Аллея славы

Поздравляю всех, приславших верный ответ! И вот имена победителей:

Сергей serge@it.pcom.ru
Олег Кондаков ok101@yandex.ru
Роман Фролов fr.roman@mail.ru
ба-бах!!! Залп из всех орудий в их честь!!! ба-бах!!!

Чуть ниже можно прочитать аннотацию к неизвестной фотографии № 9


№ 9/2003

Грузовик из Златы Праги – Praga V3S

В 1907 году Чешско-Моравский машиностроительный завод в Праге построил свой первый автомобиль. Это была небольшая машина с двухцилиндровым двигателем, изготовленная по лицензии французской фирмы "Шарон". Так начиналась история знаменитой чехословацкой марки "Прага". Автомобили с этим именем зарекомендовали себя надежными, выносливыми и долговечными. В двадцатые-тридцатые годы завод "Прага", являясь частью крупнейшего машиностроительного концерна ЧКД, считался крупнейшим производителем автомобилей в Чехословакии. Он выпускал их столько же, сколько все остальные предприятия страны вместе взятые.

Номенклатура изделий завода в 30-е гг. была весьма широкой и включала в себя не только легковушки и грузовики, но и троллейбусы и автобусы, как этот "TO-II" (1937 г.)

В ходе начавшейся Второй мировой войны, завод выпускал технику различного назначения для вермахта; поэтому неудивительно, что в конце войны он оказался практически полностью разрушен союзной авиацией. После установления в Чехословакии народной власти автозавод "Прага" был национализирован. В интересах развития хозяйства предприятие стало выпускать только грузовые автомобили, еще довоенных типов.

Газогенераторный грузовик "Прага ND" грузоподъемностью 7 т. (1945 г.)

Их производство прекратилось в 1953 году, когда в серию был запущен армейский трехосный автомобиль повышенной проходимости "Прага V3S" грузоподъемностью 4,5 т, пригодный для эксплуатации в самых тяжелых условиях. На машине устанавливался рядный 6-цилиндровый четырехтактный дизель Т 912 (7412 см.куб., 98 л.с.). В трансмиссии были применены четырехступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка с электропневматическим управлением и блокируемые дифференциалы. Все три моста были ведущими, подвеска колес зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах. Грузовик оснащался лебедкой с тяговым усилием 3 т. При полной массе 10,5 т автомобиль развивал скорость 60 км/ч. 

"Прага V3S" с деревянным бортовым кузовом

На базе "V3S" чуть позже была разработана гражданская двухоска "S5T" грузоподъемностью 5 тонн. Было также освоено производство седельных тягачей "Прага S5T-TN" (позже - "Прага S5T-2TN"). Они имели укороченную базу и двигатель повышенной мощности. Кабина, унифицированная с кабиной грузовика "Шкода 706", была расположена над двигателем. Тягач мог работать с полуприцепами общей массой до 13,5 т. Список автомобилей различного назначения, созданных на базе "Праги V3S" включал в себя 3500-лировые цистерны, лесовозы, краны, передвижные госпитали и лаборатории.

Передвижная рентген-установка на базе "V3S". Несколько сотен подобных машин было построено для СССР в 1970-80-х гг.

Трехосное полноприводное шасси автомобиля послужило основой для создания специальных военных машин, таких как 32-ствольная установка реактивной артиллерии (калибр 130 мм) и самоходная бронированная зенитная установка (спаренная 30-мм автоматическая пушка). 

ЗСУ-30-2 образца 1953/1959 гг. Машина состояла на вооружении армий Чехословакии, Югославии и Ливии.

В 1964 году производство грузовиков было переведено на завод "Авиа" в Праге, где они в несколько обновленном виде продолжали выпускаться ряд лет, сохраняя при этом первоначальную марку "Прага". Всего до 1985 года, когда прекратилось производство этой замечательной машины, произвели 61646 экземпляров серии "V3S".

вернуться в Угадайку

Hosted by uCoz