Самый короткий автобусный маршрут

... во-о-от такой ширины!

Многие из нас из нас неоднократно имели возможность прокатиться от здания аэропорта до трапа самолета на специально предназначенном для этого мини-путешествия транспорте. Автобус как автобус, но такой вид общественного транспорта никогда не будет эксплуатироваться на городских улицах. И чтобы поближе познакомиться с этими удивительными машинами, мы отправились в службу специализированного транспорта (ССП), которая непосредственно является одной из составных структур Алматинского аэропорта.

Прибыв на место назначения, то бишь, в ангар ССП, застать все аэродромные автобусы, естественно не удалось. На сегодняшний день в Алматы в строю их имеется пять единиц, четыре из которых постоянно находятся на своем рабочем месте, т.е. на взлетной полосе, а еще один всегда стоит в резерве - на случай поломки или других непредвиденных обстоятельств. Кое-кто из читателей, наверное, помнит советские аэродромные автобусы, называемые в народе "скотовозами" (седельный тягач ЗиЛ-130 + пассажирский полуприцеп). Так вот, сейчас в Алматинском международном аэропорту таких раритетов не встретить: обратившись с просьбой сфотографировать их для сравнения, я с огорчением узнала, что их давно уже списали...

Neoplan-"ветеран". Уж не знаю кому как, а лично мне он сильно напоминает обычный трамвай.

Итак, сегодняшний день. На протяжении последних двух лет доставкой пассажиров занимаются импортные аэродромные машины, иначе говоря, перронные автобусы: два Cobus'а 3000 (2002-2003 гг. выпуска), два новых Neoplan'а (1998 г.) и один старенький "Неоплан", 1994 года рождения. Перронными автобусами этих германских фирм-производителей пользуются аэропорты практически всей Европы. Данное обстоятельство сыграло не последнюю роль в выборе этих двух марок для нашего аэродромного хозяйства.

Германская фирма Contrac - крупнейший поставщик аэродромных автобусов. Ее детища Cobus 3000 (кузов швейцарского производства покоится на шасси дочерней мерседесовской фирмы NAW) работают в сотнях аэропортов всех континентов планеты. Модель появилась в 1995 году – огромный 14-метровый автобус шириной 3 м впервые был представлен на выставке аэродромного оборудования во Франкфурте. Постепенно "Кобус" захватил львиную долю мирового рынка аэродромных автобусов.

Cobus 3000: длинный кузов имеет 6 сдвижных двустворчатых пассажирских дверей, плюс одну распашную водительскую. Вид спереди этого гиганта приведен в заставке статьи.

Уникальность данных автобусов заключается в том, что они могут гарантированно прослужить 25 лет - ведь их кузов изготовлен из алюминиевых сплавов. Кроме того, эти машины имеют низкорамное шасси и сверхэкономичные двигатели Mercedes-Benz. Все это резко снижает эксплуатационные и ремонтные расходы и, таким образом, существенно улучшает экономические показатели работы аэропорта. Модельный ряд машин довольно разнообразен. Различно и их использование. А вот флагман автобусной индустрии Cobus 3000, рассчитанный на 143 пассажира, сертифицирован только для работы на взлетном поле. В его внешности сразу бросается в глаза приземистый длинный кузов, имеющий три широких двери с обеих сторон. По отзывам водителей, "немец" имеет мягкий, плавный ход, и оборудован системой "приседания", т.е. может наклоняться как в одну, так и другую сторону для облегчения посадки. Его "коллега", герр Neoplan может вместить около 118 пассажиров; он немного меньше в размерах, но конструктивно практически идентичен "Кобусу".

Промо-фотографии современной модели Neoplan'а, сделанные в одном из европейских аэропортов. Лаконичный дизайн с привкусом постмодернизма.

Аналогичный автобус в Алматы: заводская "синька", анфас и нутро машины. Простая белая окраска, думается, не самый лучший вариант в возможной палитре кузовных расцветок.

Однако перечень пассажирского транспорта в ангаре ССТ на этом не заканчивается. В арсенале аэропорта имеется также семь микроавтобусов для VIP- пассажиров. Из них пять стареньких Peugeot и два новых Volkswagen, но в скором времени ожидается обновление - еще пять новеньких микроавтобусов VW, которые заменят предыдущих "пожилых" товарищей. Также есть автобусы пригородного и городского типа, класса "люкс", которые транспортируют экипажи иностранных авиакомпаний, прибывших в наш аэропорт. Их маршрут не ограничивается территорией аэродрома, поскольку они доставляют иностранные экипажи до гостиницы непосредственно в центре Алматы, и т. п. Так что их легко можно увидеть на наших улицах.

У всех пяти перронных моделей автоматическая КПП; по словам моего собеседника – начальника службы специализированного транспорта, Микитенко А.Л., они легки в управлении, но, тем не менее, для того чтобы работать за рулем аэродромного автобуса, необходимо иметь стаж вождения не менее пятнадцати лет. Это говорит о том, что водитель должен быть предельно внимательным и способным полностью обеспечить безопасный проезд пассажирам в любой экстремальной ситуации. И в то же время, замечу, что заработная плата водителя аэродромного автобуса не так уж и высока, практически соответствуя получке "городского" шофера, плюс небольшая доплата за дополнительные ночные часы.

Чем же все таки эти автобусы отличаются от обыкновенных, почему они не эксплуатируются на городских маршрутах? Во-первых, потому что они рассчитаны на короткий, непродолжительный проезд с максимальным количеством пассажиров, об этом говорит небольшое число посадочных мест, и значительное превосходство стоячих. Во-вторых, перронные автобусы низкопольные, для того, чтобы максимально возможное количество пассажиров быстро и удобно разместилось в салоне. Плюс двери по обеим сторонам, что дает возможность автобусу припарковаться в нужном месте без лишних маневров. И, наконец, нестандартная ширина, значительно превышающая нормативы обычных дорог.

Согласно конструктивным планам нового терминала аэропорта, он, в отличие от безвременно усопшего старого здания, оборудован причальными рукавами. Тем не менее, последних всего два; следовательно, не все приземлившиеся лайнеры смогут одновременно "припарковаться" к ним. А значит, работенка у аэродромных автобусов все-таки останется…

Ю. ЛЫМАРЬ
"Мегаполис-За рулем", 2003 г.

Hosted by uCoz