Изобилие, как враг патриотизма

Неужели все в прошлом?

Что имеем - не храним,
Потерявши - плачем...

В 70-х годах Америка лишилась своей бытовой электроники. Сейчас она медленно, но верно утрачивает свой автопром. Как неамериканцу, мне, в общем-то, глубоко поровну судьба Детройта. Как любителю хороших и породистых машин – обидно.

Периодически общаясь с американцами, я, как давний поклонник больших заокеанских легковушек, не раз между делом интересовался, а как там, в Штатах, относятся к "Кадиллаку" ("Бьюику", "Олдсу", "Шеви" - неважно) такого-то года выпуска или поколения? И почти всегда получал в ответ удивленные эмоции: американский гражданин, словно и слыхом не слыхивал о том, что данное авто некогда имело место быть на этом свете, а если и слышал, то "… да, мой дэдди когда-то ездил на ней, но сейчас вот я пользую "Тойоту" ("Ниссан", "Хонду") – и это есть "гуд кар" (большой палец вверх), а вот то, о чем вы говорите, "из нот э гуд кар" - палец тут же устремляется вниз".

Почему так? Если у нашего человека, упоминание "Победы", "Волги", даже старенького "Москвича" вызывает массу положительных эмоций в стиле - это "классная машина", "автомобиль на века", а металл, из которого был он сделан, отличался-де "особой толщиной" (а все потому, что "оборонка помогла"). У среднего американца, их же машины 30-50-летней давности, которые были эталоном и заслуженным образцом подражания для своего времени, никакого особого почтения или даже ностальгических эмоций не вызывают…

Может быть, тут все дело в изобилии и в различном подходе к автомобилям для каждой страны? Если бы в США лет 40 кряду после войны выпускалось модели три "Кадиллака", пара-тройка "Фордов" и столько же "Крайслеров", а на "Линкольнах" ездила бы исключительно правительственная верхушка, то, вполне возможно, что их знали бы все от мала до велика, а их история обросла бы множеством легенд и слухов, которые так часто придают серости прямо-таки радужно-романтический ореол. Однако сегодня имеем то, что имеем. К нации, которая преимущественно относится к автомобилю, как к предмету потребления, где главным является расход топлива и скидка при покупке – трудно предъявлять требования к патриотизму.

Приговор "большим легковым" был подписан в 70-е годы прошлого века самими американцами

Если еще 30 лет назад, шесть из каждых десяти продаваемых в Америке люксовых авто были "Кадиллаки", два – "Линкольны", один – "Империал", а на оставшееся место попеременно претендовали "Мерседес" с "Роллс-Ройсом", то теперь бал правят японцы и немцы. "Лексус", "Мерседес", "БМВ",   лишь на 4-й строчке находится фордовский флагман, а былой кумир – "Кэдди" на пятом месте. И продолжает год от года утрачивать своего покупателя. "Тойота" вплотную приблизилась ко второму месту в рейтинге мировых автоконцернов, года через 3-4 она, как пить дать, будет на первом.

Складывается впечатление, что единственный способ для американцев одолеть заморских конкурентов – это попросту купить их. Но пока именно иностранцы приобретают американские брэнды, как "Рено" АМС в 80-х, либо "Даймлер-Бенц" – "Крайслер" в 90-х. В сражениях за покупателя, "Большая Тройка" сдает одну позицию за другой: за минувшее десятилетие в Лету кануло множество славных имен – "Торонадо", "Ривьера", "Флитвуд", "Империал"; навсегда закрыто крайслеровское подразделение "Плимут", летом 2004-го с конвейера сойдет самый распоследний "Олдсмобиль"...

Кстати о собственно Детройте – некогда промышленная Мекка, этот мегаполис, начиная с 80-х гг., уже давно стал криминальной столицей Среднего Запада. Брошенные небоскребы в центре города, безработица и банды негров, рыщущие в поисках добычи средь бела дня – таков сегодняшний день автомобильной столицы Америки. Недаром в известном фантастическом боевике "Робокоп" действия разворачиваются именно в насквозь криминализированном Детройте.

Хуже Гарлема: мертвый небоскреб детройтского даунтауна

Насчет качества сборки – приснопамятной ахиллесовой пяты американских машин. Нельзя сказать, как в случае с вазовскими машинами, что тут все безнадежно запущено. Да, по количеству дефектов на энное количество деталей они уступают "японкам", но совсем близко находятся рядом с "европейцами"; по дизайну и прочим потребительским характеристикам "американцы" тоже вполне на уровне, если не в лидерах. Более того, если верить последнему отчету за 2003 год авторитетнейшего журнала "Ю-Эс Консьюмер Рипортс" – детройтские изделия, впервые за последние десятилетия, превзошли по качеству сборки хваленые немецкие машины (ну с последними-то все понятно – растущее количество турков и репатриантов из бывшего СССР закономерно привнесло в германскую педантичность изрядную толику халатности и безалаберного отношения к делу).

То обстоятельство, что многие японские машины собираются в Штатах, а их дизайн разработан американцами, не может умалить конечного факта, что деньги все-таки уходят на сторону, да и имидж подымается-то чужой. Что произойдет, когда в полную силу развернется Китай, с его миллиардным неприхотливым и трудоспособно-кропотливым населением трудно предположить… Не подлежит сомнению то, что, по аналогии с Великобританией XIX века, азиатский гигант постепенно превращается в "мастерскую мира". В том числе и крупнейшего производителя автомобилей.

Toyota FTX'2004 готова к штурму последней американской твердыни - пикапостроения

Патриотизм заключается не только в бездумном вывешивании флага родной страны где ни попадя. Отечественного производителя, как это ни банально не звучит, тоже необходимо как-то поддерживать. И эти люди еще хотят поднять до прежних высот свой национальный автопром?!

М. ИКСАНОВ

Hosted by uCoz