Часть 1. Daewoo – это не только легковушки!
Если обернуться назад и припомнить состав автобусного парка эпохи СССР, то можно обнаружить, что практически все эксплуатировавшиеся в городах и на селе пассажирские машины имели исключительно "советское" (точнее, российско-украинское, в лице ЗиСов, ЛиАЗов, ЛАЗов и юрких ПАЗиков), либо венгерское ("Икарус") происхождение. Распад великого государства и разрыв прежних хозяйственных связей привел к тому, что на некогда монопольный автобусный рынок прорвались "чужаки".
В начале 90-х ими стали подержанные автобусы из Европы, преимущественно, из бывшей Восточной Германии, которая активно избавлялась от СЭВовского наследия. За ними последовали турецкие "Мерседесы" и МАНы - машины, хотя и не самые современные, но зато новые от рождения, и ничем не уступавшие 260-м и 280-м "Икарусам", которые считались самыми передовыми на территории бывшего СССР.
Не исключено, что если бы автобусные хозяйства крупных городов и дальше бы находились на государственном балансе, то вскоре на казахстанских проспектах и появились бы ультрасовременные низкопольные "евробасы" да "метролайнеры". Тут, однако, грянула приватизация автобусных парков. Правительство, взяв курс на либерализацию экономики, стало сокращать социальные сектора и те отрасли, от которых трудно было получить много прибыли, а возни с ними было выше крыши. В числе последних, наряду с ветшающим коммунальным хозяйством, оказался и общественный транспорт.
Новые хозяева, как правило, предприниматели средней руки, не могли раскошелиться на долгосрочные капиталовложения. Максимум, что позволяли их финансовые возможности - это приобретение новых ЛиАЗов, машин неплохих, но тоже морально устаревших, опять-таки секонд-хэндовских европейских автобусов (естественно, тоже поколения 70-х) и новой техники из Азии, глубоко вторичной по отношению к западноевропейским брэндам.
Daewoo vs ЛиАЗ
В 2000-2001 гг. руководством 4-го автобусного парка Алматы было приобретено 101 пригородный автобус марки ПАЗ, но, понятное дело, для работы на напряженных городских маршрутах эти небольшие машины не соответствовали по определению. Поэтому, когда упрочилось экономическое положение, было принято решение расширить номенклатуру и количество транспортных средств. Учитывая ограничения местного рынка, с его довольно низкими тарифами, дирекция автопарка решила рассмотреть предложения двух корейских фирм: Hyundai и Daewoo. В конечном итоге предпочтение было отдано Daewoo.
Нельзя сказать, что автобусы made in Korea были совсем незнакомы нашим автобусникам: еще в 1999 году первый и шестой алматинские автобусные парки закупили партию довольно крупных заднемоторных двухдверных Daewoo семейства BS 106. Бело-коричневые машины удивили некоторыми необычными элементами своей конструкции: во первых, место классической двух- или четырехстворчатой двери в центре заняла широкая моноблочная сдвижная дверь (как на некоторых моделях трамваев); и, во-вторых, весьма и весьма скромным количеством посадочных мест внутри - по бокам прохода сиротливо стояли одиночные сиденья.
Предшественник из племени "бело-коричневых" - Daewoo BS 106 спускается по ул. Фурманова. Ниже - новехонький BS 090 - на том же участке дороги. |
Анализируя двухлетний опыт работы 106-й модели, обнаружилось, что у этих машин из-за недостаточной мощности ходовая часть быстрее выходит из строя, поэтому более короткая модель BS 090 обещала быть более приемлемой для усложненных маршрутов, с крутыми подъемами и спусками предгорных алматинских дорог.
Для начала, фирма Daewoo предоставила автопарку один ВS 090 - на испытание. Наряду с ним взяли российский автобус марки ЛиАЗ-5256. Тесты проходили в сложном режиме работы на дороге, ведущей к горному катку "Медео". ЛиАЗ, рассчитанный на эксплуатацию на равнинной местности, на горном серпантине, понятное дело, уступил "корейцу", который обладал более высокой удельной мощностью. Результаты сравнительных испытаний, вкупе с более выгодными финансовыми условиями (за один Daewoo производители запрашивали порядка сорока тысяч $, а ликинцы просили шестьдесят тысяч долларов) и оказали решающее влияние на выбор марки.
И вот, наконец, в мае 2003 года автобусный парк № 4 получил первую партию ВS 090 в составе 28 единиц. Осенью того же года было доставлено еще 37 машин, но уже с некоторыми изменениями.
Акклиматизация
Несмотря на то обстоятельство, что при заказе новых автобусов уже были внесены некоторые доработки в конструкцию, после эксплуатации первых 28 машин появился ряд дополнительных замечаний. Во-первых, сдвижные форточки "во все окно" оказались слишком велики - это привело к тому, что они частенько попросту выдавливались некоторыми особо крепкими пассажирами в толкотне и давках "часа пик", поэтому их заменили на более практичные, меньшего размера, с "глухой" цельной нижней частью. Во-вторых, чтобы облегчить доступ свежего воздуха к водителю, над его местом прорезали дополнительный вентиляционный люк, в придачу к трем более крупным, уже имеющимся в салоне.
Что же до отопления, (наболевшая тема, особенно сейчас, в холодное время года), то, по просьбе руководителей автопарка, фирма-изготовитель установила два дополнительных обогревателя в салоне. Таким образом, на сегодняшний день, все автобусы ВS 090, поступающие в Алматы, имеют три калорифера - результаты налицо, в салоне стало теплее. По настоянию алматинских заказчиков заводчане фирмы Daewoo пневмоподушки подвески заменили на более простые и надежные рессоры и обычные амортизаторы. Конечно, автобусы стали двигаться не так мягко, и внутри стало жестче, зато ощутимо увеличился срок эксплуатации автобуса. Шины, кстати, на 090-м стоят всесезонные.
Еще один показательный момент, касающийся интерьера - оригинальная комплектация корейских автобусов предусматривала внутреннюю обшивку салона из ДСП. Объяснив популярно производителям, что у нас никто нежно не будет протирать убранство влажной тряпочкой, как это делается у них, а попросту зайдут со шлангом и окатят все вокруг (во что дээспэшный салон грозит превратиться через некоторое время - можно и не говорить), корейцы безропотно поменяли ДСП на пластик и внесли необходимые инновации в конструкцию пола, с учетом климатических нюансов места эксплуатации.
Чтобы сесть за руль иноземного автобуса, водители, имеющие определенный стаж работы, прошли специальную подготовку. Инструктаж проводили технари Daewoo, приехавшие для этого в Алматы. Все было сделано ради того, чтобы водители и механики правильно обращались с техникой, и чтобы та, в свою очередь, прослужила намеченный срок без излишних ремонтов и затрат.
Корейцы дали гарантийный срок для BS 090 в 1,5 года или на 100 тыс.км. пробега. Самой слабой стороной машины, определенно, является ее скромная пассажировместимость. Всего 22-24 посадочных места – этого явно маловато, даже сдвоенные сиденья не спасают. Как ни крути, хоть и четверть миллиона легковушек в Алматы зарегистрировано, и две сотни троллейбусов имеется, и даже трамваев - целых два маршрута исправно курсирует, все-таки, подавляющая часть полутора миллионов горожан передвигается именно на автобусах. Тем не менее, в современных условиях (см. начало статьи) привередничать особо не приходится...
Параметры | Daewoo BS 106 |
Daewoo BS 090 |
Год выпуска |
с 1996 г. |
|
Кол-во мест |
29-43 |
24 |
Длина |
10,59 м |
8,99 м |
Ширина |
2,49 м |
2,49 м |
Высота |
3,22 м |
3,22 м |
Двигатель |
Дизель, рядная "шестерка". Два варианта – либо DE 12TiS объемом 11 л и мощностью 290 л.с, либо DE 08TiS - 8 л и 240 л.с. соответственно. |
|
КПП |
5-ступенчатая, механическая |
|
Расход топлива |
28-30 л на 100 км (DE 12 TiS) |
|
Топливный бак |
200 л |
|
Резина |
10.00-20 16PR |
|
Примечания |
2 двери – передняя двустворчатая, центральная – сдвижная, пневмогидравлика. Радиус разворота 8,08 м (BS 106), 7,03 м (BS 090) |