Аллея славы

Поздравляю победителей, приславших верный ответ!

Corvus corvus@samtel.ru
Василий svg1@mail333.com
Grigoriy av9561@comtv.ru
Александр Абрамов marselle27@land.ru
Василий Грабарь Grabar-Wasili@yandex.ru
ба-бах!!! Залп из всех орудий в их честь!!! ба-бах!!!

Загадка эта, надо признаться, вызвала массу вариантов ответов, среди которых значились Horch 901 (он же Horch Efm, он же Kfz 15), Steyr 1500A, Skoda 952 и даже "кюбель обыкновенный" - VW 82. В общем, перебрали чуть ли не весь парк штабных машин вермахта... Итак, читайте аннотацию к неизвестной фотографии №5


№ 5/2004

Тяжелый 4х4х4 - Horch 108/801 Тур 1а/1b (1938-41)

Сперва, судари, давайте разберемся с опознанием. Маленький фольксвагеновский "кюбель", разумеется, отпадает сразу; горбоносый грузовичок Steyr 1500A, коротыш Stoewer R200 и поджарая Skoda 952 - тоже, явно герои не нашего романа...

VW 82 Skoda 952
Steyr 1500A Stoewer R200

Остается лишь "младший брат" - Horch 901. И здесь ключевым элементом идентификации является... передняя дверь. У более крупного 801-го она имеет колесный вырез спереди и распахивается против хода движения, а у 901-го - вырез сзади (под "запаску") и открывается "по обычному". Впрочем, все видно на снимках.

Horch 801 Horch 901

И, теперь, немного занимательных сведений об истории машины, как обычно...

Модель Horch 108 Тур 1а первых лет выпуска была оснащена 3,5-литровым двигателем Horch и механическими тормозами. Собственно, обозначение Тур 1а использовалось только для идентификации шасси. Кузова же классифицировались Kfz-индексами согласно их назначению. Первое шасси компании Auto-Union/ Horch для тяжелого армейского пассажирского автомобиля (Eincheitsfahrgestell II fuer schwerer Personenkraftwagen) начало выпускаться в 1935 г. Согласно заданию, предполагалось двоякое использование стандартного шасси - во-первых, в качестве легкового автомобиля с двигателем в передней части шасси, во-вторых, в виде бронеавтомобиля с задним расположением мотора. Именно последнее применение в основном и предопределило разработку шасси с управляемыми и ведущими колесами на обеих осях Тур 1а и в следующей модификации 1b (1939-1940 гг.).

Коробка скоростей имела 5 передач вперед и одну назад. На автомобилях была независимая подвеска всех колес. Длинноходовые амортизаторы включались в зависание, чтобы предотвратить повреждения рулевых тяг. Использование четырех ведущих колес на высоких скоростях часто вело к потере автомобилем управляемости и к заносам.

Одновременно производилось два типа шасси. Сначала тип Einheits-fahrgestell I fuer sPkw, предназначенный для тяжелых легковых автомобилей с передним расположением двигателя, оснащался механическими тормозами и 3,5-литровым двигателем Horch. Второе шасси с гидравлическими тормозами и 3,8-литровым двигателем Horch, установленным в задней части рамы, предназначалось для использования в бронеавтомобилях. Оба шасси были обеспечены довольно большими радиаторами, которые вполне удовлетворительно охлаждали двигатели при различных атмосферных условиях на всех широтах - от зимней Финляндии до Северной Африки.

Привод к управляемым задним колесам был не только сложным, но и капризным. Вдобавок он на 100 килограмм утяжелял машину. К 1941 году стало окончательно ясно, что деликатно скроенные механизмы трансмиссии немецких "стандартных" вездеходов всех классов плохо защищены от грязи. Они оказались совершенно непрактичны в распутицу, особенно на украинском черноземе, российском гололеде и в песках Северной Африки.
Из-за боковых "запасок" двери оказались очень узкими, и быстрый выход через них был затруднен. (Напомним, что у того же Willys MB, например, дверей вообще не было, только брезентовые пологи, так что в случае авианалета экипаж мог стремительно покинуть машину). К тому же, поскольку Германия не имела собственного натурального каучука (синтетического просто не хватало) и применение двух "запасок" на машину было непомерной роскошью, от идеи "опорных колес" пришлось отказаться.

Производство автомобиля начиналась в 1938 году. Практически все изготовленные машины имели одинаковый тип шасси до 1940 г., когда были произведены изменения в конструкции. В 1940 г. компания Ford в Берлине начала выпуск того же шасси, но с 3,6-литровым фордовским двигателем V8, мощностью 78 л.с. Все машины после 1940 г. имели упрощенные шасси, запасные колеса с подвесов переехали внутрь кузова. Этот вариант машины обозначался как Тур 40. Шасси Тур 40 оснащалось двигателем Horch или Ford в зависимости от места изготовления. Производство Horch 108 прекратилось в 1941 г., уступив место на конвейере автомобилям, выпускавшемся по Schell-программе, полностью реорганизовавшей автомобилестроение в военных целях.

Легковые автомобили Auto-Union/ Horch присутствовали практически на всех полях сражений Второй мировой войны и стали одними из самых распространенных легковых машин вермахта, представленных в различных версиях. В основном, в вермахте использовалось 7 типов небронированных спецмашин на шасси Horch 108:

- закрытые кузова: фургоны Kfz.31 и Kfz.24;

- открытые кузова: Kfz.7, Kfz.23, Kfz.69, Kfz.85 и Kfz.81.

Наиболее интересными были легкие машины противовоздушной обороны Kfz.81. Этот автомобиль имел экипаж из семи человек и нес 20-мм зенитное орудие Тур 30. Боекомплект составлял 800 выстрелов. Эти мобильные зенитные установки широко использовались на Восточном фронте, а также в Северной Африке, в Африканском Корпусе фельдмаршала Роммеля. Несмотря на то, что Kfz.81 считали очень удачной машиной и широко использовали на всех фронтах, опыт его эксплуатации свидетельствовал о сильной перегрузке шасси. Дефектные ведомости часто включают трещины и поломки рам, особенно в районе передней поперечины, поломки пружин и срез заклепок в местах крепления лафета автоматического орудия. 20-мм зенитка оказалась слишком тяжелой для Horch 108. Немаловажным недостатком оказалась и малая мощность двигателя для полностью загруженной машины.

Общий выпуск Horch 108 Тур 1а/1b составил около 5000 экземпляров (из них 2020 действительно стали автомобилями, остальные оделись в броню). Auto-Union/Horch выпустил 2904 шасси всех моделей, Ford на своем берлинском филиале - 1901 шасси.

Подобных машин в мире сохранились считанные единицы. Несколько штук в Германии, одна в Чехии, если поскрести по различным музеям, может, еще с полдюжины наберется...

вернуться в Угадайку

Hosted by uCoz