Путеводная звезда Subaru
(часть 2: Известен во всем мире)
Лучшее - враг
хорошего. В 1987 году пробил час ветерана Leone - ему
на смену пришла
Примерно тогда же Subaru Legacy Station Wagon в стандартной комплектации (правда, в версии для внутреннего японского рынка - с мотором 2.0 twin turbo) установил официальный рекорд скорости для серийных универсалов - 249,981 км/ч. Зачет велся на хайвее в окрестностях Солт-Лейк-Сити при полной лояльности полиции штата Юта.
Почему Subaru использует оппозитные моторы? У "оппозитника" - это когда цилиндры, лежащие по двум сторонам коленвала, "молотят" его по очереди - много достоинств. Во-первых, минимум вибраций - движок уравновешен. Во-вторых, у него не бывает масляного голодания. Поршни всегда в масле (под кольцами, разумеется), все полноценно смазывается с первого же оборота, а значит, минимальны нагрузки при холодных запусках. В-третьих, оппозитник ремонтопригоден: он плоский, все навесное оборудование сверху; очень легкий доступ. Исключительную надежность "оппозитников", в частности для Legacy, специалисты объясняют именно авиационным происхождением. Утверждают, что их до сих пор делают по авиатребованиям, но поскольку адаптация от самолета к автомобилю предусматривает значительное снижение степени сжатия, то двигатель на машине работает чуть ли не вполовину проектной нагрузки. Так это или нет, но факт остается фактом: движки у Subaru великолепны. Правда, они весьма теплонагруженны, а значит, чувствительны к качеству масла и охлаждающей жидкости, но это вряд ли можно считать недостатком - время моторов, способных работать на всем, что ни залей, давно прошло. |
Токийский автосалон 1989 года явил миру очередную новинку от Subaru: спортивный автомобиль SVX класса GT. Это полноприводное спорткупе с высокой степенью остекленения поверхности оснащалось шестицилиндровым оппозитным двигателем объемом 3.3 литра мощностью 250 л.с. Система электронного контроля тяги исключала пробуксовку вне зависимости от состояния дороги. Тормозная система имела программу Hill Holder, которая не давала автомобилю скатываться назад на крутом склоне. Дизайн автомобиля был настолько авангардным, что не устарел до сих пор.
В 1990 году в гамме компании появилось новое имя - Vivio. Чисто городской автомобиль особо малого класса имел двигатель всего лишь 658 куб.см. и оснащался уже прекрасно зарекомендовавшим себя вариатором ECVT. Для гурманов марки был создан специальный вариант, с битурбированным мотором мощностью аж в 102 л.с. (это при сохраненном-то литраже!). Полноприводный супер-Vivio до 100 км/ч разгонялся за 5,4 секунды. На базе этого оголтелого малыша была подготовлена раллийная машина, на которой пилот Колин МакРей с успехом выступал на "Ралли Сафари".
Кстати о спорте. С 1990 года в биографии концерна началась еще одна славная глава - сотрудничество с британской фирмой Prodrive, которая начала готовить автомобили Subaru к международным соревнованиям. И уже в апреле того же года подготовленная по группе "N" Legacy победила в "Ралли Сафари Мальборо". С тех пор и поныне, имя Subaru прочно ассоциируется не просто с автоспортом, а с блистательными победами в самых сложных раллийных и кольцевых чемпионатах.
С 1992 года Subaru предлагает на рынке новинку по имени Impreza, один из самых легендарных и прославленных участием в раллийных соревнованиях автомобилей Достаточно сказать, что в мировом раллийном чемпионате на счету Subaru пять побед в личном и три - в командном зачетах. Полноприводная Impreza с двухлитровым турбированным мотором стала эталоном для подражания у других автопроизводителей.
В 1994 году появился Legacy нового поколения. Вскоре на его базе инженеры компании создали, можно сказать, революционную новинку. Конечно же, это был Outback, открывший собой новый класс автомобилей, легковых спортивных универсалов с возможностями внедорожника. Потом будут и Audi Allroad, и Volvo V70XC, но Outback, по крайней мере в 90-х, оказался первым.
Предыстория его появления была такова. Когда субаровские маркетологи еще только прощупывали почву потребительских пристрастий, не решаясь заявлять этот автомобиль как единственную в своем роде модель для активного отдыха, было решено попробовать сделать для германского рынка небольшую партию Legacy в специальной комплектации для охотников и рыболовов. Называлась машина Subaru Legacy Hubertus. А уже осенью 1994 года в США появилась в продаже пробная партия Subaru Legacy Outback. Автомобиль пользовался спросом, и в апреле следующего года на Нью-Йоркском автосалоне был представлен уже серийный вариант Outback 1996 модельного года.
Преимущества авто подобного типа заключаются в том, что "легковые" внедорожники с несущим кузовом оказываются дешевле в производстве и экономичнее в эксплуатации, а сравнительно низкий центр тяжести позволяет им превосходить привычные джипы в управляемости.
И еще: приведу резюме экспертов российского журнала "Мотор", тестировавших в конце 90-х этот незаурядный автомобиль: "Subaru Legacy Outback - это машина с оптимальным соотношением цены и потребительских свойств. Почти внедорожник за деньги городского комфортабельного универсала. Как всегда, замечательный автомобиль специально для русского бездорожья выпускается за границей, в данном случае - в Японии".
На волне успеха, в 1997 году была разработана модель Forester, еще одна новинка от Subaru, находящаяся вне рамок традиционной автомобильной типологии. Очень сложно классифицировать эту машину. Что это? Настоящий внедорожник? "Паркетник"? УПП - универсал повышенной проходимости? Скорее, Forester - это что-то среднее. И все чаще, если речь идет о перспективных полноприводных универсалах, ссылаются именно на Forester. А это дорогого стоит: относительно небольшая японская фирма сделала "reference car" - автомобиль, на который ориентируются, ссылаются другие производители!
Из последних новинок компании можно назвать ностальгический концепт Subaru HM-01, созданный по мотивам первого автомобиля компании - 360, запущенного в производство в далеком 1958 году. Этот микраш имеет комбинированную силовую установку - передние колеса в движение приводит крохотный бензиновый двигатель объемом 658 куб. см, агрегатированный с вариатором i-CVT, а задние колеса вращает электродвигатель мощностью 5 кВт. А на Детройтском салоне 2002 года был показан пикап Subaru Baja, сконструированный на базе хорошо известного Outback.
Гадкий утенок превратился в лебедя: некогда безвестная марка Subaru теперь знакома каждому автолюбителю планеты - благодаря своим неординарным техническим решениям, подкрепленным безоговорочным уровнем потребительского качества, а также выдающимся спортивным достижениям. В начале XXI века суммарный выпуск автомобилей Subaru приблизился к полумиллиону. Кому-то это покажется мало, однако напомню, что помимо выпуска hi-tech автомобилей, концерн Fuji Heavy Industries занимается и другими видами деятельности: от металлургии и станкостроения - до производства компонентов реактивных лайнеров и космических кораблей.
И, напоследок, пару слов о технологической культуре Subaru, заключающейся в особом подходе к проектированию автомобиля, который заведомо должен обладать высокими техническими показателями и устанавливать новые стандарты для других автопроизводителей. Как никакая другая автомобильная марка в мире, Subaru уделяет повышенное внимание устойчивости и безопасности автомобиля, его поведению на разных скоростях и в экстремальных дорожных условиях. И при этом в компании никогда не копировали других: наоборот, именно конструкторам Subaru принадлежат разработки, применяющиеся теперь во всем мире.
М. ИКСАНОВ
(фотографии из архива автора и компании
Subaru)