относительно доступную стоимость, особенно в сравнении с более современной, но и значительно более дорогой моделью Citaro (выпускаемой непосредственно в ФРГ). "Турки" вообще пользуются значительным успехом не только в Восточной Европе или СНГ, но и в самой Германии.
Обращает на себя внимание большое количество внутренних дверных поручней - это служит защитой от выдавливания наружу стекол створок.

Интегральное водительское место может быть исполнено в виде индивидуальной кабинки, а может занимать всю переднюю часть автобуса с персональным входом-выходом. В салоне установлены пластиковые кресла с велюровыми вставками. Несколько удивило, что над задними колесными нишами установлено всего по одному креслу. Впрочем, компоновка сидений может варьироваться по требованию заказчика.
Радиаторы системы охлаждения двигателя и тормозного ретардера вынесены в отдельный боковой отсек в корме машины. Из-за этого пришлось пожертвовать одним сидячим местом.
Пригородная версия "Коннекто U".
Внимание! Чертеж показан не весь - он весит 700 "кило" с лишком
Сочлененный городской автобус высокой вместимости "Коннекто G".

Ну что сказать об этих машинах? Конечно, автобусы не самые ультрамодерновые, но вполне современные, с экологичными двигателями, к тому же (соответствуют стандарту Евро-3). Прочие разные технические подробности можно почерпнуть в табличке и на снимках, но, полагаю, перспективы их продаж у нас довольно туманны – прежде всего, из-за цены. Так, обыкновенный городской автобус "Коннекто С" предлагается по цене в 110 тысяч долларов – сумме совершенно неподъемной для наших вынужденно-приватизированных автобусных парков. Пообщался с представителем компании, поинтересовался: может быть, им все же будет выгоднее заняться вторичным рынком и везти сюда подержанные автобусы, обеспечив их гарантией и техобслуживанием? Ответствовали, что будут думать…

"Туризмо". Верхний снимок сделан автором на презентации, нижний же сосканирован с фирменного проспекта: на нем видно расположение центральной пассажирской двери.
В ожидании гостей.
Мощность турбированного дизеля ОМ457 с интеркулером составляет 422 л.с. Плюс соответствие жестким нормам Евро-3. Рабочее место водителя. Посидев в кресле убедился: обзор оттуда и в самом деле превосходный.
В салоне. Что интересно, кресла, ближайшие к проходу, могут выдвигаться наружу.
Возле ступенек центральной двери имеется WC: без него в дальней поездке никак. Напротив него - универсальный шкаф-пищеблок.
Грузовая "палуба". Слева виднеются ватерклозетные причиндалы. Индивидуальный спальничек для сменного водителя: туда можно попасть непосредственно снаружи, а можно и с лестницы.

Параметры

MB Conecto С

MB Tourismo 15RHD

Тип

Городской автобус

Туристический автобус

Длина х ширина х высота, м

11,86 х 2,5 х 3,08

11,98 х 2,5 х 3,65

Колесная база, м

5,87

6,25

Диаметр поворота, м

21,8

21,3

Двигатель

ОМ 457 hLA Euro III, турбо/интеркулер, 250 л.с.

ОМ 457 hLA Euro III, турбо/интеркулер, 422 л.с.

КПП

Автоматическая ZF-Ecomat, 5-ступенчатая, с ретардером

Механическая, MB GO 190-6, 6-ступенчатая, с ретардером

Емкость бака, л

250

540

Количество мест

27 полумягких сидений

48 эргономичных сидений + 1 сидение для гида

Прочее оборудование

АБС/АСР, автомагнитола Blaupunkt, система оповещения в салоне, дополнительный отопитель Webasto, подогреваемый влагоотделитель, осушитель воздуха тормозной системы.

АБС/АСР, система подъема/спуска кузова, CD-автомагнитола Blaupunkt, система оповещения в салоне, кондиционер Convekta, дополнительный отопитель Webasto, подогреваемый влагоотделитель, осушитель воздуха тормозной системы, внутренняя телефонная связь, видеомагнитофон с двумя мониторами

К сожалению, на презентации было мало непосредственно тех, для кого она, собственно, и предназначалась – руководителей и технических специалистов городских автобусных парков. Все же, организаторам нужно было отработать адресную поддержку мероприятия, разослав приглашения персонально. В остальном, все прошло на высшем уровне – приятная, если не сказать дружеская атмосфера, а на любой вопрос, даже самый каверзный, можно было получить честный и прямой ответ (что так редко происходит в наши дни).

М. ИКСАНОВ
Фото автора и компании DaimlerChrysler
"Мегаполис-За рулем", июнь 2004 г.

вернуться к предыдущей
Hosted by uCoz