Аллея славы
Поздравляю победителей, приславших верный ответ!
Виктор Агупов | agupov@mail.rcom.ru |
Роман Фролов | fr.roman@phll5.note.com |
Марк | - |
Grigory | - |
Василий Грабарь | Grabar-Wasili@yandex.ru |
Corvus | corvus@samtel.ru |
Александр Абрамов | marselle27@land.ru |
Залп из всех орудий в их честь!!! |
Чуть ниже можно прочитать аннотацию к неизвестной фотографии №3
№ 3/2004
Сгоревшие в горниле войны: Skoda-903 (1941-42)
Во все времена, для любой автомобилестроительной фирмы, военные всегда были желанным заказчиком. И в начале прошлого века, и сейчас в производственной гамме многих компаний имеются армейские модели – грузовики, штабные автомобили, специализированные шасси – как правило, полноприводные, мощные и неприхотливые машины.
Чехословацкая фирма
"Шкода" из города Пльзень (ах, какое там пиво…), образовавшаяся во второй половине XIX веке, как машиностроительное предприятие широкого профиля, не могло пройти мимо такого перспективного продукта, как автомобиль. В 1905 г. началось изготовление тяжелых армейских грузовиков и тягачей "Шкода" с двигателями мощностью 45-90 л.с. и всеми ведущими и управляемыми колесами для австро-венгерской армии - ибо страна тогда входила в состав "лоскутной" империи Габсбургов.Не забыли клиентов в погонах и после обретения страной независимости
, после окончания Первой мировой войны. Тотальная механизация сухопутных войск, начавшаяся в 30-годы, всецело охватила чехословацкую армию, благо, что у нее в ту пору имелась превосходно развитая военная промышленность, способная обеспечить войска всем необходимым – начиная от автоматического стрелкового оружия и заканчивая танками, авиацией, тяжелой артиллерией, а также и собственной броней (напомню, что последний технологический процесс считается наиболее трудоемким, и очень немногие европейские страны смогли осилить его).Чего уже говорить о штабных автомобилях – их армии могли предложить сразу несколько компаний –
"Татра", "Прага", ну и "Шкода", разумеется. Последняя в 1936 году освоила производство штабного автомобиля семейства "903" - довольно крупного и длинного трехосного транспортного средства с хребтовой рамой и ярко выраженным багажником. Открытый кузов имел четыре двери и был рассчитан на 6 человек. Колесная формула - 6х4, а приводила машину в действие рядная бензиновая "шестерка" мощностью 60 л.с., позволявшая развить скорость в 80 км/ч. Несмотря на успешное проведение заводских испытаний в том же году, машина в серию не пошла, и всего было изготовлено 3 экземпляра.В 1938 году состоялся Мюнхенский сговор – в результате чего Чехословакия, брошенная англо-французами на растерзание Гитлеру, утратила Судеты и приграничные территории с оборонительными сооружениями, а главное – волю к сопротивлению... В марте следующего года страна окончательно раскололась на части – Словакия, сохранив независимость, стала союзником Германии, а Чехия была фактически поглощена Рейхом и стала именоваться протекторатом Богемия и Моравия, с наместником, назначаемым из Берлина. Соответственно, вся военная и не только военная промышленность, перешла в полное ведение немецких военных.
Первое время
"новой жизни" "Шкода" продолжала выпускать почти всю гамму своих автомобилей, но вскоре оккупационные власти взяли управление предприятием в свои руки и перестроили его на военный лад. Роскошные автомобили, троллейбусы и автобусы вермахту были совершенно ни к чему, поэтому в производстве осталось несколько моделей грузовиков, штабники-"кюбельвагены", а также с 1942 года к ним присоседился уникальный тягач RSO.С началом войны на Востоке
немецкие стратеги вспомнили об экспериментальном автомобиле четырехлетней давности, и после некоторой доработки было решено дать ему путевку в жизнь. В принципе, командирский автомобиль Skoda-903 остался прежним, разве что отличался от одноименного прототипа более развитой формой крыльевого оперения, мощность двигателя OHV объемом 3,2 л возросла до 75 л.с. при 3300 об/мин, а скорость, соответственно, до 90 км/ч. Тентованный кузов имел габариты 5 x 1,8 x 1,65 м. Прочие технические аспекты конструкции можно углядеть на приведенных выше снимках.В вермахтовской иерархии автомобиль соответствовал, пожалуй, такой машине, как
Mercedes-Benz G4. Бесспорно, цена его была высокой, особенно с учетом того, что при создании Skoda-903 использовались узлы престижного автомобиля Skoda Superb. Окончательный крест на его дальнейшей судьбе поставила программа унификации разномастного автопарка вермахта, согласно которой штабные автомобили отныне создавались на базе средних армейских грузовиков класса Opel Blitz или Steyr-1500.До 1942 года было произведено 42 автомобиля
Skoda-903. Судьба их, равно впрочем как и всей немецкой военной техники, оказалась незавидной, практически все они бесследно исчезли в огненные годы. Просто удивительно, что все таки сохранился один образец, хранящийся ныне в одном из чешских военных музеев. Подозреваю, что этот автомобиль вряд ли покидал территорию Чехии, а то и самого предприятия. Впрочем, снимки раритета и прочие исторические фотозарисовки можно посмотреть здесь.