Аллея славы
Поздравляю победителей, приславших верный ответ!
| Corvus | corvus@samtel.ru |
| Василий | svg1@mail333.com |
| Grigoriy | av9561@comtv.ru |
| Александр Абрамов | marselle27@land.ru |
| Василий Грабарь | Grabar-Wasili@yandex.ru |
| Залп из всех орудий в их честь!!! |
Загадка эта, надо признаться, вызвала массу вариантов ответов, среди которых значились Horch 901 (он же Horch Efm, он же Kfz 15), Steyr 1500A, Skoda 952 и даже "кюбель обыкновенный" - VW 82. В общем, перебрали чуть ли не весь парк штабных машин вермахта... Итак, читайте аннотацию к неизвестной фотографии №5
№ 5/2004
Тяжелый 4х4х4 - Horch 108/801 Тур 1а/1b (1938-41)
Сперва, судари, давайте разберемся с опознанием. Маленький фольксвагеновский "кюбель", разумеется, отпадает сразу; горбоносый грузовичок Steyr 1500A, коротыш Stoewer R200 и поджарая Skoda 952 - тоже, явно герои не нашего романа...
Остается лишь "младший брат" - Horch 901. И здесь ключевым элементом идентификации является... передняя дверь. У более крупного 801-го она имеет колесный вырез спереди и распахивается против хода движения, а у 901-го - вырез сзади (под "запаску") и открывается "по обычному". Впрочем, все видно на снимках.
И, теперь, немного занимательных сведений об истории машины, как обычно...

Модель Horch 108 Тур 1а
первых лет выпуска была оснащена 3,5-литровым
двигателем Horch и механическими тормозами.
Собственно, обозначение Тур 1а использовалось
только для идентификации шасси. Кузова же
классифицировались Kfz-индексами согласно их
назначению. Первое шасси компании Auto-Union/ Horch для
тяжелого армейского пассажирского автомобиля
(Eincheitsfahrgestell II fuer schwerer Personenkraftwagen) начало
выпускаться в 1935 г. Согласно заданию,
предполагалось двоякое использование
стандартного шасси - во-первых, в качестве
легкового автомобиля с двигателем в передней
части шасси, во-вторых, в виде бронеавтомобиля с
задним расположением мотора. Именно последнее
применение в основном и предопределило
разработку шасси с управляемыми и ведущими
колесами на обеих осях Тур 1а и в следующей
модификации 1b (1939-1940 гг.).
Коробка скоростей имела 5 передач вперед и одну назад. На автомобилях была независимая подвеска всех колес. Длинноходовые амортизаторы включались в зависание, чтобы предотвратить повреждения рулевых тяг. Использование четырех ведущих колес на высоких скоростях часто вело к потере автомобилем управляемости и к заносам.
Одновременно
производилось два типа шасси. Сначала тип
Einheits-fahrgestell I fuer sPkw, предназначенный для тяжелых
легковых автомобилей с передним расположением
двигателя, оснащался механическими тормозами и
3,5-литровым двигателем Horch. Второе шасси с
гидравлическими тормозами и 3,8-литровым
двигателем Horch, установленным в задней части
рамы, предназначалось для использования в
бронеавтомобилях. Оба шасси были обеспечены
довольно большими радиаторами, которые вполне
удовлетворительно охлаждали двигатели при
различных атмосферных условиях на всех широтах -
от зимней Финляндии до Северной Африки.
Производство автомобиля начиналась в 1938 году. Практически все изготовленные машины имели одинаковый тип шасси до 1940 г., когда были произведены изменения в конструкции. В 1940 г. компания Ford в Берлине начала выпуск того же шасси, но с 3,6-литровым фордовским двигателем V8, мощностью 78 л.с. Все машины после 1940 г. имели упрощенные шасси, запасные колеса с подвесов переехали внутрь кузова. Этот вариант машины обозначался как Тур 40. Шасси Тур 40 оснащалось двигателем Horch или Ford в зависимости от места изготовления. Производство Horch 108 прекратилось в 1941 г., уступив место на конвейере автомобилям, выпускавшемся по Schell-программе, полностью реорганизовавшей автомобилестроение в военных целях.
Легковые автомобили Auto-Union/ Horch присутствовали практически на всех полях сражений Второй мировой войны и стали одними из самых распространенных легковых машин вермахта, представленных в различных версиях. В основном, в вермахте использовалось 7 типов небронированных спецмашин на шасси Horch 108:
- закрытые кузова: фургоны Kfz.31 и Kfz.24;
- открытые кузова: Kfz.7, Kfz.23, Kfz.69, Kfz.85 и Kfz.81.

Наиболее интересными были легкие машины противовоздушной обороны Kfz.81. Этот автомобиль имел экипаж из семи человек и нес 20-мм зенитное орудие Тур 30. Боекомплект составлял 800 выстрелов. Эти мобильные зенитные установки широко использовались на Восточном фронте, а также в Северной Африке, в Африканском Корпусе фельдмаршала Роммеля. Несмотря на то, что Kfz.81 считали очень удачной машиной и широко использовали на всех фронтах, опыт его эксплуатации свидетельствовал о сильной перегрузке шасси. Дефектные ведомости часто включают трещины и поломки рам, особенно в районе передней поперечины, поломки пружин и срез заклепок в местах крепления лафета автоматического орудия. 20-мм зенитка оказалась слишком тяжелой для Horch 108. Немаловажным недостатком оказалась и малая мощность двигателя для полностью загруженной машины.
Общий выпуск Horch 108 Тур 1а/1b составил около 5000 экземпляров (из них 2020 действительно стали автомобилями, остальные оделись в броню). Auto-Union/Horch выпустил 2904 шасси всех моделей, Ford на своем берлинском филиале - 1901 шасси.