Эйндховенская экзотика

И как вы думаете, что это? - Учебный БТР DAF YP-408 без броневого корпуса.

Одна из самых известных "грузовых" фирм Европы, ДАФ, была основана как механическая мастерская в голландском Эйндховене братьями Хубертом Йозефом и Виллемом Антонием Винсентом ван Доорнами, более известными как Хуб и Вим (и правильно, кому понравится произносить такие многоэтажные готические имена…). С 1932 года фирма получила название "Фабрика прицепов братьев ван Доорн" (Van Doorne’s Aanhangwagenfabriek), сокращенно – ДАФ. Сегодня наш рассказ пойдет не о массовых, хорошо известных любому мало-мальски знающему автолюбителю грузовиках различных семейств DAF, а об экзотических автомобилях, появлявшихся под этой маркой в разные годы.

6 х 4 при двух осях

Штабная трехоска DAF-Ford (1936 г.)Как обычно и происходит, ассортимент выпускаемой продукции новорожденной компании расширялся и усложнялся год от года – от металлических шкафов к многопрофильным прицепам и переделкам двухосных автомобилей в трехосные, колесной формулы 6 х 4 (в мастерских заменяли обычный задний мост на 2-осную ведущую тележку типа TraDo, названную так в честь ее авторов – инженера фон дер Траппена и братьев ван Доорн). Конструктивно "Традо" представляла из себя вот что: на концы ведущего (заднего) моста автомобиля вместо ступиц колес надевались полые балансиры, на концах которых крепились колеса. Привод же осуществлялся валами с коническими шестернями, проходящими внутри балансиров. Автомобиль, оборудованный тележкой TraDo, имея всего два моста, в то же время был шестиколесным.

С 1935 года на заводе DAF развернулось серийное производство грузовиков типа 6 х 4. Братья ван Доорн закупали комплекты узлов грузовиков Chevrolet и Ford, а при сборке вместо штатного ведущего моста ставили тележку TraDo. Вот эти-то автомобили и заинтересовали голландских военных. К 1940 году армия Нидерландов имела 1200 грузовиков этого типа и свыше сотни более легких командирских "шестиколесок" Ford/DAF TraDo.

DAF M-39 - самый современный довоенный бронеавтомобиль голландской армии

Подборка различных снимков М-39 периода 1939-1943 гг.В 1938 году в рамках перевооружения армии, фирма ДАФ получила заказ на партию трехосных броневиков, получивших обозначение М-39, и имевших вместо обычной пары задних осей тележку TraDo. Небольшой (база 2500 мм, база тележки 1120 мм, размеры 4750 х 2080 х 2160 мм), довольно легкий (масса 5800 кг), хорошо вооруженный (37-мм пушка во вращающейся башне и 3 пулемета) и весьма вместительный (экипаж - 5 человек). Расположенный сзади 95-сильный 4-литровый двигатель "Форд" V-8 с четырехступенчатой КПП (с реверсом) позволяли машине развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. DAF М-39 имел гидравлический привод тормозов, рессорную подвеску, шины 9.00х16. Для повышения проходимости на передней грани корпуса устанавливались два маленьких колеса, облегчавшие преодоление препятствий. Водитель сидел слева, а справа от него размещался лобовой пулемет в своеобразном трубчатом бронекожухе. Такой же кожух стоял в задней стенке корпуса.

Неудивительно, что столь удачные машины приглянулись немцам – после оккупации Нидерландов все машины (по одним источникам 12, по другим – 24 единицы) были включены в состав бронечастей вермахта. Летом 1941 года голландские броневики оказались на подступах к Ленинграду и приняли участие в боях с Красной Армией.

Финал боевой карьеры DAF M-39. Ни один из построенных броневиков так и не пережил войну...Двадцать четыре - слишком малое количество, чтобы быть замеченными в сражениях величайшей из войн. Документы о боевом применении "голландцев" неизвестны, и, если бы не старая фотография, сделанная в окрестностях Ленинграда: разбитые избы освобожденного русского села, на площади - занесенные снегом останки английского грузовика Morris Commercial (тоже германский трофей), слева и справа - сгоревшие трехосные броневики с белыми крестами на бортах, - никто бы, наверное, и не знал, где и когда закончили свой путь бронеавтомобили братьев ван Доорн...

Судьба Тянитолкая

Изобретение ШРУСов в начале 30-х открыло для автомобильных конструкторов мира обширное поле деятельности для разработок разнообразных полноприводных и полноуправляемых конструкций, создаваемых, как правило, в интересах военных ведомств. Наиболее известны были машины формулы 4 х 4 х 4 германского концерна "Ауто Унион" - среднеразмерные и тяжелые штабные "Хорьхи". Братья из Эйндховена не остались в стороне от этого поветрия – вот так и появилась экспериментальная армейская амфибия МС-139.

Амфибия МС-139 на испытаниях

Занятная была машинка, ничего не скажешь… Лапидарно-аскетичный внешне МС-139 являлся, по сути, настоящим "тянитолкаем": абсолютно симметричная форма передней и задней части, центральное расположение двигателя, все четыре колеса были ведущими и управляемыми. Двигатель, разумеется, был "со стороны" - 48-сильный четырехцилиндровый "Ситроен". Тормоза – гидравлические, на все колеса. Управление машины было дублированным, экипаж в числе четырех человек – 2 водителей и 2 пассажиров размещался попарно, сидя спиной друг к другу. "Задний" руль с соответствующими передачами автоматически блокировался в случае использования "переднего" - и наоборот. Максимальная скорость на суше составляла 70 км/ч, и 8 км/ч – на воде. Занятная особенность – для преодоления крутых склонов (30 градусов и выше) имелась дополнительная понижающая передача. Движение на воде осуществлялось за счет винта в кольцеобразной рамке (но на этот раз, лишь с одной стороны), а роль руля исполняли все те же колеса.

Эксперты голландской армии тестировали этот автомобиль в марте 1940 года на частично замерзшей реке Изель, и остались вполне довольны результатами испытаний. Увы – принять на вооружение МС-139 так и не удалось: в мае того же года вермахт вторгся в Западную Европу, и чтобы уникум не достался в руки противника, он был уничтожен своими создателями.

Умом голландцев не понять,
Аршином общим не измерить...

Сочлененный городской автобус DAF конца 50-хВ послевоенные годы фирма ДАФ вплотную занялась производством грузовых автомобилей и автобусов ("легковое" подразделение у фирмы тоже имелось, но оно исполняло, скорее, вспомогательную роль и было с легким сердцем продано в кризисную годину 70-х шведам из Volvo). Грамотная конструкция и хорошее качество изготовления привели к закономерному росту продаж и расширению объемов выпуска. И тут огромное значение для становления компании сыграли армейские полноприводные автомобили, выпускавшиеся в соответствии с планом Маршалла (восстановление разрушенной экономики Западной Европы в начале 50-х).

Немало в этих машинах оказалось заимствовано у других производителей, главным образом, американских. Так, двигатели были от "Геркулеса" и "Перкинса", мосты стояли "тимкеновские", а коробки передач – фирмы "Фуллер". Впрочем, это было весьма распространенным явлением в те годы. Тем не менее, практически все выпускаемые автомобили строились по схеме "кабина-над-двигателем", в отличие от большинства капотных тягачей и грузовиков, бегавших по дорогам Европы начала 50-х. Время показало, что за этой компоновкой – будущее (весьма специфичный грузовой авторынок Северной Америки - не в счет).

Различные представители продукции "милитари" ДАФ эпохи 1950-х:
Верхнее фото. 6-тонный эвакуатор YB-616. Он оснащался 232-сильным двигателем Continental и был снят с вооружения лишь к середине 90-х.
Средний ряд. Слева - легкий грузовик YA-126 (1956 г.); справа - трехтонка YA-314 (1955 г.).
Внизу - седельный тягач семейства YT-514 (1960 г.)

Гамма военной продукции ДАФ включала в себя пять базовых моделей: от легкого джипа YA-054 и 1-тонного тактического грузовика YA-126 (4 х 4) до 3-тонного вездехода YA-328 (6 х 6). Последний оснащался шестицилиндровым бензиновым двигателем Hercules JXLD мощностью 131 л.с. Масса машины составляла 6200 кг; габариты 6130 х 2400 х 2650 мм (со сложенным тентом – 1940 мм).

Армейский грузовик DAF YA-328 (1956 г.). Внизу показан рентген его шасси, наглядно демонстрирующий особенности бортовой трансмиссии с червячными передачами. Задняя тележка - как и на довоенных моделях, типа "Традо".

YA-328, получивший прозвище "Dikky DAF", был признан не только одним из наиболее удачных военных автомобилей всех времен и народов, но и самым оригинальным грузовиком из-за его бортовой трансмиссии с червячными главными передачами, торсионной подвески и характерной, скошенной назад, клиновидной кабины. Этот автомобиль послужил базой для пожарных автомобилей и бронетранспортеров. Всего же, с 1952 по 1958 гг. было произведено около 4500 машин.

12-тонный БТР DAF YP-408, разработанный в конце 50-х гг. на основе шасси грузовика YA-328, серийно выпускался в 1964-68 гг. (произведено 750 машин) и состоял только на вооружении нидерландской армии.

Начиная с 1955 года, на YA-328, как и на аналогичных по классу гражданских грузовых моделях ДАФ, стандартными становятся рядные шестицилиндровые дизели "Лейланд", заменившие собой порядком подустаревшие бензиновые "Геркулесы". В те же годы голландская компания окончательно отказывается от покупных задних ведущих мостов, предпочитая их изготавливать самостоятельно. Однако КПП по экономическим соображениям решили все-таки приобретать на стороне – у известной германской фирмы ZF.

Возвращение Тянитолкая

Думается, тот самый первый автомобиль-тянитолкай, стоял перед мысленным взором проектировщиков компании, когда те создавали супер-грузовик, предназначенный для участия в гонках "Париж-Дакар". В гонках 1984 года участвовал прозванный "Двухголовым монстром" вариант DAF FAV-3300DKX2 имевший впервые в истории гонок две кабины (основную и вспомогательную) и два двигателя - рядные 11,6-литровые шестицилиндровые турбодизели DKX 1160 по 440 л.с. каждый. При полной массе в 13 т этот действительно монстр развивал скорость 160 км/ч. Пилот машины, Ян де Рой, ускорялся на ней до "сотни" всего за 11 секунд! Как часто это бывает с недостаточно опробованными машинами, серьезная техническая авария, случившаяся у местечка Эль-Голея в Алжире, заставила экипаж машины прервать свое участие в гонках.

"Двухголовый монстр" - раллийный грузовик DAF FAV-3300DKX2 (1984 г.)

Позже ДАФ еще не раз радовал поклонников самобытных конструкций. Так, в 1985-м появился очередной "двухмоторник" "The Bull" ("Бык") с агрегатами мощностью 420 и 450 л.с., а еще через год на старт вышел FAV-3600DKX2 Turbo Twin I (2 х 495 л.с.), впервые в мире преодолевший рубеж в 200 км/ч в категории тяжелых грузовиков. Увы, эти безо всякого сомнения интересные машины уже имели только одну "голову", что лишало их прежнего шарма.

P.S. Несмотря на впечатляющие достижения в области создания нестандартных автомобилей, финансово-экономическое положение ДАФа с конца 80-х гг. стало ухудшаться. Осенью 1996-го американская машиностроительная корпорация "Паккар" (в состав которой, кстати, входят такие марки, как "Кенворт" и "Петербилт") выкупила 100% акций голландской фирмы, став ее полноправным владельцем. Но менять заслуженное имя, к счастью, не стала. 25 тысяч автомобилей марки "ДАФ", выпускаемых компанией ежегодно, позволяют голландскому предприятию оставаться одним из ведущих производителей средних и тяжелых грузовиков в мире. И не исключено, что в будущем конструкторы компании еще смогут удивить мир своими оригинальными разработками...

М. ИКСАНОВ

Hosted by uCoz