Красные монстры
Элитой пожарных автомобилей, конечно же, следует считать, пожарные аэродромно-спасательные автомобили - Airport Crash Fire Resque Vehicles (ACFRV), как именуют подобные машины на Западе. Это, как правило, полноприводные (4х4, 6х6, 8х8) автомобили с двигателями мощностью до 1200 л.с. Самые крупные из них построены на специальных, а не серийных шасси. Они обладают высокой скоростью передвижения и проходимостью и несут на себе большой запас средств огнетушения: очаг пожара на заполненном тоннами топлива воздушном лайнере разрастается очень быстро, и от того, как быстро будет ликвидировано возгорание, зависит жизнь десятков, а то и сотен пассажиров самолета. Кроме того, подобные машины предназначены для доставки аварийно-спасательных команд и их специализированного оборудования к месту крушения авиалайнера.
Алматинский аэропорт располагает небольшим, но достаточно эффективным парком аэродромно-спасательных автомобилей: равно как ветеранов советской эпохи, так и новейшими западными моделями. О них – наш сегодняшний рассказ.
Алматинский аэропорт, или, выражаясь официальным языком - АО "Международный аэропорт Алматы", по праву считается крупнейшим в Казахстане, ежедневно обслуживая от 30 до 50 рейсов и полностью отвечая за состояние взлетно-посадочной безопасности воздушного транспорта. Как следствие, аэропорт занимает девятую категорию по уровню требований противопожарной защиты (УТПЗ). Стоит ли говорить, что аэродромное хозяйство представляет из себя огромный комплекс, включающий в себя аварийно-спасательную безопасность, состояние радиотехники, состояние освещения и т.д. Руководство и обслуживающий персонал Алматинского аэропорта предоставляет наземный сервис, поэтому несет ответственность за все транспортные средства, находящиеся на территории аэропорта. Территория же эта определяется радиусом в 10 км от контрольной точки аэродрома.
Противопожарное подразделение Алматинского аэропорта именуется Службой поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. Всего в наличии Службы имеется 17 единиц пожарной и специальной техники. Соответствуя стандартам УТПЗ девятой категории, пожарная служба городского аэропорта должна иметь в боевой готовности 32 с половиной тонны огнетушащего средства с интенсивностью подачи 180 литров в секунду. На деле все получается даже лучше, поскольку сегодня алматинский арсенал располагает в постоянной боевой готовности более чем 40 тоннами огнетушащего средства, соответственно, с большей интенсивностью подачи. Но для нас, конечно же, наибольший интерес представляют ТС, которые это самое огнетушащее средство призваны доставить к очагу пожара.
"Защитник"
Как и все аэродромные хозяйства эсэнговского пространства, Алматинский аэропорт в первые годы самостийной жизни республики был оснащен машинами советского производства. Время и требования к аэродромной технике, между тем, не стояли на месте, да и сами автомобили успели порядком износиться. На повестку дня постепенно назрел вопрос их постепенной замены/обновления. Понаблюдав, и проанализировав, чем же оснащены зарубежные воздушные порты, управление Алматинского аэропорта решило для пробы купить западную технику.
Вот так, в 1997 году в Алматы появился пожарный автомобиль "Протектор" С4 (Protector), произведенный английской фирмой "Саймон" (Simon). "Протектор", между прочим, переводится как "Защитник". Или как "Хранитель" - кому как нравится. Невиданный доселе автомобиль – трехосный, полноприводный, с просторной кабиной и солидным остеклением поразил воображение не только новичков, но и видавших виды ветеранов-пожарников. Габариты машины говорят сами за себя. Длина 11,4 метра, при ширине 2,85 и высоте 3,62 м. Масса "брутто" - порядка 33 с половиной тонн. Монстр.
Самое главное при тушении воздушных судов в аэропорту - это, как известно, скорость, потому что дюралевая обшивка самолета сгорает очень быстро. Поэтому для тушения огня решающими факторами являются скорость и проходимость пожарной машины, ибо к месту аварии она несется по кратчайшему пути, а он, понятное дело, не всегда представляет из себя "бетонку". Помимо этого, автомобиль должен быть устойчив – отсюда и относительно низкая высота кузова, дабы центр тяжести находился как можно ближе к земле. Скорость передвижения "Защитника" - 120 км/ч, набор скорости до 80 км/ч происходит всего за 28 секунд, что просто прекрасно для такого крупного и тяжелого автомобиля.
Двигатель у машины расположен в корме - V-образная дизельная "восьмерка" типа 8V92ТА от известной американской компании "Детройт Дизель", объемом 12 литров и мощностью в 585 л.с. КПП – тоже штатовская, "автомат" фирмы "Аллисон". И это неудивительно – ведь о надежности и качестве изготовления американских грузовиков-траков ходят легенды… Размещенный по центру кабины - для расширения обзора водителю - руль посредством системы тяг управляет рулевой трапецией, размещенной перед передним мостом. Производителем системы рулевого управления является фирма ZF.
Теперь об арсенале борьбы с огнем. Боевой запас автомобиля включает в себя емкости, способные вместить 11000 литров воды и 1500 литров пенообразовательного раствора. Готовая смесь из этих двух компонентов подается на автоматическую пушку-брандспойт, установленную на крыше автомобиля над кабиной. Интенсивность подачи раствора - 75 литров в секунду. Что примечательно, "открыть огонь" по огню (здорово получается, не правда ли?) водитель может прямо из кабины, находясь в 70 метрах от пожара.
Вместимость кабины – четыре человека, это, замечу, стандартный состав аэродромной пожарной команды. На крыше, как и приличествует пожарной спецтехнике, установлена лестница, но размером она довольно скромна – длиной всего 4-5 м, поскольку служит лишь для того, чтобы пожарники смогли попасть на крыло попавшего в беду самолета.
Внутри кабины и сверху ее. Лесенка и впрямь чисто символическая. | |
Что особенно удобно - попасть наверх можно снаружи кузова, а можно и прямиком из кабины. Правда, "пострелять" из пушки мне не довелось. |
Прежде чем Protector запустили в эксплуатацию, он прошел долгий и тщательный цикл испытаний, который "Защитник" выдержал на пять баллов. И вот, уже на протяжении семи лет, этот иностранный автомобиль верой и правдой исполняет свой долг. Однако при памятном пожаре 2001 года, когда полыхнул не самолет, а сам терминал аэропорта, его способностей, равно как и мощи двух с лишним десятков "аэропортовских" и "городских" пожарных машин оказалось недостаточно, чтобы спасти здание.
Отменные технические параметры и эксплуатационные показатели "Протектора" поспособствовали тому, что через несколько лет у него появилась парочка "сестричек" – и тоже из старушки-Англии...