Ради вящей достоверности происходящего, для съемок фильмов, действие которых разворачивается в будущем, сценаристы и режиссеры стремятся задействовать разнообразную ездящую, летающую и плавающую чудо-технику, призванную поразить искушенное воображение зрителя. Немаловажная роль отводится автомобилям – этим непременным спутникам современного человека – и, надо полагать, человека дня завтрашнего.
Перечислю навскидку лишь некоторые
мувиз, в коих были задействованы "автомобили,
которых никогда не было":
– все "Бэтмены" – с первого по четвертый
(собственно, "мышемобиль", разумеется);
– "Вспомнить все" (угловатые и юркие
марсианские кары);
– "Чужие" (приплюснутый десантный БТР
команды штурмана Рипли);
– "Солдат" (тяжеловооруженный колесный
модуль);
– "Флинстоуны" (палеомобили с ножным
разбегом и торможением – причем, в прямом смысле:
пятками по земле);
– "Лига выдающихся джентльменов",
наконец (трехосный безымянный ретро-автомобиль с
бесконечно-длинным капотом). Околовсяческий
автотюнинг, навроде всеядного хрономобиля "Де
Лориана" из трилогии "Назад в будущее",
летающего "Ситроена DS" Фантомаса или
бондовских "Астон-Мартинов" с выдвижными
пулеметами, даже и не имею в виду. А вот с
некоторыми из вышеупомянутых средств
передвижения познакомимся поближе.
Пожалуй,
первым фильмом, в котором были использованы
самые настоящие заводские автомобильные
разработки, стал "Разрушитель" 1997 года, с
Сильвестром Сталлоне, Уэсли Снайпсом, Сандрой
Баллок и концепт-карами концерна GM в главных ролях. Место действия –
Сан-Анджелес (угадайте – что за это город), год -
2032-й, и на улицах все те же "Шевроле",
"Понтиаки", "Кадиллаки"… |
"Автомобиль" семейки Флинстоунов. |
Планетарный бронетранспортер M 577 APC (Armored Personnel Car) команды военного звездолета из фильма "Чужие" (Aliens). Скоростная, приземистая машина, полноприводная и со всеми четырьмя армированными и управляемыми колесами, хорошо вооруженная и просторная внутри - что еще надо космическим десантникам? Но никак не отделаться от ощущения, что она чем-то напоминает бронедрезину времен гражданской войны... |
Моделька M 577 APC с фигуркой Чужого рядом. Вход вовнутрь осуществляется через сдвижную дверь на правом борту машины. |
В одном из эпизодов "Чужих", где действие разворачивается на планете, которую так некстати стала осваивать корпорация "Вейланд-Ютани", в кадре несколько раз "засветился" вот этот разлапистый планетоход (см. коллаж справа). 8х8, с регулируемым клиренсом и, судя по всему, с индивидуальным моторчиком для каждого колеса. Кабина водителя расположена в передней левой части кузова, и сзади имеет проход в чрево машины - там имеется небольшой пассажирский отсек. |
Еще
один монстр, появившийся на свет благодаря
боевику "Солдат" (2000 г.). Между прочим, Курт
Рассел, снявшийся в оном, произнес за весь фильм
не более трех с лишним десятков слов (!), хотя роль
у него действительно впечатляет... Машины же эти
(в количестве 2-х штук) являли собой армейские
броневички; судя по виду колес и короткой базе,
они были изготовлены на шасси небольших – 75-100
тонных карьерных самосвалов (списанных, полагаю).
|
Автомобиль завзятого техномага капитана Немо из "Лиги выдающихся джентльменов" отличался завидной верткостью, несмотря на свою чуть ли не лимузинную длину. |
"Бэтмобили" – овеществленная фантазия, возведенная фанами чуть ли не в культ. Самым первым автомобилем ушасто-крылатого супермена стал слегка задекорированный концепт "Линкольн Футура" конца 50-х гг., затем появилась вторая, самая известная модель, которую можно было лицезреть в двух первых фильмах, срежиссированных Тимом Бертоном. Авторами машины являлись ответственный за спецэффекты Джон Эванс и дизайнер Энтон Фюрст. |
|
Согласно спецификации, "мышемобиль" может развить скорость "до сотни" за пять секунд, в то время как его максимальная скорость составляет более трехсот километров в час. В качестве движителя использована турбореактивная турбина, совсем как на реальных рекордных автомобилях, которые периодически вздымают облака соли на высохших озерах (даже внешность "мышемобиля" чем-то родственна с ними). "Бэтмобиль" снабжен поляризованными стеклами, самовосстанавливающимися шинами, пуленепробиваемым корпусом и разнообразным оружейным арсеналом. В случае опасности, уязвимые места автомобиля – кабину, воздухозаборник турбины, колеса, скрывает глухой телескопический бронекокон. Подобно ящерице, машина способна мгновенно избавляться от ненужных частей своего корпуса, или же, при помощи гарпуна, нестись по стенке вертикально вверх... |
Как происходит
трансформация "Бэтмобиля" (режим
"бэтрокет")? |
1. Сперва надобно сузить ширину собственно кабины. Из крыши вылетает центральный сегмент... | |
2. ... и боковые половинки кокпита тут же сдвигаются. Тридцать сантиметров уже выиграли. | |
3. Теперь настал черед крыльев. Передние уже распрощались с материнской машиной; в следующее мгновение будут отстрелены и задние. | |
4. А колеса?! Что с ними-то делать? | |
5. Спокойствие, только спокойствие... Переднее правое колесо вдвигается вовнутрь-вперед... |
|
6. ... а переднее левое - вовнутрь-назад. Такую же трансформацию претерпевает задняя ось. На фото виден механизм, ответственный за эту процедуру. | |
7. И - вуаля! Верблюд проскальзывает через игольное ушко, хотя и не без труда. |
Пристально вглядываясь в снимки "боевого коня" Бэтмена, выставленного на обзор публике на автошоу в Сан-Франциско в 2002 году, нельзя не восхититься той масштабной работой, которую проделали его создатели. Если не отдавать себе отчета, что это все-таки бутафорский автомобиль (стоимость которого, по разным оценкам, составляет от 400 до 650 тысяч $), то можно увериться в его реальных свойствах (фотосъемка Philip Iturralde). |
|
Очередная версия "Бэтмобиля" из третьего фильма - "Бэтмен навсегда" воображение не будоражила совсем. Машина была тяжело повреждена и выведена из строя во время террористической атаки на штаб-квартиру Бэтмена. |
Светящийся потрохами изнутри кабриолет из четвертой серии, "Бэтмен и Робин". Равно как и вариант, что слева, прославился ездой по практически вертикальным поверхностям стен зданий и поверхностей циклопических скульптурных композиций Готэм-Сити. |
Пятый
фильм цикла - "Бэтмен: начало", который
выйдет в прокат в 2006-м, обещает нечто из ряда вон
выходящее. Официальные фото (см. выше)
кинокомпании Warner Bros,
опубликованные весной с.г., повергли
авто-киноэстетов в шок: "Бэтмобиль"
превратился в натуральный броневик-луноход, с
чертами формульного болида и
сельскохозяйственного трактора одновременно. В
общем, как тактично выражаются обозреватели
автомобильных журналов, "дизайн машины
получился спорный". |
Обратимся подробнее к новейшему голливудскому блокбастеру "Я, робот" (I, Robot), который вышел в русскоязычный кинопрокат в начале августа. Итак, на дворе стоит 2035 год. Роботы живут и действуют бок о бок с человечеством, совершенно безопасные и крайне полезные. Детектив Дэл Спунер, подверженный нешуточной "роботофобии" (в исполнении актера Уилла Смита), расследует убийство. Ему кажется, что совершил преступление робот Сонни, хотя это решительно невозможно - ведь всех их конструируют в строжайшем соответствии с тремя законами роботехники, а эти постулаты исключают возможность нанесения роботами малейшего вреда человеку…
Литературной основой фильма стал легендарный одноименный сборник рассказов Айзека Азимова, совершивший чуть ли не переворот в научной фантастике XX века. Правда, в этом сборнике нет подобного сюжета, но это, в общем - мелочи, поскольку создатели "I, Robot" смутно намекали, что снимают лишь приквел к азимовскому сборнику, а за ним последуют другие фильмы - если этот окажется финансово удачным. И в самом деле, вместо наполненного глубоким смыслом цикла философских повествований, у Голливуда получился очередной масштабный футуро-экшн.
Припоминая один из предыдущих фантастических боевиков с участием того же Уилла Смита - "Люди в черном", сразу на ум приходят служебные машины Конторы по контролю над инопланетянами на Земле: выглядящие поначалу как заурядные седаны марки "Форд" (или "Мерседес" - в сиквеле
MIB-II), в случае необходимости, они были способны преображаться в скоростные летающие экипажи. В "Я, робот", напротив, нужно было подчеркнуть привычность, и даже некоторую обыденность футуристических автомобилей для героев фильма. Никаких полетов в воздухе, или сверхособых скрытых качеств. Во внешних формах, к тому же, необходимо было провести аналогии с уже существующими автомобилями - в частности, марки "Ауди", которая явилась одним из спонсоров кинопроекта, и посему могла резонно рассчитывать на product placement, иначе говоря, скрытую рекламу своих товаров.По замыслу режиссера, роль примадонны дорог отводилась
Audi RSQ – концепту, специально разработанного фирмой для съемок искомого фильма. Это событие стало первым прецедентом в истории марки, хотя серийные модели с четырьмя кольцами на радиаторе уже не первый год регулярно "светятся" на голубом экране. Вполне возможно, что боссов из Ингольштадта сподвиг на это деяние аналогичный коммерческий ход конкурентов: в 2002 году тойотовское отделение Lexus тоже смастерило штучный шоу-кар для фантастического боевика "Минорити Репорт" ("Особое мнение") с Томом Крузом в главной роли. Впрочем, с японцами все понятно: коли нет возможности похвастать глубокими историческими корнями, остается грезить о будущем…Тот самый Lexus из фильма "Minority Report". "Накачанная мускулатура" кузова, смещенная вперед кабина и обманчивый силуэт, при первом взгляде на который и не поймешь, где у машины передняя часть, а где - задняя.Дизайн машины был создан маститым художником-концептуалистом Харальдом Белкером, а все техническое обеспечение - разработку шасси, приемлемых интерьеров, решение спорных вопросов конструкции, взяли на себя тойотовские инженеры. Непосредственную сборку автомобиля, изготовленного в единичном экземпляре, осуществила инжиниринговая компания СТЕК из Калифорнии. Харальд Белкер проработал образы и других машин различного назначения для этого фильма. С парой из них - полицейским и пожарным автомобилями вы можете ознакомиться ниже на авторских рисунках. "Пожарка", конечно, это нечто... |
|
Дизайн
RSQ – спортивного двухместного автомобиля с центральным расположением двигателя был определенно навеян мотивами концепта Audi Nuvolari. Вальтер де Сильва, шеф-дизайнер Audi, так напутствовал свою команду: "Вы, ребята, конечно, имеете полную свободу в отношении реализации своих безумных идей, но не забывайте о том, что ваш конечный продукт должен стопроцентно идентифицироваться как Audi".Наиболее революционной технической особенностью
Audi RSQ, равно как и его прочих "ровесников" по фильму, является то, что они передвигаются не на колесах, а на … шарах. Сферический способ движения обещал значительно больше возможностей для маневров и перестроений на дорогах, нежели традиционно-колесный. Среди прочих изысков RSQ можно назвать распахивающиеся вверх-назад двери, ковшеобразные сиденья в стиле "а-ля F1", автоматически подстраивающееся под водителя рулевое колесо, "умная" мультимедийная приборная панель с автопилотом.В фильме Audi RSQ оказался безжалостно растерзан обезумевшими грузовиками и вышедшими из повиновения роботами. Но, честно говоря, меня больше всего вдохновили не его изящные обводы, а утюгообразные фургоны-робовозы, своим обликом ассоциативно напомнившие гудьировский грузовик-концепт середины 80-х гг. прошлого века. Впечатлил также и чрезвычайно компактный вертикально-стеллажный способ парковки: если и сейчас свободного пространства в городе маловато, то через три десятилетия с этим явно лучше не станет… |
И еще. В сентябре прошлого года, некто Расселл Парсел очутился в служебной поездке в даунтауне канадского Ванкувера, где его взору открылось совершенно незабываемое зрелище. В окружении декораций находилось порядка дюжины странных машин, в которых можно было угадать черты Audi TT, Jaguar, различных минивэнов и пр. Оказывается, здесь проходили уличные съемки "I, Robot " (дело в том, что в Канаде, или, скажем, Восточной Европе, это можно сделать с меньшими затратами, нежели в самих Штатах). Мистер Парсел не растерялся, и быстренько щелкнул несколько машин, благо, что камера-цифровик имелась у него под руками.
Во что обещает превратиться Audi TT через …цать лет. | |||
Jaguar бог весть какого type. | |||
Такси не желаете? | Минивэн, видимо. |
На фотографиях оказались запечатлены разнообразные автомобили для массовки, закамуфлированные накладными фибергласовыми панелями – пытливый взор сможет распознать "первоисточники". Тем не менее, нельзя не отметить, что им недостает их родного
CGI-сгенерированного антуража – доступно выражаясь, без смоделированного на компьютере фантастического "фона" эти авто в 2004 году смотрятся несколько неадекватно…М. ИКСАНОВ