Аллея славы

Поздравляю победителя, приславшего верный ответ!

Виктор Агупов agupov@mail.rcom.ru
ба-бах!!! Залп из всех орудий в его честь!!! ба-бах!!!

Чуть ниже можно прочитать аннотацию к неизвестной фотографии № 5


№ 5/2003

Трамплин к звездам - Marion Transporter

В Штатах существует немало фирм-производителей спецтехники, имена которых в кругах профессионалов уже давно стали легендарными. К их числу можно смело отнести фирму Marion Power Shovel Company, или проще говоря - Marion. 

"Мэрион" не одно десятилетие является изготовителем №1 горнодобывающей техники и карьерных экскаваторов, т.е. того, что передвигается на гусеницах (американцы зовут подобные аппараты краулерами). Поэтому неудивительно, что когда в середине 1960-х перед американским космическим руководством встал выбор подрядчика для создания транспортера для нового детища Вернера фон Брауна - сверхмощной ракеты "Сатурн-5" (да-да, той самой, которая доставила первых людей на Луну), НАСА особо долго не колебалось. Ведь если на Байконуре "Союзы" и "Протоны" свою первую и последнюю наземную поездку осуществляют в лежачем состоянии по ж/д, то их американские собратья из Центра Кеннеди к месту старта "путешествуют" на гусеничном ходу. Прямо вместе со стартовой платформой.

В 1965 году было построено два супер-транспортера, стоимостью что-то около 14 миллионов тогдашних долларов каждый. Конструктивно этот уникальный транспорт представляет из себя пространственную ферму-шасси с четырьмя спаренными гусеничными движителями, расположенными по ее краям. Внутри конструкции находятся силовые агрегаты и механизмы обеспечения жизнедеятельности, а ее верхняя часть служит универсальной платформой, которая приспособлена к различным видам "поклажи". Приведем несколько занимательных технических аспектов "Мэриона":

- Габариты - 40 х 34,7 м

- Высота транспортера от уровня земли до верха платформы - 6/8 м

- Суммарная мощность дизелей - 8000 л.с.

- Вес пустого - 2700 т, с нагрузкой - 5500 т.

Транспортер управляется двумя операторами (в передней и задней кабинах). Высота гусеницы - 3 м, длина - 12,5 м, а масса каждого из 57 траков составляет около тонны. Таким образом, суммарный вес всех гусеничных лент - почти 450 тонн!

 

Два дизеля мощностью в 2750 л.с вращают четыре генератора по 1000 кВт, которые, в свою очередь, приводят в движение шестнадцать гусеничных двигателей. Функции управления, освещения, вентиляции обеспечивают еще два тысячесильных дизельных мотора, сблокированных с двумя же генераторами   по 750 кВт. Для прочих вспомогательных целей имеются еще пара 150-киловаттных генератора.

Собственно, весь этот long way to Tipperary составляет всего 5 миль, которые проходятся со скоростью 1 миля/в час - с нагрузкой, и вдвое быстрее назад, порожняком. Система стабилизации компенсирует уклон в 5 градусов, имеющий место быть между ангаром и стартовой площадкой. Персонал, занятый для проведения операции доставки, насчитывает 11 человек - водителей, техников и наблюдателей-контролеров движения. После ухода "Сатурнов" со сцены, "пассажирами" "Мэриона" стали челноки-шаттлы, вроде "Атлантиса" (на снимке сверху). Обратите внимание, кстати, на группку людей левее этого монстра.

И еще один интересный момент, касающийся не столько транспортера, сколько его "родителя". Фирма Marion прославилась также и весьма необычными карьерными самосвалами (о подобных авто уже шла речь в самой первой Угадайке) серии V-Con, которые производились с 1971 по 1980 годы "грузовым" подразделением компании. Ежемесячно, по одному экземпляру, там собирали сверхмощные и, пожалуй, самые оригинальные "карьерники" грузоподъемностью 250-270 т.

Marion V-Con 3006 (1974 г.)

Их главными особенностями стали размещение всего силового агрегата в едином блоке поперечно в центральной части шасси, применение восьми 51-дюймовых односкатных колес, укрепленных на едином заднем и двух коротких передних мостах попарно с обеих сторон машины; использование для изменения направления движения двух пар передних колес, смонтированных на вертикальных поворотных стойках с гидроприводом. Модель "3006", приведенная на снимке, оснащалась дизелем с турбонаддувом в 3000 л.с., который вращал генератор переменного тока, подававший, соответственно, электроэнергию на 6 тяговых электромоторов, вмонтированных в ступицы всех четырех задних и двух передних наружных колес.

P.S. А вообще-то, ни одно колесное средство передвижения не сравнится в своих размерах с гусеничными машинами. Подтверждением тому - фото карьерного роторного экскаватора прямо-таки невообразимых размеров, присланное мне вскоре после публикации снимка искомого "Мариона":

Страх Божий

вернуться в Угадайку

Hosted by uCoz