Автомобили, которых никогда не было

Уилл Смит покидает свой Audi RSQ

Ради вящей достоверности происходящего, для съемок фильмов, действие которых разворачивается в будущем, сценаристы и режиссеры стремятся задействовать разнообразную ездящую, летающую и плавающую чудо-технику, призванную поразить искушенное воображение зрителя. Немаловажная роль отводится автомобилям – этим непременным спутникам современного человека – и, надо полагать, человека дня завтрашнего.

Перечислю навскидку лишь некоторые мувиз, в коих были задействованы "автомобили, которых никогда не было":
– все "Бэтмены" – с первого по четвертый (собственно, "мышемобиль", разумеется);
– "Вспомнить все" (угловатые и юркие марсианские кары);
– "Чужие" (приплюснутый десантный БТР команды штурмана Рипли);
– "Солдат" (тяжеловооруженный колесный модуль);
– "Флинстоуны" (палеомобили с ножным разбегом и торможением – причем, в прямом смысле: пятками по земле);
– "Лига выдающихся джентльменов", наконец (трехосный безымянный ретро-автомобиль с бесконечно-длинным капотом). Околовсяческий автотюнинг, навроде всеядного хрономобиля "Де Лориана" из трилогии "Назад в будущее", летающего "Ситроена DS" Фантомаса или бондовских "Астон-Мартинов" с выдвижными пулеметами, даже и не имею в виду. А вот с некоторыми из вышеупомянутых средств передвижения познакомимся поближе.

Пожалуй, первым фильмом, в котором были использованы самые настоящие заводские автомобильные разработки, стал "Разрушитель" 1997 года, с Сильвестром Сталлоне, Уэсли Снайпсом, Сандрой Баллок и концепт-карами концерна GM в главных ролях. Место действия – Сан-Анджелес (угадайте – что за это город), год - 2032-й, и на улицах все те же "Шевроле", "Понтиаки", "Кадиллаки"…
Концепт "Кадиллак Солитер" 1988 года (нижние фото) в "Разрушителе" символизировал собой нечто вроде будущего "Эльдорадо" – роскошного двухдверного представительского (не спортивного!) купе. Собрат-седан "Кадиллак Вояж" тоже неспешно проплыл в одном из кадров фильма.

"Автомобиль" семейки Флинстоунов.

Планетарный бронетранспортер M 577 APC (Armored Personnel Car) команды военного звездолета из фильма "Чужие" (Aliens). Скоростная, приземистая машина, полноприводная и со всеми четырьмя армированными и управляемыми колесами, хорошо вооруженная и просторная внутри - что еще надо космическим десантникам? Но никак не отделаться от ощущения, что она чем-то напоминает бронедрезину времен гражданской войны...

Одной из интересных особенностей M 577 была заваливающаяся назад главная орудийная башня - для снижения общей высоты корпуса (см. коллаж слева). Прочие аспекты боевого применения машины против Чужих можно углядеть на нижней подборке.
Моделька M 577 APC с фигуркой Чужого рядом. Вход вовнутрь осуществляется через сдвижную дверь на правом борту машины.

В одном из эпизодов "Чужих", где действие разворачивается на планете, которую так некстати стала осваивать корпорация "Вейланд-Ютани", в кадре несколько раз "засветился" вот этот разлапистый планетоход (см. коллаж справа). 8х8, с регулируемым клиренсом и, судя по всему, с индивидуальным моторчиком для каждого колеса. Кабина водителя расположена в передней левой части кузова, и сзади имеет проход в чрево машины - там имеется небольшой пассажирский отсек.

Еще один монстр, появившийся на свет благодаря боевику "Солдат" (2000 г.). Между прочим, Курт Рассел, снявшийся в оном, произнес за весь фильм не более трех с лишним десятков слов (!), хотя роль у него действительно впечатляет... Машины же эти (в количестве 2-х штук) являли собой армейские броневички; судя по виду колес и короткой базе, они были изготовлены на шасси небольших – 75-100 тонных карьерных самосвалов (списанных, полагаю).
Конструкторы подошли к делу с особым тщанием, о чем свидетельствует продуманная деталировка экстерьера. Функциональная полезность концепции, тем не менее, вызывает сомнение, в силу тихоходности машины и чересчур ее высокого силуэта.

Автомобиль завзятого техномага капитана Немо из "Лиги выдающихся джентльменов" отличался завидной верткостью, несмотря на свою чуть ли не лимузинную длину.

"Бэтмобили" – овеществленная фантазия, возведенная фанами чуть ли не в культ. Самым первым автомобилем ушасто-крылатого супермена стал слегка задекорированный концепт "Линкольн Футура" конца 50-х гг., затем появилась вторая, самая известная модель, которую можно было лицезреть в двух первых фильмах, срежиссированных Тимом Бертоном. Авторами машины являлись ответственный за спецэффекты Джон Эванс и дизайнер Энтон Фюрст.

Согласно спецификации, "мышемобиль" может развить скорость "до сотни" за пять секунд, в то время как его максимальная скорость составляет более трехсот километров в час. В качестве движителя использована турбореактивная турбина, совсем как на реальных рекордных автомобилях, которые периодически вздымают облака соли на высохших озерах (даже внешность "мышемобиля" чем-то родственна с ними). "Бэтмобиль" снабжен поляризованными стеклами, самовосстанавливающимися шинами, пуленепробиваемым корпусом и разнообразным оружейным арсеналом. В случае опасности, уязвимые места автомобиля – кабину, воздухозаборник турбины, колеса, скрывает глухой телескопический бронекокон. Подобно ящерице, машина способна мгновенно избавляться от ненужных частей своего корпуса, или же, при помощи гарпуна, нестись по стенке вертикально вверх...

"Бэтмобиль" в "закрытом" состоянии. А вдруг магнитолу стащат?!

Как происходит трансформация "Бэтмобиля" (режим "бэтрокет")?
В данном случае, приведу пример погони, когда Бэтмену вусмерть необходимо было проехать через проулок, вдвое более узкий, нежели ширина его машины (2,5 м, между прочим). Итак...

1. Сперва надобно сузить ширину собственно кабины. Из крыши вылетает центральный сегмент...
2. ... и боковые половинки кокпита тут же сдвигаются. Тридцать сантиметров уже выиграли.
3. Теперь настал черед крыльев. Передние уже распрощались с материнской машиной; в следующее мгновение будут отстрелены и задние.
4. А колеса?! Что с ними-то делать?

5. Спокойствие, только спокойствие... Переднее правое колесо вдвигается вовнутрь-вперед...
6. ... а переднее левое - вовнутрь-назад. Такую же трансформацию претерпевает задняя ось. На фото виден механизм, ответственный за эту процедуру.
7. И - вуаля! Верблюд проскальзывает через игольное ушко, хотя и не без труда.

Пристально вглядываясь в снимки "боевого коня" Бэтмена, выставленного на обзор публике на автошоу в Сан-Франциско в 2002 году, нельзя не восхититься той масштабной работой, которую проделали его создатели. Если не отдавать себе отчета, что это все-таки бутафорский автомобиль (стоимость которого, по разным оценкам, составляет от 400 до 650 тысяч $), то можно увериться в его реальных свойствах (фотосъемка Philip Iturralde).

Очередная версия "Бэтмобиля" из третьего фильма - "Бэтмен навсегда" воображение не будоражила совсем. Машина была тяжело повреждена и выведена из строя во время террористической атаки на штаб-квартиру Бэтмена.

Светящийся потрохами изнутри кабриолет из четвертой серии, "Бэтмен и Робин". Равно как и вариант, что слева, прославился ездой по практически вертикальным поверхностям стен зданий и поверхностей циклопических скульптурных композиций Готэм-Сити.

Пятый фильм цикла - "Бэтмен: начало", который выйдет в прокат в 2006-м, обещает нечто из ряда вон выходящее. Официальные фото (см. выше) кинокомпании Warner Bros, опубликованные весной с.г., повергли авто-киноэстетов в шок: "Бэтмобиль" превратился в натуральный броневик-луноход, с чертами формульного болида и сельскохозяйственного трактора одновременно. В общем, как тактично выражаются обозреватели автомобильных журналов, "дизайн машины получился спорный".
При том, учитывая, что фильм вроде бы приквел ("Начало"), данный аппарат является как бы самым первым "Бэтмобилем", разработанным для двуликого Брюса Уэйна.

Обратимся подробнее к новейшему голливудскому блокбастеру "Я, робот" (I, Robot), который вышел в русскоязычный кинопрокат в начале августа. Итак, на дворе стоит 2035 год. Роботы живут и действуют бок о бок с человечеством, совершенно безопасные и крайне полезные. Детектив Дэл Спунер, подверженный нешуточной "роботофобии" (в исполнении актера Уилла Смита), расследует убийство. Ему кажется, что совершил преступление робот Сонни, хотя это решительно невозможно - ведь всех их конструируют в строжайшем соответствии с тремя законами роботехники, а эти постулаты исключают возможность нанесения роботами малейшего вреда человеку…

Литературной основой фильма стал легендарный одноименный сборник рассказов Айзека Азимова, совершивший чуть ли не переворот в научной фантастике XX века. Правда, в этом сборнике нет подобного сюжета, но это, в общем - мелочи, поскольку создатели "I, Robot" смутно намекали, что снимают лишь приквел к азимовскому сборнику, а за ним последуют другие фильмы - если этот окажется финансово удачным. И в самом деле, вместо наполненного глубоким смыслом цикла философских повествований, у Голливуда получился очередной масштабный футуро-экшн.

Припоминая один из предыдущих фантастических боевиков с участием того же Уилла Смита - "Люди в черном", сразу на ум приходят служебные машины Конторы по контролю над инопланетянами на Земле: выглядящие поначалу как заурядные седаны марки "Форд" (или "Мерседес" - в сиквеле MIB-II), в случае необходимости, они были способны преображаться в скоростные летающие экипажи. В "Я, робот", напротив, нужно было подчеркнуть привычность, и даже некоторую обыденность футуристических автомобилей для героев фильма. Никаких полетов в воздухе, или сверхособых скрытых качеств. Во внешних формах, к тому же, необходимо было провести аналогии с уже существующими автомобилями - в частности, марки "Ауди", которая явилась одним из спонсоров кинопроекта, и посему могла резонно рассчитывать на product placement, иначе говоря, скрытую рекламу своих товаров.

По замыслу режиссера, роль примадонны дорог отводилась Audi RSQ – концепту, специально разработанного фирмой для съемок искомого фильма. Это событие стало первым прецедентом в истории марки, хотя серийные модели с четырьмя кольцами на радиаторе уже не первый год регулярно "светятся" на голубом экране. Вполне возможно, что боссов из Ингольштадта сподвиг на это деяние аналогичный коммерческий ход конкурентов: в 2002 году тойотовское отделение Lexus тоже смастерило штучный шоу-кар для фантастического боевика "Минорити Репорт" ("Особое мнение") с Томом Крузом в главной роли. Впрочем, с японцами все понятно: коли нет возможности похвастать глубокими историческими корнями, остается грезить о будущем…

Тот самый Lexus из фильма "Minority Report". "Накачанная мускулатура" кузова, смещенная вперед кабина и обманчивый силуэт, при первом взгляде на который и не поймешь, где у машины передняя часть, а где - задняя.
Дизайн машины был создан маститым художником-концептуалистом Харальдом Белкером, а все техническое обеспечение - разработку шасси, приемлемых интерьеров, решение спорных вопросов конструкции, взяли на себя тойотовские инженеры. Непосредственную сборку автомобиля, изготовленного в единичном экземпляре, осуществила инжиниринговая компания СТЕК из Калифорнии.

Харальд Белкер проработал образы и других машин различного назначения для этого фильма. С парой из них - полицейским и  пожарным автомобилями вы можете ознакомиться ниже на авторских рисунках. "Пожарка", конечно, это нечто...

Дизайн RSQ – спортивного двухместного автомобиля с центральным расположением двигателя был определенно навеян мотивами концепта Audi Nuvolari. Вальтер де Сильва, шеф-дизайнер Audi, так напутствовал свою команду: "Вы, ребята, конечно, имеете полную свободу в отношении реализации своих безумных идей, но не забывайте о том, что ваш конечный продукт должен стопроцентно идентифицироваться как Audi".

Наиболее революционной технической особенностью Audi RSQ, равно как и его прочих "ровесников" по фильму, является то, что они передвигаются не на колесах, а на … шарах. Сферический способ движения обещал значительно больше возможностей для маневров и перестроений на дорогах, нежели традиционно-колесный. Среди прочих изысков RSQ можно назвать распахивающиеся вверх-назад двери, ковшеобразные сиденья в стиле "а-ля F1", автоматически подстраивающееся под водителя рулевое колесо, "умная" мультимедийная приборная панель с автопилотом.

В фильме Audi RSQ оказался безжалостно растерзан обезумевшими грузовиками и вышедшими из повиновения роботами. Но, честно говоря, меня больше всего вдохновили не его изящные обводы, а утюгообразные фургоны-робовозы, своим обликом ассоциативно напомнившие гудьировский грузовик-концепт середины 80-х гг. прошлого века. Впечатлил также и чрезвычайно компактный вертикально-стеллажный способ парковки: если и сейчас свободного пространства в городе маловато, то через три десятилетия с этим явно лучше не станет…

И еще. В сентябре прошлого года, некто Расселл Парсел очутился в служебной поездке в даунтауне канадского Ванкувера, где его взору открылось совершенно незабываемое зрелище. В окружении декораций находилось порядка дюжины странных машин, в которых можно было угадать черты Audi TT, Jaguar, различных минивэнов и пр. Оказывается, здесь проходили уличные съемки "I, Robot " (дело в том, что в Канаде, или, скажем, Восточной Европе, это можно сделать с меньшими затратами, нежели в самих Штатах). Мистер Парсел не растерялся, и быстренько щелкнул несколько машин, благо, что камера-цифровик имелась у него под руками.

Во что обещает превратиться Audi TT через …цать лет.
Jaguar бог весть какого type.
Такси не желаете? Минивэн, видимо.

На фотографиях оказались запечатлены разнообразные автомобили для массовки, закамуфлированные накладными фибергласовыми панелями – пытливый взор сможет распознать "первоисточники". Тем не менее, нельзя не отметить, что им недостает их родного CGI-сгенерированного антуража – доступно выражаясь, без смоделированного на компьютере фантастического "фона" эти авто в 2004 году смотрятся несколько неадекватно…

М. ИКСАНОВ

Hosted by uCoz