Аллея славы

Поздравляю победителя, приславшего верный ответ!

Евгений Ивашов jecky21@mail.ru
ба-бах!!! Залп из всех орудий в его честь!!! ба-бах!!!

Чуть ниже можно прочитать аннотацию к неизвестной фотографии № 8


№ 8/2003

Сказки атомной эры: Ford Nucleon’58

Никогда еще в своей истории Америка не была столь окрылена верой в светлое будущее, как в далекие 50-е годы XX века. Позади остались массовая безработица, экономические и военные потрясения тридцатых-сороковых, экономика была на подъеме, а до вьетнамской кампании и волн нечесаных хиппи, захлестнувших страну в конце 60-х, было еще далеко. Современную историю США последних двадцати лет тоже нельзя назвать безмятежной для морального здоровья – здесь и стресс ежедневной гонки за преуспеванием, сопровождаемый лозунгом "make money", и невесть откуда взявшаяся политкорректность, когда белое нельзя назвать белым, а черное черным. Под глянцево-лаковой оболочкой белозубых улыбок нарывают душевные раны и зреют конфликты – вот откуда в Штатах наибольшее число адвокатов и психотерапевтов на душу населения в мире. А тут еще 11 сентября и почти шекспировский вопрос - "почему нас не любят в мире"…

Добрый дедушка АйкПоэтому берусь утверждать, что Америка Эйзенхауэра, или "Айка", как почти нежно называли своего президента американцы, была самой романтической в новейшей истории страны. НТР била фонтаном – ведь именно тогда обществу предстали во всей своей красе фантастические достижения реактивной техники и нарождающейся космонавтики, появились первые телевизоры и дешевые синтетические материалы, вроде тех же нейлоновых чулок для sexy girls, угрюмо-каменные небоскребы уступали место модерновым башням из стали и стекла, а в дансингах начинали крутить рок-н-ролл. Но главное было то, что это десятилетие стало Эрой Атома.

Тот обстоятельство, что под завес минувшей войны серебристые Б-29 сожгли дотла с помощью этого самого атома пару городков чертовых джапов, среднего американца ничуть не смущало: сами виноваты, косоглазые, нечего было бомбить Пирл-Харбор, поделом, в следующий раз умнее будут… Чернобыльский набат еще не пробил; посему перспективы применения чудо-энергии рисовались просто радужные.

На дорогах Будущего

О военных аспектах использования урана-235 или плутония-239 как-то говорилось невнятно («охота на ведьм» под эгидой комиссии, возглавляемой бешеным сенатором Маккарти, все-таки не прошла бесследно), и акцент делался на то, что «мирный атом» вскоре войдет в каждый дом. "Попьюлар Мекэникс" и прочие научно-популярные издания пестрели проектами явными и мнимыми – на тему, что в недалеком будущем появятся корабли и локомотивы, самолеты и вертолеты, даже холодильники и наручные часы с ядерными реакторами внутри.

Детройт не мог остаться в стороне от атомной эйфории, и принял живейшее участие в ней. В 1958 году публике был представлен очередной "дрим-кар", автомобиль-мечта, Ford Nucleon - он же "ядерный Форд". Естественно, пока только неходовой макет, поскольку специализированного автомобильного реактора на тот момент еще не существовало в природе. Несомненно, это был бы почти идеальный автомобиль, который обслуживался исключительно на специализированных станциях высококвалифицированным персоналом, а у владельца бы не болела голова на предмет стоимости бензина или темпах опорожнения топливного бака, поскольку запаса урана хватало бы как минимум на несколько лет беспрерывной езды.

Приплюснутый экипаж имел двухместную кабину в передней части кузова, а в вырезе кормы располагалось съемно-модульное "атомное сердце". Предполагалось, что водитель сможет повелевать мощностью двигателя при помощи обычной педали акселератора, соединенной напрямую (!!!) с управляющими графитовыми стержнями реактора.

Остается лишь облегченно перевести дыхание, будучи уверенным, что ни один промышленный образец такого дорожного транспорта, к счастью, так и не увидел свет. Что бы произошло с ним и окружающим районом в радиусе, эдак километров десяти, в случае столкновения, остается только гадать…

Проект "Нуклеон II"

Впрочем, проект погубили вовсе не страхи перед неуправляемой цепной реакцией или возможным радиоактивным загрязнением. В процессе расчетов выяснилось, что даже для самого миниатюрного реактора требуется свинцово-стальная защита массой не менее 50 тонн – что автоматически исключало его применение в легковом автомобилестроении; о финансовых вопросах проекта уже и не говорилось. И в 1961 году по указанию президента Кеннеди все разработки "атомобилей" были свернуты.

Атом так и остался детищем военных, а мирное применение ядерной энергии в мире ограничилось строительством АЭС и нескольких гражданских судов. Может, это и к лучшему...

Один из последних "дрим-каров" - турбинный Ford Seattle (1962 г.)

вернуться в Угадайку

Hosted by uCoz