Хозяин дорог

"Частичка Англии" в нашем городе

Очень немногие транспортные средства в мире могут похвастаться тем, что являются символом родного города. Желтые кэбы Нью-Йорка, разноцветные трамвайчики Сан-Франциско, ну и, разумеется, лондонские двухэтажные автобусы. Эти "даблдеккеры" (дословно - "двухпалубники") считаются чуть ли не визитной карточкой столицы Туманного Альбиона, наряду с Вестминстером, Биг-Беном и Тауэрским мостом. И вот, совсем недавно, один из двухпалубников оказался и в Алматы. Зарубежная табачная компания, в рамках проводимой ею масштабной PR-акции, привезла в Семиречье искомый автобус и пару лондонских же такси.

В нашем городе, разумеется, бегает некоторое количество авторедкостей, вроде того же BMW Z1 или последнего сверхдорогого Maybach, доставленного для супруги президента, но вот подобной экзотики еще не было. Пройти мимо такого чуда автотехники было никак нельзя. Пригожим октябрьским деньком, вооружившись верным "Никоном", мы с моим знакомым Игорем Вопиловым поехали на встречу с "англичанином".

Представитель иного времени, мира, другой конструкторской школы.

Итак, знакомьтесь - Routemaster 1965 года выпуска, сконструированный и изготовленный уже не существующей фирмой London Transport Works в тесном сотрудничестве с небезызвестной AEC (кое-что об этой марке можно почитать здесь). Routemaster, что в переводе значит "Хозяин дорог", был создан специально для Лондона с его довольно-таки тесными улицами и крутыми изломами перекрестков; поэтому длина машины имела жесткий лимит. Длина базовой версии RM (которая и представлена на этих снимках) составляла всего 8,38 метра, при ширине 2,44 и высоте 4,38 метра.

В салон можно попасть только сзади - через открытую площадку, на которой обычно и стоит кондуктор.

Неудивительно, что к водителям этих машин предъявлялись повышенные требовании в искусстве вождения - ведь как ни распределяй массу, центр тяжести лондонских "даблдеккеров" расположен высоко (особенно при полной загрузке), и рулевой должен был быть предельно аккуратным и внимательным при исполнении дорожных маневров. При своих скромных габаритах людская вместимость "Хозяина дорог" впечатляет: 64 сидячих места (28 внизу и 36 вверху); пассажиров "стоя", особенно на "верхней палубе", де-факто не предусматривается.

По винтовой лестнице поднимемся вверх, попутно отметив интересный моментик в "прихожей" - тарифную сетку: оплата в английских автобусах зависит от расстояния поездки. Лондон разделен на 6 транспортных зон, расположенных в виде концентрических кругов. Чем больше зон вы пересекаете, тем выше плата за проезд. Билет на одну короткую поездку стоит 70 пенсов (1 фунт в центральной зоне).
На "верхней палубе". Центральный проход нельзя назвать широким, да и сами сиденья не слишком просторны, а вот расстояние между сиденьями одного ряда более чем достаточное для того, чтобы человек, даже высокого роста, не упирался коленями в спинку спереди (не сравнить с "прокрустовыми ложами" корейских Daewoo и Hyundai, заполонившими последнее время городские улицы). Высота между полом и потолком где-то около 170 см: второй этаж предназначен только для сидячих, горизонтальные поручни отсутствуют по идее!
Несмотря на ощутимую   крутизну, спускаться по изогнутой лестнице удобно: по обеим сторонам имеются поручни, да и сами ступени широкие. В углу установлено зеркало - чтобы кондуктор снизу мог контролировать число "верхних" пассажиров.
На первом этаже. Тут уже можно стоять в полный рост, не сгибаясь. На передней панели, в центре, расположен регулятор печки. Позабавило, как открываются форточки - при помощи вращающегося маховичка, верхняя фрамуга неспешно опускается вниз.

Вообще, для времени своего появления на свет - середины 50-х гг., с учетом традиционного консерватизма британцев, Routemaster считался машиной передовой во всех отношениях: несущий облегченный кузов с алюминиевыми панелями обшивки; независимая передняя подвеска, гидравлические тормоза, усилитель руля и автоматическая КПП (последние два новшества были особенно приятны водителям этих машин).

Правый борт Routemaster'a с промо-слоганом. Его собратья, курсирующие по улицам и площадям Лондона, тоже обильно изукрашены всяческой рекламой. Интересно, что сделают с автобусом его владельцы после окончания пиаровской кампании?
Сдвижная дверь ведет в чрево водительской кабинки. Внутри довольно тесно, но обзор просто превосходный. Интерьер аскетичен: на приборной доске имеется единственный кругляш спидометра; под рулем "лежит" рычаг АКПП, тумблер "пускача" - сверху над левым плечом. Все прочно и основательно, хотя и несколько грубо.
Вид на шоферское место со стороны капота. Смещенная вбок от двигателя водительская кабина - старая и чисто английская конструкторская примочка.

Под капотом, слева от водителя, размещался 9,6-литровый бензиновый агрегат AEC AV 590, который в 60-х был заменен более совершенным дизелем Leyland O600 рабочим объемом 9,8 литра и мощностью в 115 л.с. Привод, конечно же, задний. Вес автобуса в состоянии "нетто" был 7 тонн "с хвостиком", в полном же грузу он превышал 11 тонн.

Открыв капот, можно обнаружить рядную дизельную "шестерку" от Leyland, явно неслабых размеров. Мой коллега, как старый "автобусник", тут же принялся замерять уровень масла, сразу же отметив удобство доступа к масляному щупу.
Под днищем: элементы передней пружинно-рычажной подвески и поддон двигателя. Сделано на века.

Всего же, с 1956 года по 1968-й было произведено 2876 Routemaster'ов различных модификаций; основными из которых были версии RM (2120 выпущенных машин), RML - удлиненная модель, ставшая стандартной с 1965-го (524 единицы) и RMC, оснащенная пассажирскими дверьми и обладавшая несколько иным дизайном передка (68 экземпляров).

Посреди радиаторной облицовки машины, в синем треугольничке стоит тавро изготовителя - London Transport. Лучик света давно уже угасшей звезды...
Удлиненный на 0,61 метра вариант RML - "врезку" посреди салона хорошо видно по дополнительному узкому окну. Пассажировместимость увеличилась до 72 человек.

По состоянию на май 2000 года в Соединенном Королевстве на ходу было около 900 Routemaster'ов всех версий. Конечно, кузова автобусов уже не раз ремонтировались, но запас прочности, заложенный создателями в свои детища при изготовлении, позволяет им и сегодня беспрепятственно перевозить пассажиров по лондонским улицам.

Немало "Хозяев дорог" в разном качестве и ипостаси очутилось и за пределами Великобритании - ведь английский двухэтажник обрел почитателей во всем мире. И не стоит удивляться: машина-то действительно замечательная, со своим "лицом", своеобразным стилем и начинкой, не то что нынешние футуристические "параллепипеды" с тонированными стеклами...

М. ИКСАНОВ

Серия RMC, помимо двойных фар и пассажирских дверей, имела заднюю пневматическую подвеску и отличалась повышенным комфортом.
Hosted by uCoz