Аллея славы
Поздравляю победителя, приславшего верный ответ!
Евгений Ивашов | jecky21@mail.ru |
Залп из всех орудий в его честь!!! |
Чуть ниже можно прочитать аннотацию к неизвестной фотографии № 8
№ 8/2003
Сказки атомной эры: Ford Nucleon’58
Никогда еще в своей истории Америка не была столь окрылена верой в светлое будущее, как в далекие 50-е годы
XX века. Позади остались массовая безработица, экономические и военные потрясения тридцатых-сороковых, экономика была на подъеме, а до вьетнамской кампании и волн нечесаных хиппи, захлестнувших страну в конце 60-х, было еще далеко. Современную историю США последних двадцати лет тоже нельзя назвать безмятежной для морального здоровья – здесь и стресс ежедневной гонки за преуспеванием, сопровождаемый лозунгом "make money", и невесть откуда взявшаяся политкорректность, когда белое нельзя назвать белым, а черное черным. Под глянцево-лаковой оболочкой белозубых улыбок нарывают душевные раны и зреют конфликты – вот откуда в Штатах наибольшее число адвокатов и психотерапевтов на душу населения в мире. А тут еще 11 сентября и почти шекспировский вопрос - "почему нас не любят в мире"…Поэтому берусь утверждать, что Америка Эйзенхауэра, или
"Айка", как почти нежно называли своего президента американцы, была самой романтической в новейшей истории страны. НТР била фонтаном – ведь именно тогда обществу предстали во всей своей красе фантастические достижения реактивной техники и нарождающейся космонавтики, появились первые телевизоры и дешевые синтетические материалы, вроде тех же нейлоновых чулок для sexy girls, угрюмо-каменные небоскребы уступали место модерновым башням из стали и стекла, а в дансингах начинали крутить рок-н-ролл. Но главное было то, что это десятилетие стало Эрой Атома.Тот обстоятельство, что под завес минувшей войны серебристые Б-29 сожгли дотла с помощью этого самого атома пару городков чертовых джапов, среднего американца ничуть не смущало: сами виноваты, косоглазые, нечего было бомбить Пирл-Харбор, поделом, в следующий раз умнее будут… Чернобыльский набат еще не пробил; посему перспективы применения чудо-энергии рисовались просто радужные.
О военных аспектах использования урана-235 или плутония-239 как-то говорилось невнятно («охота на ведьм» под эгидой комиссии, возглавляемой бешеным сенатором Маккарти, все-таки не прошла бесследно), и акцент делался на то, что «мирный атом» вскоре войдет в каждый дом.
"Попьюлар Мекэникс" и прочие научно-популярные издания пестрели проектами явными и мнимыми – на тему, что в недалеком будущем появятся корабли и локомотивы, самолеты и вертолеты, даже холодильники и наручные часы с ядерными реакторами внутри.Детройт не мог остаться в стороне от атомной эйфории, и принял живейшее участие в ней. В 1958 году публике был представлен очередной
"дрим-кар", автомобиль-мечта, Ford Nucleon - он же "ядерный Форд". Естественно, пока только неходовой макет, поскольку специализированного автомобильного реактора на тот момент еще не существовало в природе. Несомненно, это был бы почти идеальный автомобиль, который обслуживался исключительно на специализированных станциях высококвалифицированным персоналом, а у владельца бы не болела голова на предмет стоимости бензина или темпах опорожнения топливного бака, поскольку запаса урана хватало бы как минимум на несколько лет беспрерывной езды.Приплюснутый экипаж имел двухместную кабину в передней части кузова, а в вырезе кормы располагалось съемно-модульное
"атомное сердце". Предполагалось, что водитель сможет повелевать мощностью двигателя при помощи обычной педали акселератора, соединенной напрямую (!!!) с управляющими графитовыми стержнями реактора.Остается лишь облегченно перевести дыхание, будучи уверенным, что ни один промышленный образец такого дорожного транспорта, к счастью, так и не увидел свет. Что бы произошло с ним и окружающим районом в радиусе, эдак километров десяти, в случае столкновения, остается только гадать…
Впрочем, проект погубили вовсе не страхи перед неуправляемой цепной реакцией или возможным радиоактивным загрязнением. В процессе расчетов выяснилось, что даже для самого миниатюрного реактора требуется свинцово-стальная защита массой не менее 50 тонн – что автоматически исключало его применение в легковом автомобилестроении; о финансовых вопросах проекта уже и не говорилось. И в 1961 году по указанию президента Кеннеди все разработки
"атомобилей" были свернуты.Атом так и остался детищем военных, а мирное применение ядерной энергии в мире ограничилось строительством АЭС и нескольких гражданских судов. Может, это и к лучшему...