Laffly - "проходимец" из Франции

Базовый Laffly S15T 1937 года - таким он открылся мне двадцать лет назад со страниц книги Л.Гоголева "Автомобили в боевом строю"

Утро 6 июня 1940 года в предместьях французского порта Дюнкерк выдалось тихим и безоблачным. Природа словно решила отдохнуть от непрерывной канонады, грохота разрывов снарядов и автоматных очередей, не прекращавшихся здесь последнюю неделю. Капитан Вернер Этцольд, белобрысый коренастый крепыш родом из далекого Дрездена, тоже радовался этой передышке. Он не принадлежал к касте потомственных военных: все свое беззаботное детство Вернер провел в городском автобусном парке, среди огромных желтобоких "МАНов" и "Бюссингов", где работал механиком его отец. Поэтому, когда настало время определиться с выбором военной службы, юноша, не задумываясь, пошел поближе к технике - в "панцерваффе", новорожденные танковые войска Германии. 

Почти три недели его дивизия в составе танкового корпуса генерала Гудериана непрерывно с боями  шла вперед, громя отступавшие англо-французские части. Операция "Гельб" развивалась лучше некуда: уже к вечеру 16 мая, спустя всего семь дней после начала активных боевых действий на Западном фронте, полумиллионная группировка в составе английского экспедиционного корпуса генерала Горта и 1-й французской армии на севере оказалась отрезанной от основных сил и была прижата к побережью Ла-Манша.

29 мая германские клещи сомкнулись. Казалось, что вот-вот надменные бритты и поникшие французы сложат свое оружие и капитулируют… но вдруг откуда-то сверху последовал обескураживающий приказ остановиться, и противник почти беспрепятственно ускользнул на другой берег пролива, в Англию, оставив, однако, почти все свое оружие и технику на пляжах Дюнкерка, через который и шла эвакуация союзников. Поле боя, тем не менее, осталось за немцами, и теперь они могли законно пожинать трофеи.

Итак, получив поутру приказ своего командира, Этцольд, как офицер материально-технической службы, захватил с собой фельдфебеля, дюжину солдат и поехал осматривать брошенную технику врага. Когда его грузовик спустился с холмов в прибрежную болотистую низменность, взору изумленных немцев открылась незабываемая картина: у полосы прибоя – и дальше в море уходили колонны армейских фургонов, санитарных машин и автобусов. Вернер догадался, что эти несчастные автомобили послужили своего рода причалом для посадки на суда, поскольку те не смогли подойти близко к неглубокому и пологому берегу. Радужно-переливчатая от разлитого бензина вода плескалась у их крыш, а рядом плавали деревянные обломки и спасательные жилеты. Песок был усеян тысячами касок, несметным множеством ящиков, винтовками и пулеметами, брошенным снаряжением, мусором и бог весть чем еще.

Теперь им предстояло выяснить степень профпригодности всего этого добра для дальнейшего использования – но на этот раз уже на благо фатерлянда. К исходу дня, уставший Этцольд наткнулся на стоявшую поодаль от этого безобразия открытую камуфлированную машину. По внешнему виду это был артиллерийский тягач, чем-то напоминавший родные "Круппы", такой же крепко сбитый, полноприводной трехосный грузовичок, с узким и сильно выдвинутым вперед кожухом моторного отсека, в придачу увенчанным с краев парой лупоглазых фар. Сбоку было выштамповано – Laffly

Тягач Laffly S15T 1938 года из состава 2-й механизированной драгунской дивизии

Парижская фирма "Лаффли", основанная в 1859 году, сперва занималась выпуском паровых двигателей и дорожных катков, пока к началу первой мировой войны не "дозрела" до автомобильной продукции – благодаря наследникам основателя, Александру и Морису Лаффли. В результате, в 1920-30-е годы компания выпускала самые разнообразные автомобили – от броневиков и тяжелых армейских тягачей до пожарных и коммунальных машин. Гамма грузовиков включала в себя двухосные модели грузоподъемностью 3-7 тонн, которые первыми во Франции получили двухтактные дизели с двумя противоположно движущимися поршнями в каждом цилиндре.

Одна из моделей фирмы – 5-тонный грузовик "Сахара" образца 1930 года успешно совершил в 1933 году пробег в 13 тысяч километров от Парижа до африканского государства Чад и обратно, расходуя всего 18 л топлива на 100 км. В те же годы у "Лаффли" завязывается плодотворное сотрудничество с другой французской фирмой схожего профиля – "Гочкисс" (Hotchkiss), двигатели разработки которой стали устанавливаться на машины обеих компаний. В свою очередь, многие машины "Лаффли" выпускались на предприятиях партнера под именем "Гочкисс".

Тот самый грузовик "Сахара" и низкорамная пожарная лестница Laffly ABL6 1939 года

В 30-е годы над Европой стали сгущаться тучи новой войны. В этих условиях происходило неуклонное расширение объема военных заказов для французской армии, и "Лаффли", наряду с такими именитыми производителями как "Панар" (Panhard) и "Берлие" (Berliet), приступил к созданию специальной серии универсальных армейских автомобилей повышенной проходимости. К 1938 году на двух заводах "Лаффли" трудилось уже 1250 человек.

Командирская машина/артиллерийский тягач Laffly V15T 1939 года (модель)

особенности французской школы полноприводников хорошо видны на примере модели этого "Лаффли"Следует сказать, что французские проектировщики всегда искали свой особый, самобытный путь. В основе конструкции их полноприводных машин формулы 4 х 4 или 6 х 6 эпохи 30-х, лежала так называемая бортовая схема трансмиссии, впервые выдвинутая и реализованная на армейских автомобилях фирмой "Панар". В ней, после коробки передач, была предусмотрена раздаточная коробка с единственным (межбортовым) блокируемым дифференциалом. Главная передача каждого колеса имела свой понижающий редуктор (или была червячного типа), свой карданный вал с двумя шарнирами каждый. Трансмиссия получалась очень сложной, но... Все ее механизмы сосредотачивались вдоль бортов, и в кузове с низким полом было достаточно места для пассажиров или вооружения. Дифференциал же существовал в единственном числе, чем удешевлялось производство и ремонт.

Грузовик S20TL 4-й драгунской дивизии с 25-мм орудием в кузове. Абвиль, май 1940 г.

Семейство военных автомобилей марки "Лаффли" состояло из следующих серий - небольших V10/V15 (4 х 4), среднеразмерных S15/W15 (6 х 6) и S20/S25 (6 х 6) и тяжелых S35/S45 (6 х 6); мощность моторов колебалась в диапазоне от 38 до 110 л.с. Все они поступили на службу в войска в 1936-1940 гг. Преимущественно ими оснащались драгунские кавдивизии – так, несколько архаично, во французской армии звались моторизованные части, призванные сопровождать танки в бою. В Германии же подобные соединения проходили как "панцергренадерские".

Общим для этих разнокалиберных машин оставались конструкция простого, технологичного в производстве и обслуживании кузова, который мог иметь равно как традиционные двери, так и упрощенные вырезы вместо них; независимая подвеска широких односкатных колес и, конечно же, совершенно неподражаемый стиль передка. Также в передней части корпуса обычно монтировались катки небольшого диаметра, помогавшие преодолевать рвы и окопы. Еще одна пара подобных катков располагалась под средней частью автомобиля – она облегчала переезд через вертикальные препятствия.

Laffly S20T (1940 г.)

Laffly W15T (1940 г.)

В какой то мере, малые и большие "Лаффли" стали французским ответом на немецкие "цугкрафтвагены" - полугусеничные транспортеры Sd.Kfz серий 10/6/7/8/9, которые при внешней схожести, также разнились меж собой размерами и возложенными на них функциями. Технические характеристики одного из самых распространенных Laffly - артиллерийского тягача S15T, предназначенного для транспортировки 75-мм противотанкового орудия, боезапаса и расчета к нему, были таковы:

Колесная формула 6 х 6
Прицеп 2,5 т
Вес (полный) 5500 кг
Скорость 60 км/ч
Габариты 5550 х 1750 х 2550 мм
Двигатель карбюраторный, жидкостного охлаждения
Число цилиндров 4
Рабочий объем 2300 куб.см
Мощность 52 л.с. при 3200 об/мин
Трансмиссия четырехскоростная коробка передач, демультипликатор
Подвеска независимая, на листовых рессорах

Парочка различных "Лаффли" - разведчик V15R и передвижная радиостанция S20TL

Каких только средств передвижения не производилось на базе "Лаффли"! Помимо вышеупомянутого тягача, в ассортименте имелись еще и двухосная штабная машина (V15T) и ее разведывательный вариант (V15R), транспортер с пониженным силуэтом (W15T), грузовик с пушкой в кузове (S20TL), эвакуатор (S45T), броневик (S15TOE), колесная самоходка (W15TCC), заправщик, передвижная радиостанция и пр. Остановлюсь только на двух наиболее примечательных разработках.

Laffly S15 TOE 

"Колониальный" броневик Laffly S15 TOE в желтой "пустынной" окраске

Франция, как вторая колониальная держава мира, имела обширные заморские владения, прежде всего на Африканском континенте, где часто вспыхивали конфликты и войны с тамошними племенами (достаточно припомнить только одну борьбу с марокканскими рифами). В 1939 году по заказу военного ведомства фирма "Лаффли" изготовила 45 бронемашин на базе S15T, предназначенных для колониальной службы. Броневик защищался противопульной 7-мм броней и был вооружен пулеметом в полусферической башенке, располагавшейся поверх довольно высокой рубки.

Laffly S15 TOE на испытаниях. Обратите внимание на необычайно широкий диапазон хода подвески: машина как будто карабкается на кручу. Да и без каточков тут тоже пришлось бы туговато

S15 TOE в Париже, на североафриканских улицах и в ангаре

25 машин этого типа были направлены в Северную Африку (Тунис, Марокко, Алжир), а 20 в Экваториальную Африку (Чад, Камерун). В 1940 году итальянская армия захватила несколько броневиков S15 TOE, и они принимали участие в боях с англичанами в Ливии. Но и после войны, в 1945-46 годах, около 10 подобных бронемашин использовались в 5-м полку спаги (вид французской колониальной кавалерии) в Алжире.

Laffly W15 TCC

Laffly W15 TCC из состава французской 4-й танковой дивизии. Ручной пулемет FM на кронштейне – для отпугивания чересчур назойливых пикировщиков

В октябре 1939 года инспектор танковых войск Франции генерал Келлер предложил установить на бронированном грузовике 47-мм пушку и создать таким образом мобильную противотанковую самоходку. В декабре инженеры "Лаффли" начали разработку этой машины, и уже в феврале 1940 года она вышла на испытания. Однако несмотря на их успешное завершение, заказа на изготовление самоходок не последовало. О них "вспомнили" только после прорыва немецких войск в Бельгии. 17 мая фирма наконец-то получила контракт на производство САУ, и с 24 мая по 17 июня 1940 года было выпущено 70 единиц.

Цельнобронный прототип W15 TCC, не пошедший в серию

Основой для этих, безо всякого сомнения оригинальнейших колесных самоходок, послужил трехосник Laffly W15T. В отличие от полностью бронированного прототипа, серийные машины имели лишь частичную бронезащиту орудия и кабины. САУ пошли на укомплектование 14 пятиорудийных батарей и использовались в последних боях на территории Франции весной-летом 1940 года. Они поступали исключительно в танковые соединения французской армии; в частности, 4-я танковая дивизия генерала де Голля получила одну батарею Laffly W15 TCC.

Редчайшие фото прототипа самоходки, построенного в единственном экземпляре

А это уже серийный Laffly W15 TCC, экипаж которого состоял из пяти человек. На снимках военной поры наглядно видны компактные размеры машины. Броневой щиток лобового стекла в походном положении откидывался вверх 

Симпатичная резинкитовская моделька Laffly W15TCC в 1:35

Часть трофейных Laffly немцы переделали в БТР, как этот W15T

После подписания перемирия 24 июня 1940 года и последовавшей вслед за этим оккупации Франции и ее расчленения, среди прочей французской трофейной техники, немцам досталось изрядное количество "Лаффли". Часть из них осталась для несения службы во Франции, но большинство было отправлено на Восточный фронт. Немецкие военные специалисты отмечали хорошее качество изготовления, надежность и отменную проходимость армейских "Лаффли", однако мясорубка боев и дефицит запчастей постепенно сделали свое дело – через полтора-два года машин этой марки в списках автопарков строевых частей вермахта уже не числилось. 

Тяжелый эвакуатор Laffly S45T образца 1940 года на одном из слетов армейской техники.
Еще один триптих этого автомобиля вы можете посмотреть здесь. Видимо, это единственный сохранившийся экземпляр данной модели.

В послевоенные годы происходило медленное угасание "Лаффли". Фирма лишилась своего главного клиента – французскую армию, поскольку та в обилии была оснащена от дядюшки Сэма ленд-лизовскими "Виллисами", "Доджами" и "Джи-Эм-Си" на годы вперед. Недостаток бюджетных средств городских муниципалитетов сдерживал широкие закупки спецтехники, поэтому  "Лаффли", чтобы выжить, вынужден был кооперироваться с другими страдальцами, вроде той же "Делаэ" (Delahaye). Наибольшим спросом пользовались пожарные машины марки, среди коих имелась редкостная 30-метровая выдвижная автолестница.

Послевоенная "пожарка" Laffly B686 (1948 г.) оснащалась рядной 80-сильной "шестеркой" от партнерской фирмы Hotchkiss

Увы - темпы производства продолжали снижаться: в 1949-м компания выпустила 290, а в следующем году – только 100 машин. Не выправила положение дел и революционная наработка КБ фирмы - первый французский грузовик с газовой турбиной мощностью в 200 л.с; в серию он не пошел. В 1952 году на "Лаффли" изготовили 40 пожарных машин и только 6 грузовиков. Производство остановилось в октябре, а в феврале 1953 года фирма была признана банкротом. Ее заводы стали собственностью государственного концерна "Рено".

Транспортер/тягач Laffly W15T, хранящийся ныне во французском танковом музее в Сомюре

 …"Лаффли" сразу же приглянулся капитану. Вернер попинал резину машины, заглянул под капот и днище, все вроде было в исправности. В бардачке даже нашлись документы, свидетельствовавшие о том, что данная модель S 15T с инвентарным номером таким-то принадлежала 1-й французской механизированной драгунской дивизии. "Вот именно – принадлежала" – хмыкнул про себя Этцольд. Попытка завести автомобиль со второго раза увенчалась успехом: негромко кашлянув, движок уверенно заурчал. Шальная мысль – захватить трофей с собой в полк, стала приобретать вполне материальные очертания...

Несмотря на недовольство начальства – "и где ж ты найдешь на нее запчасти" - капитан машину-таки отстоял. Ее перекрасили в стандартную серо-синюю вермахтовскую окраску, нанесли полагающиеся дивизионные обозначения, и "Лаффли" занял свое место в строю рядом с немецкими собратьями. Этцольд пробыл в поверженной Франции еще три месяца; после чего, съездив в долгожданный отпуск, он уже не расставался со своим "Носатиком" - так однополчане прозвали эту необычную машину. Даже чудовищное бездорожье Восточного фронта было ей нипочем – "Лаффли" не только самостоятельно выбирался из грязевых болот, в которые превратились с осенними дождями русские дороги, но и вытягивал застрявшие по самое брюхо "кюбеля".

Погибнуть им суждено будет тоже вместе - 4 декабря 1941 года, неподалеку от местечка с простым названием Красная Поляна, что в двадцати километрах северо-западнее Москвы, две стокилограммовых бомбы со штурмовика Ил-2 легли точно в центр немецкой колонны, где и шел "Лаффли" Вернера...

М. ИКСАНОВ
(журнал "АвтоПарк", август 2002)

Hosted by uCoz