Безумный Швейцарец
В далекие 70-е годы прошлого века, когда известные своими экстравагантными автомобилями Sbarro и Rinspeed ходили в “подмастерьях”, и только мечтали о выпуске настоящих суперкаров, имя швейцарской фирмы Felber гремело на весь мир.
Основанная в 1921 году в Толшене строительная фирма Willy Н. Felber, с самого начала 70-х успела прославиться штучным изготовлением самых экстравагантных и эксклюзивных автомобилей в мире! То
Ferrari в стиле Spider Corsa c двигателем от мощнейшего 330 GTC построит. То Lancia в стиле 50-х создаст. То затюнингует, какую-нибудь машину так, что мать родная узнать не сможет. В общем, создавал Швейцарец машины не менее яркие и необычные, чем сегодняшний Фрэнк Риндеркнехт.Старт автомобильной программе был дан в 1972 году. Именно тогда Вилли Фелбер получил официальное дистрибьюторство таких автомобильных марок, как Rolls Royce,
Ferrari и Panther. Бизнес оказался очень успешным, с одной стороны, потому, что приносил "на малых оборотах" очень большую прибыль, а, во-вторых, – пробудил у Фелбера страсть к более серьезным проектам. Начав заниматься автомобильным бизнесом, он быстро понял, что это наилучший путь, чтобы соединить воедино экономическую прибыль и реальное место в истории, причем, не теряя интереса к тому, чем занимаешься.Бизнес автодилера в богатой Швейцарии шел очень хорошо, особенно неплохо расходились реплики Jaguar’ов, построенные британской
Panther Westwind. Это обстоятельство вскоре натолкнуло Вилли Фелбера на одну очень интересную идею - создания своего своеобразного репликара, сочетающего в себе не только классические линии, но и мощь современного Grand Turismo. С этой идеей он и отправился на фабрику Panther в Вейбридж к господину Роберту Дженкилсу. Где и выложил ему свою идею.А идея заключалась в следующем. Дело в том, что после начала продаж новейших
Ferrari Daytona и Berlinetta Boxter не у дел остались прошлые модели 275 GTB/4 и 330 GTC, цены на которые очень сильно упали. Соответственно довольно "дешевые" шасси и моторы можно было использовать для создания эксклюзивной реплики. А производство реплики он как раз и предполагал разместить на Panther Westwind. Надо признать, к предложению Фелбера на Panther отнеслись с большим энтузиазмом, да и опыт "общения" с Ferrari на фирме уже был. К тому же, Дженкилсон и сам подумывал о нечто подобном. Ну, а его идея вскоре реализовалась в шикарном De Ville, во многом копировавшем Bugatti Royale.В качестве прототипа для копирования решено было взять
Ferrari 166 Spider Corsa – машину весьма оригинальную и, что самое главное, не тронутую репликами. В те далекие времена этот автомобиль был довольно грозным спортивным снарядом. Spider Corsa, могла использоваться и как спортивный автомобиль, а со снятыми крыльями и фарами, как машина Formula-2. На счету машины числились победы в Targa Florio и Mille Miglia (Клементе Бьондетти) в 12 часов Парижа (Чинетти). В общем, знаменитая была машина… Кстати, очень любил этот автомобиль знаменитый русский гонщик князь Игорь Трубецкой, не раз побеждавший за ее рулем. Всего было построено около 10 экземпляров этого автомобиля.Другим решающим фактором стал все возрастающий интерес к автомобилям
a’la Lotus Super 7. По сути, в 70-х гг. сборкой чепменовской "семерки" занимались все кому не лень. В Англии фирма Johnard даже оснащала его агрегатами Rolls-Royce! Ну, а так как Spyder Corsa изначально исповедовал дух Lotus’овского "самого комфортабельного мотоцикла в мире", решено было бить наверняка.В качестве донора на
Panther взяли слегка урезанное шасси от модели 330GTC в комбинации с мотором серии 209. На все это хозяйство установили легкий кузов, собранный из алюминиевых панелей на трубчатом каркасе. В результате, скрестив, казалось бы, несовместимое, Felber/Panther построил один из самых быстрых автомобилей в мире. В шестисоткилограммовом кузове был намешан еще тот коктейль… Легендарный V12, объемом 4,4 литра мощностью в 320 л.с., который изначально катапультировал практически 1300-килограммовое феррариевское 4-местное купе до 250 км/ч. Приплюсуйте к максимальной скорости еще 50 км/ч, и вы получите динамические показатели Felber’овского родстера. Неслабо, правда?И это был еще не предел. Просто, выставляя в паспорте динамические данные, Felber настоятельно рекомендовал воздерживаться от более высоких скоростей. По мнению создателей и 260 км/ч в продуваемом всеми ветрами родстере было вполне достаточно для острых ощущений. Несмотря на прекрасную развесовку этого бескомпромиссного автомобиля, передняя ось, как у американских дрэгстеров, так и норовила подняться в воздух, сводя на нет и без того нелегкое управление этой "машинкой". В общем, по части выброса в кровь адреналина Felber оставлял далеко позади всех маранелловских "жеребцов" вместе взятых.
Но в отличие от прототипа, машина из Швейцарии была намного комфортабельнее. На ней присутствовали даже двери! Кокпит был обтянут кожей, а приборная панель Ferrari перекочевала в Felber в полном составе. Состав оной был солидный - 2 больших табло и 5 маленьких. Честь наблюдать тахометр и спидометр была предоставлена пассажиру, водитель же следил за всеми остальными индикаторами. Зачем? Вероятно, для большего кайфа пассажира. К "серии" было подготовлено два варианта – гражданский и спортивный. Под гражданским подразумевался автомобиль с ветровым стеклом и неким подобием тента. Спортивный представлял собой натуральный гоночный болид - тента нет, лобового стекла, как такового, тоже нет: ветер в лицо - это для настоящих мужчин, мотор форсирован до 350 л.с., плюс два шлема впридачу, короче говоря, настоящий автомобиль для самоубийц.
Но даже "гражданский" вариант, несмотря на некую роскошь, тоже был самым настоящим бескомпромиссным гоночным болидом, любовно приспособленным для дорог общего пользования.
Сразу же после создания прототипа Фелбер отправился в Маранелло к Энцо Феррари за официальным разрешением использовать в автомобиле фирменный логотип Ferrari в комбинации с именем Felber. Что вскоре и отразилось в названии машины FF Roadster (т.е. F
elber-Ferrari).FF Roadster (1974 г.) |
Ветер в лицо - это для настоящих мужчин, мотор форсирован до 350 л.с., плюс два шлема впридачу, короче говоря, настоящий автомобиль для самоубийц! |
...честь наблюдать тахометр и спидометр была предоставлена пассажиру |
Дебют машины состоялся в марте 1974 года на Женевском автосалоне (позже представление всех новинок в Женеве станет доброй традицией для Felber). Богатая публика отнеслась к новинке очень благосклонно. Машина вызвала живой интерес у определенной части состоятельных автолюбителей предпочитающих оригинальность и нетрадиционный подход к конструированию автомобилей. Компания получила первые заказы.
Всего цеха
Panther Westwind покинуло 7 подобных суперкаров, осевших в гаражах очень богатых оригиналов, поскольку стоил швейцарский Ferrari в полтора раза дороже донора. Причем, благодаря полностью ручной сборке из 7-ми построенных автомобилей найти два похожих было нельзя. Сейчас цена на это чудо техники составляет около 135 000 евро, да и то - машину нужно еще поискать… Дальнейшие продажи грубо прервал энергетический кризис – в то время очень больно ударивший по сегменту ультрадорогих спортивных пожирателей бензина.Но аппетит, как говорится, приходит во время еды. После успеха F
elber-Ferrari, Фелбер приступил к постройке нового суперкара – теперь уже, не в пример, более "экономичного". На этот раз в качестве образца для подражания решено было взять легендарную Lancia D24 - один из самых удачных гоночных автомобилей 50-х, который сумел в 1954-м нарушить гегемонию Ferrari в гонке Mille Miglia.К постройке автомобиля приступили сразу же после дебюта
FF-Roadster. В основу машины легло шасси от очень удачного спортивного откупе Lancia Fulvia. На Fulvia водрузили оригинальный алюминиевый кузов, решенный в стиле D24. Двигатель, стандартный, компактный 1,3-литровый агрегат V4, с углом развала цилиндров 23 градуса (кстати, довольно экзотическое решение для V-образных моторов), форсировали двумя карбюраторами Weber, после чего мощность поднялась до 110 л.с. Вроде, как и немного, особенно на фоне прошлого Ferrari, но учтите, 110 л.с. это при весе машины всего 750 кг. Так что поверьте, динамикой родстер тоже был не обижен.При проектировании, дабы не портить внешний вид машины, радиатор разместили горизонтально между мотором и ветровым стеклом. Точнее будет сказать, его положили на мотор. Вот здесь как раз свою роль и сыграло 29-градусное расположение цилиндров – капот у машины выглядел вполне органично, даже с радиатором сверху, который любовно прикрывали "жалюзи". Сам же капот, в отличие от прототипа, был сделан цельно откидным в стиле
Jaguar E-type. Интерьер был по-спартански прост, но в то же время выглядел очень породисто, приборная панель стала информативней. Да и в целом машина вышла более "цивильной". В отличие от FF-Roadster, в Lancia уже в стандарте присутствовал складной верх.Прототип - Lancia D24 (1953 г.) |
FF Spider Lancia (1975 г.) - единственный прототип так и остался прототипом... |
Дебют FF Spider Lancia состоялся в 1975 году в Женеве. Менее дорогая машина вызвала довольно большой интерес у состоятельных оригиналов. Одно время Фелбер даже планировал изготовить серию из 100 машин. Но, увы, не сложилось. Единственный прототип так и остался прототипом. Машина существует и поныне, правда, в слегка измененном виде. Дело в том, что во время транспортировки в контейнере, из-за плохого крепления, передняя и задняя части машины были сильно помяты. После реставрации передок слегка укоротили, одновременно заменили карбюраторы Weber на Solex. Сейчас автомобиль принадлежит члену клуба Panther Car Club Limited, и недавно выставлялся в Бирмингеме.
Эта же машина стала последней совместной работой Фелбера и
Panther Westwind. В 1975 году Panther приобрела право на производство французского автомобиля Monika, одновременно, в то же время, выпустив на рынок один из самых успешных своих автомобилей Panther Lima с кузовом из стеклопластика. Еле справляясь с нахлынувшими заказами, фирме было уже недосуг строить диковинные машинки для "безумного Швейцарца". Новым партнером конструктора теперь стало знаменитое итальянское кузовное ателье Michelotti… читать дальше