Путеводная звезда Subaru

(часть 1:  Долгий путь к совершенству)

Subaru 1000 1966 г.

Очень немногие современные автомобилестроительные компании мира могут похвастаться своим фирменным стилем и верностью когда-то принятым традициям. В их числе заслуженное место по праву занимает марка Subaru - подразделение многопрофильного концерна Fuji Heavy Industries из Страны Восходящего Солнца. Фамильной чертой этих незаурядных автомобилей почти всегда оставались две особенности - полный привод и оппозитная конструкция двигателя. В 2002 году концерну стукнуло ни много, ни мало - а 85 лет; дата весьма круглая, и этому юбилею посвящается наш сегодняшний рассказ.

Изо дня в день, как из вечности в вечность - раз за разом, обыденно и волшебно, - восходит солнце над маленькой страной, и лучи его, озаряя скудную землю, предвещают ей хотя бы одно - прекрасный рассвет...

Эстетику жизни Японии определила природа, монументально суровая: дышащие огнем горы, узкие, иссеченные ветрами террасы, холодное, бурное море. Специфика многовековой, замкнутой островной жизни, способствовала формированию особой, интровертной культуры, ориентированной на собственный опыт, и самобытной системы ценностей, с ее культом абсолютной красоты и совершенства. Помнится, еще в советские времена, в довольно сухом статистическом справочнике "Япония", меня поразила фраза - "ЯПОНЦЫ - НАРОД С ВРОЖДЕННЫМ ЧУВСТВОМ ПРЕКРАСНОГО". Поэтому корни нынешних поразительных успехов Страны Восходящего Солнца, думается, кроются именно в этом.

Однако отвлечемся от лирики. 85 лет тому назад, Япония уже была ведущей промышленной и военной державой в Азии, и ее экономика крепла год от года. Благополучно избежав участия в бойне Первой мировой, она, тем не менее, внимательно приглядывалась к происходящим событиям в мире. Как известно, война, как мало какое другое действо в жизни человечества ускоряет технический прогресс. Сражения 1914-1918 гг. вывели на сцену, помимо всего прочего, еще и авиацию, наглядно продемонстрировав ее возможности и грядущие перспективы.

Nakajima Aircraft в середине 30-хВ 1917 году молодой энтузиаст авиации, инженер Чикухи Накаджима открыл в Накагаме небольшую авиационную исследовательскую лабораторию, которая к началу 30-х превратилась в авиастроительную компанию Nakajima Aircraft. В донельзя милитаризованной экономике императорской Японии главным клиентом авиастроителей были военные, поэтому неудивительно, что когда пробил час, продукция Nakajima Aircraft с успехом повоевала в Тихоокеанской войне - Пирл-Харбор, Мидуэй, Гуадалканал, Соломоновы острова, Филиппины и Окинава надолго запомнили серебристые самолеты с красными кругами на крыльях.

А потом наступил крах - Япония оказалась поверженной и после второй мировой войны американские оккупационные власти применили к Nakajima все антимонопольные и прочие запретительные законы, чтобы по максимуму наказать производителя техники, создавшей союзникам немало проблем в боевых действиях на Тихом океане. Концерн, переименованный в Fuji Sangye Ltd, был расчленен на несколько сравнительно небольших фирм, часть которых ушла в небытие. Однако наиболее дальновидные руководители понимали, что в полукустарных условиях не сделаешь первоклассную продукцию. Посему, вскоре пять наиболее жизнеспособных "дочек" (позднее к ним добавилась шестая) объединились в концерн Fuji Heavy Industries (FHI) со штаб-квартирой в Хиросиме. Случилось все это в 1953 году.

незамысловатый скутер Rabbit (1947 г.) был первым неавиационным изделием фирмыЯпония 50-х была очень бедной страной, только-только встававшей на ноги после потрясений военных лет. Массовой автомобилизации населения в ближайшей перспективе и не предвиделось. Соответственно, основу продукции Fuji Heavy Industries составили мотороллеры, автобусные кузова и небольшие автомобильные двигатели. В то время на улицах японских городов самым популярным видом транспорта были велосипеды и велорикши. Для машиностроения не хватало всего - топлива, металла, резины... Чтобы поставить преграду импорту зарубежных автомобилей и стимулировать собственную промышленность, правительство страны приняло закон, по которому практически не облагались налогами легковые машины, имевшие длину до 360 см и расходующие менее 3,4 литра бензина на 100 километров пути.

Subaru 360 1958 г.Первой японской фирмой, выпустившей такую модель, стало автомобильное отделение FHI, получившее название Subaru. Маленькая, длиной всего 3 метра машина серии 360 снабжалась двухцилиндровым двухтактным двигателем с воздушным охлаждением рабочим объемом 358 "кубиков" и мощностью 16 л.с. Располагался двигатель сзади, 3-ступенчатая коробка передач была полностью синхронизированной. Автомобильчик по тем временам выглядел весьма стильно. Его ровесниками были итальянский Fiat 600, германский VW Beetle и советский "горбатый" "Запорожец".

Происхождение имени Subaru

Первый президент корпорации, Кенджи Кита, имел свое собственное мнение относительно автомобилей: "Если вы хотите делать автомобили, делайте совершенные автомобили. Японский автомобиль должен иметь японское имя". В 1954 г., когда концерном FHI был создан первый прототип пассажирского автомобиля - Р-1, Кита объявил конкурс на название для него. Но ни одно из предложений не было привлекательным. В конце концов, президент сам дал автомобилю прекрасное японское имя, которое нравилось ему самому - Subaru.

Субару - название скопления звезд в созвездии Тельца. Невооруженному глазу видно шесть звезд, но при помощи телескопа вы увидите около 250 голубоватых мерцающих звездочек. На западе эти звезды называют созвездием Плеяд, в Китае - Мао, а в Японии - Субару. По-японски это означает "управлять", "собирать вместе". Второе японское название этого скопления звезд - Mitsuraboshi (или "Шесть звезд"). Это одно из самых любимых японцами скоплений звезд с древних времен. Кстати, концерн FHI первоначально возник путем слияния шести компаний в одну. Так что имя Subaru напоминает еще и об этом.

Поначалу продажи Subaru 360 были довольно низкими: в 1959 году удалось сбыть всего 604 машины. Но уже через два года этот показатель возрос до 22.319 штук, и Subaru стала ведущим производителем автомобилей подобного класса в стране. В 1960 году, параллельно с 360-кубовой моделью, начинается выпуск серии 450 (в Японии она носила название Maja), снабженной двигателем рабочим объемом 423 куб. см и мощностью 23 л.с. Машина также слегка прибавила в длине.

Subaru 450 1961 г.Успехи на внутреннем рынке подтолкнули руководство Fuji Heavy Industries к попытке организовать экспорт своей продукции. Однако здесь концерн (впрочем, как и другие японские фирмы) подстерегал полный провал. Ни европейцы, ни тем более американцы, ездившие в те годы на "сухопутных дредноутах", не хотели приобретать микроавтомобили из неведомой дальневосточной страны. Причин тому насчитывалось несколько: сильная конкуренция со стороны местных производителей на Европейском континенте; низкое качество машин (не удивляйтесь, было у японцев и такое); отсутствие дилерской сети, обеспечивающей быстрый ремонт; наконец, довольно высокая (из-за транспортных расходов) цена, достигавшая в Соединенных Штатах 1200-1300 долларов.

В 60-е годы 360-я модель продолжала непрерывно совершенствоваться: в 1961-м мощность мотора выросла до 18 л.с., а скорость - до 90 км/ч; еще через три года дебютировала версия 360 DeLuxe/Custom с 20-сильным двигателем, которую в 1969-м сменил Subaru 360 нового поколения, известный как R-2, с мотором в 25 "лошадок". Одновременно началось производство самой заряженной модификации "народного" Subaru - Sport 360, развивавшей, благодаря мощности в 36 л.с., скорость порядка 120 км/ч. Вместе с этим повышалось качество изготовления машин марки (как и вообще у всех японских автопроизводителей, к середине 70-х обогнавших по этому показателю не только американские марки, и сровнявшихся с западногерманскими).

Subaru R-2 1970 г. Subaru Rex 550 1978 г.

В июле 1972 года на смену Subaru R-2 пришла модель Rex с двухцилиндровым 356-кубовым мотором, имевшим водяное охлаждение. В октябре 1973-го два такта уступили место четырем, благодаря чему двигатель стал менее шумным. Еще через 4 года его рабочий объем возрос до 544 куб. см, а мощность - до 31 л.с. В августе 1981 года состоялась премьера Rex второго поколения (3- и 5-дверный хэтчбеки с передним приводом). На Токийском автосалоне 1983 года семейство было дополнено полноприводной версией Rex 4WD.

Subaru FF 1970 г.В 1965 году производственную программу фирмы пополнила абсолютно новая модель 1000, ставшая первой в Японии серийной машиной с передними ведущими колесами. Помимо этого в ее конструкции имелся ряд других нововведений, в частности, 4-цилиндровый оппозитный мотор из легких сплавов (при объеме в 977 куб.см его мощность составляла 55 л.с.) и независимая торсионная подвеска передних колес (на поперечных рычагах). Несущий кузов оснащался дополнительной рамой для крепления силового агрегата, снижавшей вибрацию, передаваемую на кузов от работающего двигателя.

В 1969-м машина с литровым двигателем подверглась модернизации, после чего получила обозначение FF. Увеличился рабочий объем мотора, благодаря чему мощность возросла до 62 л.с. в дорожной версии и до 77 - в спортивной плюс небольшой "ретуши" подвергся передок автомобиля. Именно с этой модели, получившей в дальнейшем название Leone, началось успешное наступление хиросимской фирмы на зарубежные рынки. В июле 1972 года Subaru запустила в производство две модели - переднеприводный Leone 1400 FD и полноприводный Leone 1400 4WD. Это событие стало знаменательной вехой в истории марки.

Subaru Leone Sedan 1972 г. Subaru Leone Coupe 1972 г.

Машина со всеми ведущими колесами вызвала огромный интерес со стороны специалистов и потенциальных покупателей. Отключаемый привод на задние колеса вводился в действие при плохих дорожных условиях (гололед, горная дорога с большим количеством поворотов и т.п.). При этом Leone 1400 4WD отнюдь не был классическим внедорожником, а представлял собой нормальный автомобиль для повседневной эксплуатации.

После того, как в 1974 году Leone показали за пределами Японии, начался настоящий бум продаж. За два года было продано 100.000 Leone, из которых 30.000 ушли в Штаты. Именно с этого времени легковые автомобили со всеми ведущими колесами стали специализацией Subaru.

Subaru Leone Grand Am 1978 г.

Производство автомобилей устойчиво шло в гору. В 1979 году было выпущено 150.000 автомобилей, в 1980 - 202.000. После 15 лет устойчивого роста, к середине 80-х ежегодный уровень производства Subaru приблизился к отметке 250.000 автомобилей, из которых 53% уходили на экспорт. Компании удалось добиться безоговорочного признания на американском рынке, и США стали главным импортером марки: доля Америки составила 58,1%!

Subaru 360 Pickup 1969 г. Subaru Brat 1986 г.

А тем временем расширялась гамма кузовов Leone, и в дополнение к седану появился универсал, купе и даже пикап по имени Brat. Прекрасно отработанная на Leone компоновка, подвеска и трансмиссионная схема так и остались недостижимыми для остальных фирм козырями.

Осенью 1984 года в продажу поступает версия Leone - модель 1800 4WD с абсолютно новым обликом и 90-сильным двигателем. Покупателю предлагались три типа кузова - седан и пятидверный универсал в нормальной (Station) и "люксовой" (Super Station) комплектации. Клиновидная передняя часть со встроенным спойлером и узкими прямоугольными фарами обеспечивала машинам со значительным дорожным просветом (180-190 мм) весьма приличные аэродинамические показатели. Коэффициент аэродинамического сопротивления равнялся 0,35, что было наилучшим показателем для серийных машин того времени.

Subaru 1800 Station Wagon 1985 г. Subaru 1800 Coupe 4WD 1985 г.
Subaru Leone 1987 г.
Subaru Rex 1987 г. Subaru Justy ECVT 1987 г.

Subaru Libero 1988 г.В восьмидесятых годах Subaru имела в своей гамме автомобили нескольких серий: полностью обновленный Rex, новый, чуть более крупный по размеру, Justy, флагманский Leone/1800 и весьма оригинальный микроавтобус Domingo/Libero, естественно тоже с полным приводом. С 1982 года двигатели компании стали оснащаться турбонаддувом. В 1984 году полноприводный Justy получил управляемый электроникой клиноременный вариатор ECVT. Немного подзабытый производителями, особенно после неудачных попыток Volvo, управляемый электроникой вариатор Subaru, да еще и на полноприводном автомобиле, в очередной раз ошеломил конкурентов. Тем более, что японцы победили главный недостаток вариатора - недолговечность.

Subaru Leone 1988 г.

Особняком находился люксовый спортивный автомобиль XT Turbo, формально относившийся к 1800-й серии, но, тем не менее, внешне кардинально отличавшийся от своих собратьев. Оснащавшийся 135-сильным двигателем с турбонаддувом, он имел электропневматическую подвеску, позволявшую менять клиренс, а его Сх был всего 0,29! У себя на родине в Японии ХТ продавался под маркой Alcyone.

Subaru XT 1800 Turbo 1987 г.

читать дальше

Hosted by uCoz