Человек и автомобиль: блики XX века
Вот уже подошел к середине второй год третьего тысячелетия, а психологически до сих пор как-то непривычно думать о XX веке - как прошлом. Все важное, памятное и значимое в новейшей истории, осталось там. Без сомнения - это было самое яркое столетие в истории человечества, а темпы технического прогресса так и вовсе не имели себе равных. Очень многие события минувшего века невозможно представить без участия в них автомобиля. Намедни порылся в собственном фотоархиве и обнаружил ряд примечательных, и в то же время малоизвестных или забавных снимков, которые сегодня решил представить вам со своими комментариями.
Машина же весьма недурна собой - эксклюзивный штабной Mercedes Benz G4. Трехосный дедушка современных "Гелендвагенов"оснащался 115-сильным двигателем, позаимствованным со спортивного Mercedes 540K, хоть и без компрессора, но зато с большим ресурсом и крутящим моментом. Большинство шестиколесных G4 имели привод на две задних оси, хотя попадались и "полностью" полноприводные версии 6 х 6. Из 57 построенных внедорожников к сегодняшнему дню сохранились единицы, а стоимость их просто астрономическая.
Один интересный момент для желающих сбросить вес. Когда летом 1945 года рейхсмаршал оказался в Нюрнберге, то весил почти 120 кг. К тому же он был наркоманом, "подсевшим" на паракодеин. Благодаря тюремным условиям, к началу процесса Геринг превратился в абсолютно здорового человека. Он "соскочил" с таблеток, а также похудел до 80 килограммов.
3. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.
Н-да, вот если бы автопарк нашего города
состоял исключительно из таратаек такого вида и
размера, то проблем с парковкой было бы
значительно меньше. А если серьезно, это тоже
отголосок минувшей войны, ведь разработчиком
данной мотоколяски Kabinenroller 1958 года был некто
Вилли Мессершмитт, автор знаменитых
истребителей Me-109 и Me-110, а также первого
реактивного перехватчика Me-262. Кстати, обратите
внимание на то, как на машинке открывается
"кокпит" - совсем по-самолетному.
В послевоенной Западной Германии, талантливому конструктору заниматься авиацией возможности не было, посему Мессершмитт переключился на создание трех- и четырехколесных микромалолитражек. Несмотря на свои детские размеры, наземные "мессеры" отличались завидной резвостью - 90, 100 и даже 130 км/ч. Увы - спрос они имели довольно скромный: зажиточным бюргерам, понятно, ездить на них было несерьезно, а небогатые немцы предпочитали хоть и старые, но все-таки "нормальные" полноразмерные машины. И никакая реклама, расписывающая несомненные достоинства мотоколясок, не могла их убедить в обратном.
Джек и Джеки счастливо улыбаются друг другу... Спустя три года, в роковой ноябрьский день в Далласе, на другой открытой машине, но тоже "Линкольне", модели Continental 1962 года, Джон Кеннеди погибнет от пуль снайпера (снайперов?); Жаклин позже выйдет замуж за греческого "танкерного короля" Аристотеля Онассиса; переживет второго мужа и скончается от рака в середине 90-х.
Тогда же, известный американский режиссер Оливер Стоун снял фильм "JFK", в центре сюжетной линии которого было расследование обстоятельств и причин далласской трагедии. Главного персонажа - окружного прокурора Джима Гаррисона, своего рода Дон Кихота Америки 60-х, исполнил Кевин Костнер. Фильм длинный и непростой, но захватывает, особенно впечатляет обвинительная речь Гаррисона на суде в режиме реального времени. Очень рекомендую.
5. В безмятежную пору "детройтского барокко" наиглавнейшей заботой американских автомобильных конструкторов было создание всевозможных модных приспособлений, улучшавших зрительное восприятие машины и повышавших салонный комфорт. Так было и с роскошным Ford Galaxy Starliner 1959 года, единственном в мире имевшем жесткую крышу, самостоятельно убирающуюся в багажник. Как говорится, "легким движением руки, брюки превращаются в шорты..."
В общем-то реализация подобной полезной идеи соединения комфорта кабриолета с практичностью седана была не нова. Еще в 1934 году это попытались сделать французы на двухдверном Peugeot Eclipse, где металлический верх, по желанию владельца, мог вручную складываться в багажник. В конце 50-х это повторили фордовцы, а еще спустя сорок лет - немцы, на своем Mercedes SLK.
6-8. Несмотря на то, что традиционная компоновка машины вроде бы уже устаканилась к началу Первой мировой; год от года, и не раз, появлялись экземпляры, как бы призванные собой опровергнуть классические каноны. В семидесятые, право называться самой экстравагантной машиной мира, принадлежало суперкару Six от небольшой, но вполне известной в своих кругах английской фирмы Panther, выпускавшей репликары и мелкосерийные люксовые авто с одноименным названием.
Новейший спортивный Panther Six предстал взору ошарашенной публики в Лондоне в октябре 1977 года. Относительно короткий (4,88 м), но весьма широкий (2,03 м) автомобиль имел шесть (!) колес при двух (!!) передних управляемых осях. Восьмилитровый кадиллаковский V8 комплектовался двумя турбокомпрессорами, и находился в кормовой части кузова. Его мощности аж в 600 "лошадей" было предостаточно, чтобы пулей разогнать машину весом в 1,3 т до 320 км/ч. Владельцам Ferrari только и оставалось, что глотать пыль сзади.
9. ...Прекрасны вы и ваш пиджак,
Но всех затмит ваш
"Кадиллак"
Всякой культуре, и автомобильной в том числе,
свойственно порождать не только шедевры, но и
извращения. Любуйтесь, завидуйте - супер-стретч
лимузин на базе Cadillac Eldorado, восемь осей и,
соответственно, 16 колес;
телевизоры-бары-холодильники в салоне и
спутниковая "тарелка" на крыше. В довершение
ко всему - мини-бассейн в багажнике. ТАКОЕ в
советские времена обычно демонстрировалось в
рубрике "Гримасы капитализма".
11-12. Вторая половина XX века открыла новую важнейшую составляющую рекламы продаваемого товара - привлекательную юную особу, желательно прикрытую лишь слегка. Сексапильным красоткам доверено рекламировать все что угодно, включая смазочные масла и колесные диски для автомобилей. Верхний и нижний снимки разделяют без малого сорок лет; блондиночка в зеленом купальнике, судя по всему, исполняет роль Афродиты (древнегреческой богини красоты), только что рожденной в "пене морской" из раковины - это рекламный плакат эпохи 50-х нефтяной корпорации Shell (ее эмблемой является стилизованное изображение морской раковины). На нижнем фото, озорная брюнетка в непринужденной позе предлагает приобрести легкосплавные колесные диски для вашего авто - это уже, как вы догадались, наше время.
М. ИКСАНОВ
(журнал "АвтоПарк", июль 2002)